Термин «ювенальный» этимологически берёт своё начало от латинского слова juvenis (junior), что означает — молодой, юный, а также может истолковываться, как молодой человек, юноша, девушка. Ювенальная юстиция обобщённо понимается, как «кооперация деятельности различных профессионалов, предполагающая взаимодействие суда и правоохранительных органов с воспитательными (и иными гуманитарными) структурами с целью решения проблем ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Ювенальная юстиция — система воспитательно-юридическая, государственно-общественная». [8, с.4]
Исторический опыт возникновения, становления и развития ювенальной юстиции, её нормативно-правовой базы, является сложным и длительным, а для современной России в, некоторой степени, новым, поскольку специализированных государственных органов, расследующих уголовные дела в отношении несовершеннолетних, и судебных органов, рассматривающих материалы о совершении преступлений несовершеннолетними, в Российской Федерации нет.
В связи этим, целесообразно рассмотреть существующие модели ювенальной юстиции в некоторых зарубежных государствах. В то же время, следует признать, что среди учёных и практиков, причастных к разработке законодательства о несовершеннолетних, до сих пор нет единого мнения о том, что же такое ювенальная юстиция и насколько она необходима в России.
Один из первых ювенальных судов был создан в Чикаго (штат Иллинойс) 2 июля 1899 года на основании Закона о детях покинутых, беспризорных и преступных и о присмотре за ними. [13, с.7] По примеру США подобные суды были созданы в Англии в 1905, Канаде в 1908, Бельгии в 1912, Франции в 1914, Греции в 1924 году, а также ряде других стран. При этом, принято выделять две основные модели действующей за рубежом ювенальной юстиции: англосаксонскую, в которую входят Англия, США, Канада и Австралия и континентальную, основанную на правовых системах Германии, Франции, Бельгии, Румынии, Польши и ряде других европейских государств. [14, с.112–113]
Французская система правосудия в отношении несовершеннолетних является образчиком романо-германской модели, наиболее ярко воплощая такие её черты, как четкое разграничение компетенции судебных органов, органов предварительного следствия, регламентация судебной процедуры. Поскольку уголовный кодекс Франции прямо устанавливает, что несовершеннолетние лица, признанные виновными в совершении преступлений, становятся объектом защиты, помощи, надзора и воспитания при условиях и в порядке, установленном отдельным законом, правовую основу французской ювенальной юстиции составляет Закон № 45–174 от 2 февраля 1945 года. [21, с.197–205]
Возраст, с которого наступает уголовная ответственность во Франции. Это 13 лет, поэтому лица моложе тринадцати не могут являться преступниками, к ним применяются лишь воспитательные меры. [10, с.187–189]
Французский ювенальный судья Э.Робинсон выделяет ряд принципов, на которых строится ювенальная юстиция Франции. Первый — принцип предпочтительности воспитательных мер перед наказательными (карательными). Ориентирование системы правосудия над несовершеннолетними на воспитательную составляющую способствует защите прав и интересов несовершеннолетнего, его ресоциализации, а значит и соответствует целям специальной превенции. Второй принцип, это глубокое знакомство с психологией, с личностью несовершеннолетнего правонарушителя. Судья выносит вердикт только при условии глубокого, тщательного, досконального изучения личности несовершеннолетнего преступника, при этом, обязательным условием является проведение «социального исследования» с составлением специального досье. Причем, такое исследование судья может проводить сам, но большей частью поручает его чиновникам службы пробации, которые используют помощь психологов, психиатров, специалистов в области образования. [12, с.107]
Третий принцип — специализация судей, занимающихся исключительно делами несовершеннолетних.
