Инновационные процессы как объект инвестирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 05.10.2016

Статья просмотрена: 1460 раз

Библиографическое описание:

Серёмина, Р. Н. Инновационные процессы как объект инвестирования / Р. Н. Серёмина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 513-515. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33866/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлена информация о значимости такого бизнес-процесса, как инвестирование с позиции обеспечения и реализации различных инновационных процессов и новшеств.

Ключевые слова: инвестирование, инновации, инновационные процессы, новшества, бизнес-процессы

Оценивая положение современных компаний и предприятий как на внутреннем, так и на мировом рынке, нетрудно заметить, что для постоянного развития и повышения уровня конкурентоспособности необходимо не просто реализовывать свою продукцию и услуги на высоком уровне, но и время от времени привносить в свою деятельность что-то новоявленное и ранее неизведанное. В таком случае на помощь приходят инновации, осуществление которых тесно граничит с финансовой поддержкой и обеспечением.

Инновации — это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых улучшенных промышленных процессов и оборудования, а также к созданию лучших изделий с точки зрения их свойств, технологий, и в случае, если инновация нацелена на экономическую выгоду, то её появление на рынке может принести добавочный доход. Следовательно, инновацию как явление необходимо рассматривать неразрывно с инновацией как процессом.

Инновационный процесс — это не только сложный, но и взаимосвязанный процесс создания инноваций с использованием совокупности системы знаний, научной и маркетинговой деятельности; совокупности средств труда, облегчающих человеческий труд и делающих ее более продуктивной (техника, приборы, оборудование, производственная организация).

Инновационный процесс можно рассматривать с точки зрения последовательных действий, в результате которых новация развивается от идеи до конкретного продукта и распространяется во время использования на практике. Как и любой другой, инновационный процесс определяется сложным взаимодействием множества факторов. Успех на этом пути зависит от механизма управления, объединяющего в единый поток истоки научной идеи, ее разработки, внедрения результата в производство, реализацию, распространения и потребления.

В отличие от научно-технического прогресса инновационный процесс не завершается исключительно внедрением новации (техники, технологии, продукта) в производство, а имеет непрерывный характер.

Инновационный процесс можно рассматривать с позиции средства удовлетворения общественных потребностей, основой которого является внедрение достижений науки и технологий.

Инновационный процесс всецело охватывает непроизводственную сферу, сферу материального производства и эксплуатации. Он является системой этапов, стадий и видов работ, чем и объясняется его сложная структура [2, с. 56–57].

Говоря непосредственно об инновационной деятельности как объекте инвестирования, следует подчеркнуть, что инновации в любом из секторов экономики предполагают финансовые вложения. Для того чтобы извлечь дополнительную прибыль, повысить эффективность деятельности организации или же получить социально-экономический эффект, необходимо осуществить финансовые вложения. При этом эмпирически установлена зависимость: чем на больший успех рассчитывает предприниматель в будущем, тем к большим затратам он должен быть готов в настоящем.

Тем не менее, проблема выбора объекта финансовых вложений для предпринимателя не ограничивается предельной суммой инвестиций. Как показали исследования, наибольшей эффективностью обладают вложения в инновации, где предприниматель может получать сверхприбыль. Высокий потенциал эффективности инноваций порождает спрос на нововведения с позиции предпринимателей, образуя насыщенный рынок научно-технических, организационных, экономических и социальных новшеств.В качестве источников инвестиций могут быть ассигнования бюджетов всевозможных уровней, иностранные инвестиции, собственные средства организаций, а также аккумулированные в форме финансового капитала временно свободные средства организаций, финансово-кредитных учреждений и сбережения населения.

Инновационные процессы традиционно считаются сферой активной государственной политики. Государство берет на себя функцию обеспечения бизнеса научными знаниями и идеями, призвано обеспечить поддержку научных исследований и разработок, определить цели, принципы и приоритеты своей политики в области инновационной процессной деятельности [3, с. 23].

Российская Федерация не является исключением из правил мировой игры на рынке инноваций, именно поэтому государственный структуры делают все возможное для наращивания возможностей в данной сфере жизни нашего общества. одним из важнейших направлений формирования инновационной инфраструктуры в России является формирование инновационных центров, внебюджетных и бюджетных фондов которые поддерживают инновационные процессы наукоемких инновационных предприятий и способствуют передаче на рынок готовой научно-технической продукции. Созданы Союз инновационных предприятий, Союз независимых инжиниринговых организаций, Ассоциация управления проектами и ряд других, объединившихся в Российский инновационный союз, Ассоциацию поддержки малых инновационных предприятий. Основной целью своей деятельности данные организации ставят освоение и реализацию на внутреннем и внешнем рынках конкурентоспособной продукции и технологий на базе инноваций [5].

