В статье представлены результаты практического исследования проблем организации внутрифирменного обучения педагогов в образовательном учреждении.
Ключевые слова: внутрифирменное обучение, непрерывное повышение квалификации,внутрифирменная система повышения квалификации педагогов
Переход современной школы на новые образовательные стандарты выявил объективную потребность в новой школе. Президентская национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (Пр-271 РФ от 04.02.2010г.) подчеркивает, что главная задача новой школы — это раскрытие способностей каждого ученика. [9] Данная инициатива базируется на принципе грамотно организованного практико-ориентированного обучения учителей. Непрерывное образование — одно из важнейших требований современной школы. Повышение уровня профессионального мастерства — важнейшее условие личностного профессионального роста учителя.
Учитывая интересы динамично развивающейся внешней среды, развитие и интеграция науки, образования и бизнеса, развитие самой школы необходимо изменить и взгляд на систему внутрифирменного повышения квалификации педагогов. Обучение на рабочем месте становится одним из наиболее действенных механизмов формирования компетентности педагогов, позволяет решать различные проблемы, связанные с организацией образовательного процесса, эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса, которые многие педагоги считают затруднительными.
В современных, быстро изменяющихся условиях появляется необходимость соответствия любой системы повышения квалификации кадров требованиям мобильности и учёта потребностей конкретных профессиональных групп. В связи с этим всё большую популярность приобретают формы повышения квалификации на рабочем месте, которые в настоящее время реализуется многими корпорациями и фирмами. Подготовка работников в данном случае ориентирована на специфические потребности фирм. Такой подход к подготовке сотрудников сегодня заимствуется школой. Однако следует отметить, что цели организации такого обучения в бизнесе носят исключительно экономический характер, поэтому нельзя вести речь о прямом переносе идеи внутрифирменного обучения в практику работы образовательных организаций, где качество любой системы определяется иерархией ценностей входящих в неё людей, а не формами организации или материальными ресурсами. [1, с. 290]
Так как одной из целей образовательного учреждения (ОУ) является повышение уровня конкурентоспособности, то есть занятие лидирующей позиции в образовательном пространстве, необходимо проанализировать сильные, слабые стороны ОУ, возможности и угрозы по средству SWOT — анализа. По результатам SWOT — анализа можно оценить, обладает ли ОУ внутренними силами и ресурсами, чтобы реализовать возможность совершенствования организации внутрифирменного обучения и противостоять угрозам, и какие внутренние недостатки требуют скорейшего устранения.
SWOT — анализ ОУ приведен в таблице 1.
Таблица 1
Матрица SWOT— анализа МКОУ СОШ №….
Возможности МКОУ СОШ №…
|
Угрозы МКОУ СОШ №…
|
|
Сильные стороны 1. Высококвалифицированный персонал; 2. Хорошее впечатление, сложившееся у родителей, учащихся школы; 3. Хорошо отработанные план образовательной деятельности школы; 4. Огромный опыт работы в оказании образовательных услуг |
Поле СИВ 1. Заключение контракта с Центром занятости населения с целью создание резерва молодых специалистов; 2. Разработка научно — методической службой новые технологии развития образовательной деятельности МКОУ СОШ № …; 3. В связи с увеличением учащихся школы, расширение территориальных границ школы |
Поле СИУ 1. Выбор и отправление педагогов на курсы повышения квалификации; 2. Заключение контрактов для увеличения методического фонда; 3. Разработка тщательных планов для успешной проверки краевой комиссии |
Слабые стороны 1. Отсутствие стратегий для долгосрочного планирования; 3. Угроза увольнения персонала, в связи отсутствия резерва молодых специалистов; 4. Не высокий уровень развития используемой техники; 5. Низкая мотивация к непрерывному обучению |
Поле СЛВ 1. Найм высококвалифицированного специалиста в области развития и подготовки оборудования для работы; |
Поле СЛУ 1. Создание службы контроля за деятельностью работы специалистов школы; 2. Поддержание деятельности научно — методической школы, путем выдвижения планов педагогов в области научного познания и стратегического планирования |
В образовательном учреждении существует продуманная система внутрифирменного обучения персонала, это непосредственным образом отражается на результатах деятельности организации, то есть посредством обучения достигаются поставленные цели, сотрудники адаптируются к нововведениям в системе образования и государственной политики. Имеются разработанные планы по внутрифирменному обучению на основании внутренних нормативных документов.
На базе ОУ существуют методические объединения учителей- предметников, которые выполняют функцию первичного сбора и обработки информации о персонале.
Необходимо повышать уровень квалификации педагогов. В настоящее время процент педагогов, не имеющих квалификационную категорию достаточно велик (24 %), при этом процент имеющих высшую категорию самый низкий (11 %).
Большинство педагогов предпочитает проходить внешнее обучение и не видят необходимости в непрерывном повышении квалификации за счет внутреннего обучения. Мотивация к обучению у педагогов на низком уровне (34 %).
Порядок подготовки и повышения квалификации педагогических работников осуществляется в соответствии с установленными целями и задачи для образовательного учреждения. Регламентируется соответствующими документами [10,с.123]
Ответственность за организацию обучения персонала, методическое обеспечение, а также контроль за содержанием и качеством учебного процесса возлагается на методиста и заместителя директора о научно- методической работе.