В сущности, французскую ювенальную систему можно охарактеризовать, прежде всего:
‒ системностью различных органов и служб, координируемых ювенальным судом;
‒ воспитательной направленностью системы правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних;
‒ назначением той или иной воспитательной меры на основе полного и всестороннего изучения личности несовершеннолетнего, его окружающей среды (семьи, друзей, школы и др.);
‒ мобильностью в определении вида, содержания и характера воспитательных мер, применяемых к несовершеннолетнему;
‒ наличием профилактического потенциала преступности несовершеннолетних, в том числе в виде специальной превенции. [20, с.16]
Основная цель ювенальной системы Швейцарии — это возвращение несовершеннолетнего правонарушителя в общество и принцип освобождения лишенного свободы несовершеннолетнего, как только это становится возможным. При этом правовую основу составляют международные правовые акты, а также внутренние нормативные правовые акты. Так, Конституция Швейцарии распределяет полномочия между конфедерацией и кантонами. Таким образом, в том, что касается ювенальной юстиции, все, что является основополагающим и такие документы, как уголовный кодекс — все входит в компетенцию конфедерации. А все, что касается формы, то есть сама процедура, меры пресечения, меры наказания и так далее — это все входит в компетенцию кантонов. Словом, в федеральном уголовном кодексе предусмотрены все правонарушения и преступления, а в 27 процессуальных Кодексах регламентированы процессуальные вопросы каждого кантона в отдельности. [17, с.78–93]
Уголовная ответственность в Швейцарии наступает с 10 лет. При рассмотрении вопроса о назначении несовершеннолетнему меры воздействия приоритет отдаётся воспитательным мерам. При этом все воспитательные меры можно условно разделить на четыре типа: наблюдение (судья делегирует сотрудника, который наблюдает за семьей несовершеннолетнего и тем, как идет процесс воспитания), наблюдение с воздействием сотрудника непосредственно на ребенка, клинические курсы лечения (когда несовершеннолетний является алкоголиком, наркоманом, зависимым от каких-либо медикаментов), изоляция ребенка от семьи (ребенок перемещается в другую среду обитания на разный в зависимости от случая период времени). «Естественно, все эти четыре меры вовсе не обязаны следовать одна за другой или существовать одна независимо от другой, то есть их можно комбинировать, их можно перемещать в зависимости от того, какие результаты мы получаем». [19, с.37]
Основной акцент в швейцарской ювенальной юстиции делается на стороне, возмещающей ущерб, пытающейся найти какие-то точки соприкосновения, какое-то примирение между противными сторонами. После проведения следственных действий для выяснения характера совершенного преступления судья приступает к следственным действиям для выявления личности, характеристики автора этого правонарушения. Именно здесь он работает в тесном контакте с административным сектором и частным.
Именно работники административного или частного сектора (общественный работник, психиатр, психолог) подготавливают по поручению судьи информацию о подростке, формируют его досье (по аналогии с французским социальным досье). [4, с.28–30] Сформированное досье поступает судье. И если ничего иного предпринимать не требуется, например, помещать несовершеннолетнего в специализированное медицинское учреждение в случае его заболевания (наркомания, токсикомания), процесс переходит в следующую стадию — вынесение приговора. Данная стадия происходит в кабинете судьи в присутствии несовершеннолетнего, его родителей или опекунов, а также жертвы совершенного преступления; судья объявляет свое решение и объясняет его. Далее наступает стадия исполнения наказания. [6, с.5–8]
В швейцарской ювенальной системе приоритет всегда отдается воспитательным мерам, ведущую роль играет ювенальный судья, начинающий, контролирующий и заканчивающий весь судебный процесс. В конечном счете, данная правовая модель преследует двуединую цель — возвращение несовершеннолетнего правонарушителя в общество и освобождение несовершеннолетнего, лишенного свободы, как только это становится возможным, а также возмещение ущерба и примирение между сторонами. [19, с.46–69]
Правовая база польской ювенальной юстиции включает международные правовые акты, а также внутренние законы, отвечающие требованиям международных стандартов осуществления уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних. К числу последних относят Закон о процедуре рассмотрения дел несовершеннолетних 1982 года и Закон об уголовных преступлениях и мелких правонарушениях. Как указывает С. С. Козлов: «В Польше правосудие для несовершеннолетних построено своеобразным способом — уголовное преследование производится в общем порядке, а все остальные дела решает семейный суд». [9, с.16–17]