Бюджетные ассигнованияна разработку и реализацию инноваций ограничены доходами бюджетной системы. При этом сообразно с политико-экономическими условиями направления и размеры бюджетных инвестиций в инновации существенно разнятся.

Так, в промышленно развитых странах объем бюджетных ассигнований на развитие научно-технического прогресса довольно велик, объекты инвестирования идентифицируются на конкурсной основе, принимая во внимание национальную стратегию развития и оборонную доктрину. К примеру, в Японии на уровне конституционного закона закреплено ограничение, согласно которому не менее 3 % валового национального дохода из бюджета должно направляться на развитие фундаментальных научных исследований.

Иностранные инвестициив инновационную деятельность могут вовлекаться как в форме межгосударственных, межправительственных программ по научно-техническому и экономическому сотрудничеству, так и в формате частных инвестиций от зарубежных финансовых организаций и частных предпринимателей. В то же время достаточно активными являются международные частные инвестиции на развивающихся рынках.

Американские инвестиционные фонды, немецкие банки и прочие частные инвесторы имеют цель обеспечить высокую доходность собственных инвестиций с помощью международной диверсификации деятельности. Риск инвестиций в развивающиеся рынки крайне высок, но он, как правило, обеспечивается большей доходностью вложений. При этом наиболее привлекательными для внешних инвесторов выступают сырьевые и перерабатывающие отрасли промышленности, поскольку, зачастую, эти отрасли не нуждаются в предварительных значительных инвестициях, а достаточное для конкурентоспособности качество вывозимых на экспорт сырья, заготовок и полуфабрикатов может быть обеспечено без использования последних достижений научно-технического прогресса. В России в текущий период наиболее привлекательными объектами инвестирования являются предприятия пищевой промышленности и сфера услуг, поскольку при относительно небольших инвестициях позволяют быстро вернуть вложенные средства.

Собственные средства организацииосновной источник финансирования инновационной деятельности. Отрасли, в годы проведения макроэкономических реформ в России сохранившие достаточный объем оборотных средств, сейчас получили реальный шанс усиленно осуществлять инновационную деятельность. В первую очередь это относится к отрасли связи, в которой за счет малой длительности производственного цикла предприятия практически не испытывали воздействия инфляции и создали достаточный резерв для осуществления научно-технических проектов [1, с. 74].

Организации, имеющие длительный производственный технологический цикл, в условиях инфляции не сумели сохранить собственные оборотные средства, что привело к их тяжелому финансовому положению. Поэтому в настоящий период практически все промышленные организации не имеют реальную возможность финансирования инновационной деятельности за счет собственных средств. Хотя, как показывает мировая практика, 80–90 % инноваций в мире финансируются промышленными компаниями преимущественно за счет собственных финансовых средств.

Финансовый капиталосновывается на аккумулировании средств юридических лиц и граждан в учреждениях финансово-кредитной направленности.

На этапе разработки и реализации инноваций рынок капитала позиционируется как один из ключевых факторов признания инноваций обществом. Без достаточной финансовой поддержки жизненный цикл инновации достигает предела на стадии «идея». Новшество различной природы должно быть на рынке капитала инвестиционно привлекательным и конкурентоспособным. По этой причине наряду с показателями инновационности проектов не менее важными в рыночных условиях становятся показатели финансово-экономического характера:

− объем инвестиций;

− ожидаемая доходность (рентабельность);

− срок окупаемости;

− чистый доход и др.

Экономические показатели носят первостепенный характер, если речь идет о привлечении стратегического инвестора (финансово-кредитного учреждения, готового организовать финансовую поддержку разработки и реализации инновации, используя собственных и привлеченных средств). Так или иначе, на рынке инноваций информационный минимум о нововведениях содержит сведения не только об их целях, но и также об инвестиционных размерах, ожидаемой доходности и сроке окупаемости произведенных вложений [3, с. 84].

Таким образом, в области инновационной деятельности предприятия, организации ставят перед собой задачи выпуска нового продукта, освоения новых, прогрессивных технологий, методов управления, реструктуризации, т. е. замены старой организационной структуры на новую, новой логистики финансовых потоков и др. Инновационная деятельность включает в себя не только собственно инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг. Инновационная деятельность предприятия, организации может осуществляться не только локально на любом из этапов инновационных процессов, но и вне их путем приобретения патентов, лицензий, ноу-хау и т. д. Любое из принятых решений в области инновационной модернизации требует денежных средств для реализации той или иной задачи. Такими средствами выступают инвестиции, имеющие разную функциональную направленность и характер образования [5].