Руководители методических объединений учителей- предметников несут ответственность за своевременное информирование и обучение своих педагогов. В разрезе всей школы, за повышение квалификации педагогических работников, за создание соответствующих условий для обучения кадров и непрерывности процесса внутрифирменного обучения ответственен директор ОУ. Он же контролирует выполнение планов подготовки персонала.
Подготовка и повышение квалификации всех уровней персонала осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС, согласно видам и формам обучения. При этом, необходимо также отметить то, что обучение педагогов происходит в основном вне образовательного учреждения и, как правило, с отрывом от образовательного процесса. А это имеет ряд недостатков:
– большие затраты;
– чаще изучается теория, чем практика, и ее бывает сложно применить в обычной работе;
– возникает опасность не выполнения программы обучения.
На основе проведенной работы хорошо просматривается проблема индивидуализации внутрифирменного обучения педагогов.
Невнимание к работе по выявлению потребности в обучении педагогических работников создает серьезные проблемы для образовательного учреждения:
– оплата обучения, в котором может не быть необходимости;
– уменьшение количества обученных работников, несмотря на рост их численности;
– снижение средней квалификации по ОУ;
– снижение качества преподавания и отсутствие развития навыков и умений педагогов, необходимых для хорошего выполнения работы.
Также выявленным недостатком является то, что большое количество педагогических работников приходится обучать с отрывом от образовательного процесса, что ведет к ухудшению качества преподавания. При обучении вне ОУ основной упор делается на теорию, а не на практику. Большинство педагогов отмечают ненужность такого рода обучения практической точки зрения. При этом педагоги вынуждены проходить такую форму обучения, т. к. при аттестации педагогического работника требуются подтверждения порождения курсов, семинаров и т. д. в виде заверенных сертификатов. Образовательное учреждение вынужденно проводить внешнее обучение персонала, т. к. процесс внутрифирменного обучения не обеспечивает педагогов данными подтверждениями. Школа не уполномочена выдавать сертификаты о прохождении обучения.
Еще одной проблемой внутрифирменного обучения можно назвать отсутствие мотивации к обучению (табл. 2)
Таблица 2
Мотивация кнепрерывному обучению
Вопрос |
Да |
Нет |
Считаете ли вы необходимым повышать свой уровень знаний и квалификации |
34 % |
66 % |
Хотели бы вы организовать обучение, по какому-либо интересующему вас вопросу |
54 % |
46 % |
Считаете ли вы свой уровень знаний достаточным для квалифицированной профессиональной деятельности |
67,5 % |
32,5 |
Проанализировав систему обучения и её основные этапы можно сделать вывод о том, что в образовательном учреждении могут существовать достаточно серьезные проблемы в организации внутрифирменного обучения персонала. Не учитываются внутренние потребности педагогов, не проработана система мотивации педагогических кадров к непрерывному обучению. Все это сводит хорошо выстроенную систему внутрифирменного обучения к формальности. Педагоги не видят необходимости в непрерывном обучении.
Также, можно сделать вывод, что, во-первых, необходимо перевести внутрифирменное обучение в непрерывный процесс, во-вторых, это процесс следует сделать инициированным и управляемым самим образовательным учреждением, основанный на стремлении к достижению единства интересов каждого отдельного работника и учреждения в целом.
Таким образом развитие идей корпоративной подготовки педагогов и подготовки на рабочем месте связано с необходимостью реализации инновационных подходов в управлении коллективом, достижения более высокого качества образования, устранением разрыва между процессами, происходящими в обществе, бизнесе и образовании. Школу в этих условиях позволительно отождествлять со сложной, формальной и многофункциональной организацией, деятельность которой координируется для достижения общественных целей. Важнейшей характеристикой субъекта профессиональной педагогической деятельности в школе как организации и универсальной способностью выхода за пределы собственной компетентности является умение педагога учить, обучаясь. [1,с. 210–211]
Литература:
- Акулова О. В., Писарева С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 290 с.
- Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами: Учебник. — 8-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 832 с.
- Базаров Т. Ю. Управление персоналом: Учебник для вузов [Текст]/ Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремин, — 2-е изд., перераб. и доп.- М: ЮНИТИ, 2002. — 560с (с. 189)
- Игнатьева Г. И. «Самообучающаяся организация» как модель повышения квали-фикации педагога // Высшее образование в России. — 2005. — № 9. — С. 56–60.
- Магура М. И. Организация обучения персонала [Электронный ресурс]/ М. И. Магура, М. Б. Курбатова. — г. М.: Бизнес школа ИНТЕЛ-СИТЕС, 2003. — 296с (с. 146)
- О системе повышения квалификации работников образования // Вестник образо-вания. — 2006. — № 8. — С. 15–17, 46–66.
- Панова Л. Н. Внутришкольная система повышения квалификации учителей как фактор развития мыслительной деятельности учащихся: Дис. канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2003. — С. 13–27.
- Татулов Б. Э. Анализ сущности и содержания внутрифирменного обучения [Элек-тронный ресурс] /Б. Э. Татулов. URL: http://www.morvesti.ru/archive/tdr/element.php/ дата обращения 26.04.2015
- http://base.garant.ru/6744437/
- И. А. Чащихина. Практическое пособие по правовому регулированию труда про-фессорско-преподавательского состава. — Волгоград: Изд-во ВолГУ. — 168 с., 2003