Согласно польскому законодательству, подростки в возрасте 13–17 лет, совершившие правонарушение, считаются несовершеннолетними и могут быть привлечены к суду, однако, формально они не могут быть признаны преступниками, так как совершают не преступления, а так называемые, действия, влекущие за собой наказание. Статус несовершеннолетнего в системе правосудия продлевается до 18 лет, если действия подростка связаны с так называемой «деморализацией» (алкоголизм, наркомания, отказ от посещения школы, асоциальное поведение), либо до 21 года, если молодой человек был осужден как несовершеннолетний и находится в соответствии с приговором суда в исправительном учреждении. [18]
Большинство уголовных дел в отношении несовершеннолетних рассматривается введенным в 1978 году семейным судом. Исключение составляют дела в отношении подростков, достигших 15-летнего возраста, совершивших тяжкое преступление (убийство, насилие, террористический акт). В любом случае, при рассмотрении уголовного дела судом учитываются индивидуальные качества личности подростка и степень его зрелости. [22, с. 129–139]
Что примечательно, одной из мер воздействия на подростка, назначенной судом, может стать посещение, так называемого, кураторского центра. Всего в Польше 300 таких центров, и они представляют собой нечто вроде дневного приюта, в котором дети проводят несколько часов после школы. При польском семейном суде, так же, как и во Франции и Швейцарии, действует институт кураторов. Работа куратора включает несколько направлений: составление отчета о личности подростка и ситуации в семье (куратор посещает семью, беседует с подростком и членами его семьи), содержащий анализ ситуации и рекомендации относительно помощи или мер воспитательного характера (в 90 % случаев судья следует рекомендациям куратора); осуществление контроля за поведением ребенка (куратор посещает семь, школу, место работы подростка и регулярно представляет отчеты судье); осуществление координационной связи между различными структурами — школой, семьей, социальной службой, полицией, медицинскими учреждениями (например, куратор может направить ребенка в центр психологической диагностики). В ряде регионов введена процедура примирения. Суд решает, следует ли то или иное дело направить на программу примирения. В этой процедуре принимает участие медиатор (лицо, не зависимое от судебных и правоохранительных органов) и присутствуют обе стороны — несовершеннолетний, совершивший противоправное деяние, и потерпевший. Затем, договор о примирении направляется в суд: если суд с ним соглашается, дело прекращается, если же нет, судья предлагает свое решение. [23, с.22–25]
Нормативная база ювенальной юстиции Германии представлена двумя кодексами — Уголовным и Уголовно-процессуальным, а также основным нормативным правовым актом специального значения — Законом об отправлении правосудия по делам молодежи от 3 августа 1953 года (с последними изменениями от 19 января 2000 года). Закон о суде по делам молодежи регулирует мероприятия при поступках подростков (14–18 лет) и молодых людей (18–21 год) и создание судов по делам молодежи, помощи судам по делам молодежи, возможности прекращения процесса или назначения воспитательных мероприятий. [24, С.39]
Стратегическим направлением правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних Германии является отказ от уголовного преследования. Данное направление связано с понятием «диверсион». Суть данного понятия заключается в отказе от официального уголовного процесса путем применения неформальных альтернатив ему, сопряженных с отсутствием длительных процедур и формального судебного разбирательства. [7, с.335–337]
Диверсион принадлежит к одному из направлений либеральной уголовной политики и ориентирован, в первую очередь, не на реагирование, но на превенцию. Диверсион включает в себя два направления — криминологический и педагогико-терапевтический. Криминологический базируется на следующих утверждениях:
- Подростковая преступность обычна, нормальна, эпизодична и малозначительна, поэтому излишние меры борьбы с ней не нужны;
- Диверсион помогает избежать стигматизации (в процессе признания лица виновным происходит его клеймение и в общественной среде он обретает новый статус — «преступник», кроме того, общение с другими лицами, отбывающими наказание протекает в обстановке асоциального поведения и способствует формированию соответствующих установок и мировоззрения). [16, с.54–55]