Литература:

  1. Зарайская С. В., Инвестиции в инновации // сборник научных статей «Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса», Санкт-Петербург, 2009 г. — 74 с.
  2. Ивасенко А. Г., Никонова Я. И., Сизова А. О., Инновационный менеджмент // учебное пособие, КноРус, Москва, 2010, 56–57 с.
  3. Неделькин А.Н, Управление организацией // Краткий курс лекций, Москва, 2011 г. — 84 с.
  4. Аверцев М. Ю. Структура государственного регулирования инновационных процессов. // Журнал «Экономист», № 4, 2008, 23 с.
  5. Интернет-портал «Studopedia.ru», статья «Инновационная деятельность фирмы» // [Электронный ресурс]: режим доступа: http://studopedia.ru/2_122164_innovatsii-i-investitsii.html, дата обращения: 06.09.2016 г.
  6. Интернет-портал «Повседневное управление — DailyManagement», статья «Внебюджетные формы поддержки инновационной деятельности в России» // [Электронный ресурс]: режим доступа: http://www.dailymanagement.ru/gkos-819–1.html, дата обращения: 07.09.2016 г.
Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, инновационный процесс, инвестиция, инновация, научно-технический прогресс, процесс, Россия, средство, инновационная деятельность предприятия, реализация инноваций.


Похожие статьи

Венчурный капитал как источник финансирования инновационных проектов

В статье изучены понятие и специфика венчурного капитала как источника финансирования инновационных проектов. Были исследованы отличия венчурного капитала от традиционных форм финансирования, а также рассмотрены этапы венчурного финансирования.

Основные понятия и определения инноваций и инновационных процессов на региональном уровне

В данной статье рассматриваются основные понятия и определения инноваций, включая инновационные процессы и теорию инновационного развития.

Роль инноваций в туризме и сервисе, практические примеры

В статье рассматриваются практические примеры инноваций в туризме, оценивается их роль и влияние.

Роль инновационных изменений в организации

В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.

Система внедрения маркетинга инноваций в агропромышленное производство

В статье рассмотрено понятие инновационной инфраструктуры и ее элементы. Предложена организационная модель внедрения маркетинга инноваций в агропромышленное производство.

Инвестиционный проект как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия

В статье автор раскрывает особенности инвестиционного проекта как современного инструмента повышения эффективности деятельности предприятия.

Стратегическая модель инновационного развития бизнеса

В статье рассматриваются различные стратегические модели инновационного развития бизнеса. Обозначены требования и особенности выбора конкретной модели реализации инновационного вектора развития предприятия.

Оценка коммерческого потенциала инновации

В статье рассмотрены существующие подходы к оценке инновации, выделены их особенности, рассмотрены методы оценки коммерческого потенциала инновации, их особенности, выявлены недостатки существующих методов.

Перспективы применения инновационных технологий в управлении персоналом

В статье рассматриваются основные технологические достижения современности как эффективный инструмент управления персоналом, исследуются конкретные примеры использования этих достижений компаниями.

Инновационные технологии современного маркетинга

Статья посвящена исследованию инновационных технологий, которые могут применяться в рамках маркетинговой деятельности любого предприятия. Выделены наиболее важные инструменты продвижения компании в сети Интернет, а также потенциал их применения в той...

Похожие статьи

Венчурный капитал как источник финансирования инновационных проектов

В статье изучены понятие и специфика венчурного капитала как источника финансирования инновационных проектов. Были исследованы отличия венчурного капитала от традиционных форм финансирования, а также рассмотрены этапы венчурного финансирования.

Основные понятия и определения инноваций и инновационных процессов на региональном уровне

В данной статье рассматриваются основные понятия и определения инноваций, включая инновационные процессы и теорию инновационного развития.

Роль инноваций в туризме и сервисе, практические примеры

В статье рассматриваются практические примеры инноваций в туризме, оценивается их роль и влияние.

Роль инновационных изменений в организации

В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.

Система внедрения маркетинга инноваций в агропромышленное производство

В статье рассмотрено понятие инновационной инфраструктуры и ее элементы. Предложена организационная модель внедрения маркетинга инноваций в агропромышленное производство.

Инвестиционный проект как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия

В статье автор раскрывает особенности инвестиционного проекта как современного инструмента повышения эффективности деятельности предприятия.

Стратегическая модель инновационного развития бизнеса

В статье рассматриваются различные стратегические модели инновационного развития бизнеса. Обозначены требования и особенности выбора конкретной модели реализации инновационного вектора развития предприятия.

Оценка коммерческого потенциала инновации

В статье рассмотрены существующие подходы к оценке инновации, выделены их особенности, рассмотрены методы оценки коммерческого потенциала инновации, их особенности, выявлены недостатки существующих методов.

Перспективы применения инновационных технологий в управлении персоналом

В статье рассматриваются основные технологические достижения современности как эффективный инструмент управления персоналом, исследуются конкретные примеры использования этих достижений компаниями.

Инновационные технологии современного маркетинга

Статья посвящена исследованию инновационных технологий, которые могут применяться в рамках маркетинговой деятельности любого предприятия. Выделены наиболее важные инструменты продвижения компании в сети Интернет, а также потенциал их применения в той...

Задать вопрос