Правом прекращения уголовного преследования несовершеннолетних по Закону о суде по делам молодежи наделен как прокурор, так и суд. Так, если прокурор предъявил обвинительное заключение несовершеннолетнему, но ювенальный судья усматривает, что а) совершенное деяние является проступком, вина незначительна и отсутствует публичный интерес в уголовном преследовании; б) уже начата или осуществлена какая-либо воспитательная мера; в) вынесение приговора не необходимо, а можно ограничиться назначением какой-либо меры, признавшему себя виновным несовершеннолетнему, то судья может прекратить уголовный процесс без устного судебного разбирательства, заручившись согласием прокурора. [3, с.345–362]
Прекращение процесса оформляется судьей путем вынесения определения, которое не может быть обжаловано. В этом определении судья вправе установить несовершеннолетнему срок (максимум 6 месяцев), в течение которого он должен выполнить возложенные на него обязанности, указания, либо подвергнуться воспитательным мерам. Таким образом, в основу ювенальной юстиции Германии заложена идея перевоспитания несовершеннолетнего преступника и дальнейшая его ресоциализация, а прекращение уголовного преследования с применением соответствующих мер, непосредственно связано с профилактикой преступности и направлено на достижение специальной превенции. [9, с.19]
Таким образом, в континентальной правовой системе (Германия, Франция, Бельгия, Румыния, Польша и др.), все виды правонарушений и преступлений несовершеннолетних подсудны только специализированным ювенальным судам, и передача дел для рассмотрения судом общей юрисдикции не допускается. [1, 1999]
Международное сообщество, уделяя внимание правам детей и молодежи и, исходя из необходимости проведения более тщательной работы, способствующей развитию личности и предупреждению правонарушений, способствовало тому, что ООН было принято четыре документа, непосредственно затрагивающих вопросы предупреждения преступности несовершеннолетних и подготовки кадров для этого. Этими документами стали: Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила, 1985 г.), Руководящие принципы для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы,1990г.), Правила, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990г.). [11, с.53–57] Так, п.2.3 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, принятых резолюцией Генеральной Ассамблеи № 40/33 от 29 ноября 1985г. (Пекинские правила) закрепляет, что в рамках каждой национальной юрисдикции следует предпринять усилия для принятия комплекса законов, правил и положений, которые относятся непосредственно к несовершеннолетним правонарушителям и учреждениям и органам, в функции которых входит отправление правосудия в отношении несовершеннолетних и которые призваны в том числе удовлетворять различные потребности несовершеннолетних правонарушителей, защищая при этом их основные права; удовлетворять потребности общества. Правила также предусматривают, что следует систематически развивать и координировать службы правосудия в отношении несовершеннолетних в целях повышения и поддержания на должном уровне квалификации персонала этих служб, включая их методы, подходы и отношения (п. 1.6.). Важнейшее значение имеют положения Правил о том, что для обеспечения и поддержания необходимой профессиональной компетенции всего персонала, занимающегося делами несовершеннолетних, следует использовать профессиональную подготовку, обучение в процессе работы, курсы переподготовки и другие соответствующие виды обучения (п.22.1); персонал органов правосудия должен подбираться с учетом различных категорий несовершеннолетних, которые вступают в контакт с системой правосудия по делам несовершеннолетних (п.22.2). [25]
Иными словами, Правила делают упор на специализации судейского корпуса, рассматривающего уголовные дела несовершеннолетних, и это требование касается всех органов и служб, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов о правонарушениях несовершеннолетних. [2, с.51]
Анализ правовых систем и норм, касающихся профилактики правонарушений несовершеннолетних, в развитых зарубежных странах показывает, что в них практически везде действует единая скоординированная, целостная система профилактики и предупреждения безнадзорности, а также привлечения несовершеннолетних лиц к юридической и иной ответственности. Усилия всех государственных органов, при этом, взаимосвязаны и направлены на решение одной сложной глобальной задачи.
Литература:
- Булатов Б. Б., Николюк В. В. Уголовный процесс зарубежных стран//Лекция — Омск: Юридический институт МВД России, 1999
- Ведерникова О. Ювенальная юстиция: исторический опыт и перспективы//Российская юстиция, № 7, 2000, с.51–52
- Гуценко К. Ф., Головко Л. В., Филимонов Б. А. Уголовный процесс западных государств. Изд.4-ое, доп. и испр., М., Зерцало-М.,2008, с.345–362
- Гюбо В. Роль социально-воспитательных служб в работе с несовершеннолетними, находящимися в конфликте с законом, с момента следствия до вынесения приговора// Программа и материалы Международного научно-практического семинара «Правосудие в отношении несовершеннолетних: зарубежный и российский опыт»/ под ред. Е. Л. Вороновой. Р/н/Д.: Экспертное бюро,2002, с.28–30
- Гюбо В. Профилактика преступности несовершеннолетних и проблемы взаимодействия судебных, правоохранительных органов и социальных служб (опыт Франции)// Программа и материалы Международного научно-практического семинара «Правосудие в отношении несовершеннолетних: зарубежный и российский опыт»/ под ред. Е. Л. Вороновой. Р/н/Д.: Экспертное бюро,2002, с.56–59
- Гуковская Н. И., Долгова А. И., Миньковский Г. М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних// М.: Юридическая литература, 1974, с.5–8
- Жалинский А. Э. Современное немецкое уголовное право//М.: ТК Вэлби, Проспект,2004, с.335–337
- Карнозова Л. Ю. Ювенальная юстиция: содержание, понятия //Вопросы ювенальной юстиции, № 4 (13), 2007,с. 4
- Козлов С. С. Организация и функционирование ювенальной юстиции в зарубежных странах// Право и государство: теория и практика, № 1, 2006, с.16–19
- Козочкин И. Д. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии, Японии): сб.законодательных материалов. М.: Зерцало.,2001, с.187–248
- Комарницкий А. В. Основы ювенальной юстиции// Спб.,изд-во ИВЭСЭП, 2011, с. 53–57
- Лещева Р. В. Англосаксонские и континентальные модели действующего ювенального судопроизводства// Актуальные проблемы международного ювенального права: материалы всерос.науч.-практ.конф.(г.Волгоград,15 марта 2006 г.); редкол.: М. И. Фетюхин (отв.ред.). Волгоград: ВолГУ,2006, с.107
- Люблинский П. И. Суды для несовершеннолетних в Америке как воспитательные и социальные центры.//М.,1911, с.3
- Мельникова Э. Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: учеб.пособие//М.,2000, с.112–113
- Мельникова Э. Б. Правосудие по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: восстановительный аспект. Научно-практическая конференция «Правовое обеспечение практики восстановительного правосудия: мировые тенденции и перспективы в России» // Государство и право, № 10, 2003, с.105
- Пергатая А. А. Отказ от уголовного преследования как новое стратегическое направление в уголовном процессе по делам несовершеннолетних ФРГ// Актуальные проблемы правоведения: сб. науч. тр. молодых ученых и аспирантов/ отв. за вып. А. Н. Тарбагаев. Красноярск: КрасноярГУ, 1998, с.54–55
- Предеина И. В. Ювенальная юстиция в России и за рубежом/под ред. А. Ф. Соколова. Изд-во ГОУ ВПО Саратовская государственная академия права, Саратов, 2009, с. 78–93
- Разумовская М. Л. «Ювенальная юстиция в Польше» (исследование, проведенное 4.11 ноября 1999г. в рамках проекта по развитию ювенальной юстиции в России// Гражданский контроль, Спб., http:// kraevoy.krk.sudrf.ru
- Рива П. Профилактика преступности несовершеннолетних (опыт Швейцарии)// Программа и материалы Международного научно-практического семинара «Правосудие в отношении несовершеннолетних: зарубежный и российский опыт»/ под ред. Е. Л. Вороновой. Р/н/Д.: Экспертное бюро, 2002, с.46–74
- Робинсон Э. Введение во французскую ювенальную юстицию// Программа и материалы Международного научно-практического семинара «Правосудие в отношении несовершеннолетних: зарубежный и российский опыт»/ под ред. Е. Л. Вороновой. Р/н/Д.: Экспертное бюро, 2002, с. 16–24
- Хулхачиева И. В. Сравнительно-правовой анализ англосаксонской и континентальной моделей действующего ювенального права// Актуальные проблемы международного ювенального права: материалы всерос.науч.-практ.конф. (г.Волгогорад, 15 марта, 2006г.)/ редкол.: М. И. Фетюхин (отв.ред.). Волгоград: ВолГУ,2006, с.197–202
- Черненко И. В. Уголовная ответственность несовершеннолетних по законодательству зарубежных государств// Актуальные проблемы права: сб. тр. науч. конф. Вузов России, посвященной 30-летию юридического факультета КемГУ. Кемерово: КемГУ, 2004, Т.2, с.129–139
- Чувилев А. Новые основания прекращения уголовного дела в отношении несовершеннолетних// Законность, № 2, 1998,с. 22–25
- Becsky S., Bergner H-P, Dr.Obst S-O, Dr.Weisner R. Herausgegeben vom Internstionalen Jugendaustausch — und Besucherdienst der Bundesrepublik Deutschland. Bonn:IJAB, 1994, с.39
- www.studfiles.ru