Структура и содержание тренировочной нагрузки «сверхударного» микроцикла у перспективных юных гимнастов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 28.09.2016

Статья просмотрена: 442 раза

Библиографическое описание:

Хасанова, Г. М. Структура и содержание тренировочной нагрузки «сверхударного» микроцикла у перспективных юных гимнастов / Г. М. Хасанова, М. Н. Умаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 432-435. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33877/ (дата обращения: 16.11.2024).



В представленной статье рассматривается возможность проведения в период предсоревновательных сборов «сверхударных» микроциклов. В процессе основного тренировочного занятия гимнасты 12–15 лет выполняют 25–35 целых комбинаций на видах гимнастического многоборья. Предложенный объем и интенсивность тренировочного занятия существенно превышает рекомендуемый в теории и практики подготовки перспективных юных гимнастов.

Ключевые слова: “сверхударный” микроцикл, тренировочная нарузка, соревновательные комбинации, функциональная проба, педагогические и физиологических показатели, частота сердечных сокращений, артериальное давление, результаты соревнований

Актуальность. В практике тренировки сильнейших гимнастов мира используются высокоинтенсивные “сверх-ударные” нагрузки как в пределах одного тренировочного занятия, так и микроцикла в целом. Однако научного обоснования данный метод интенсификации тренировочного процесса до настоящего времени не получил. Такого типа “сверх-ударный” микроцикл был запланирован для группы гимнастов СДЮСШОР по спортивной гимнастике (I.2014 г., табл.4)). В этой группе тренировались 21 гимнастов 12–15 лет, осваивающих программы первого разряда, кандидатов в мастера спорта (КМС), и мастеров спорта (МС).

Программа микроцикла предусматривала выполнение 180–200 комбинаций или 25–35 комбинаций за каждое основное тренировочное занятие, продолжительностью 180 мин., что существенно превышало используемую в практике по интенсивности нагрузку. По завершению “сверх-ударного” микроцикла предусматривалось проведение восстановитель ной недели, отличающейся низ кой по интенсивности нагрузки. Форма проведения — «контрастная» тренировка. До минимума сводилось выполнение элементов высшей группы трудности и упражнений, требующих высокой концентрации мышечных усилий.


Таблица 1

Динамика тренировочной нагрузки ипоказателей сердечно сосудистой системы вразличные дни «сверх-ударной» ивосстановительной недели угимнастов 12–15 лет

Разряд, возраст

показатели

«Сверх-ударная» неделя

Восстановительная неделя

1-й день

2-й день

3-й день

4-й день

5-й день

6-й

день

1-й день

2-й день

3-й день

4-й день

5-й день

6-й

день

1-й

(12–13 лет)

Комб.х

30,4

35,0

29,4

30,4

28,1

27,0

-

-

-

-

-

-

Эл.х

515,0

480,2

509,8

519,3

488,7

484,0

197,3

268,4

235,4

ОФП

345,3

197,4

ЧССх

74,3

77,2

76,6

76,2

75,6

81,8

76,9

82,0

83,6

83,6

77,6

74,2

АДх

107/69

105/64

103/69

105/67

102/64

100/68

102/69

105/69

-

101/73

-

105/67

КМС

(14 лет)

Комб.

31,5

29,4

32,0

24,0

30,0

30,0

-

-

-

-

-

-

Эл.

574,5

527,5

647,6

604,4

598,3

526,7

195,7

247,5

216,3

ОФП

347,8

207,4

ЧСС

79,5

81,0

76,5

74,5

72,0

75,6

73,0

76,5

81,0

76,5

72,5

71,5

АД

115/70

108/66

112/65

109/71

107/65

109/68

108/71

110/73

-

109/71

-

109/65

МС

(15–16 лет)

Комб.

34,0

31,0

30,0

29,0

29,0

29,0

-

-

-

-

-

-

Эл.

668,0

571,8

609,5

616,5

592,5

566,0

207,0

276,7

242,8

ОФП

334,5

242,3

ЧСС

75,0

78,0

75,6

76,4

76,0

74,0

68,0

72,4

78,8

78,8

76,4

76,8

АД

125/75

119/68

118/74

118/71

121/68

124/71

121/74

122/76

-

127/85

-

123/71

Примечание: Комб. — количество целых комбинаций; Эл.-количество элементов; ЧСС-частота сердечных сокращений за мин.(уд/мин.); АД — артериальное давление (диастолическое\систолическое мм рт.ст.)



Для контроля за ЧСС использовался радиотелеметрический метод. Состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) оценивалось по частоте пульса, величине артериального давления (АД) и данными объёмной скорости кровотока в работающих и неработающих мышцах предплечья в покое и при статической нагрузке. Состояние нервно-мышечного аппарата (НМА) оценивалось по показателям тремометрии и динамометрии.

Учитывая тяжесть выполняемой нагрузки, ежедневно перед тренировкой, между двумя видами многоборья и по их завершению в процессе “ударного” микроцикла применялись восстановительные средства локального и общего воздействия.

Согласно данным таблицы 1 наибольшее количество целых комбинаций у гимнастов 1-го разряда зафиксирован во 2-й, а у МС — в 1-й день, с постепенным снижением к концу недели. В видах многоборья — максимальной объем зафиксирован на коне (1128,0±27,4), а минимальный на перекладине — (543,0±18,4). Анализ индивидуальных показателей нагрузки показал, что количество комбинаций не зависит от возраста и квалификации, а связано с уровнем тренированности и подготовленности гимнаста.

Представленные в табл. 1 частота пульса и АД измеряемые ежедневно за 15 мин. до начала тренировки в течении “сверх-ударной” и восстановительной недели незначительно повышались. К концу восстановительной недели ЧСС и АД у КМС и МС возвратилась к норме, а у 14-летних гимнастов частота пульса стал достоверно реже относительно исходной.

Наиболее высокие показатели ЧСС зафиксированы сразу после “сверх-ударной” недели при выполнении вольных упражнений (206 уд/мин) и упражнений на перекладине (198 уд/мин), а минимальное — на коне (172 уд/мин.) и кольцах (160 уд/мин).

По продолжительности времени восстановления ЧСС до исходного уровня (96–120 уд/мин), по завершению комбинаций у всех гимнастов, отмечено на брусьях, кольцах и перекладине, как в начале, так и в конце “сверх-ударной” недели (3,59±0,54 мин.). Значительно короче (кроме опорного прыжка) — на коне и в вольных упражнениях (2,4±0,25 мин.).

Значительно большие изменения наблюдались при анализе сдвигов АД, особенно диаст.АД. После “сверх-ударной” недели диаст. АД в ответ на пробу “степ-тест” снижалось в среднем на 6,7мм, тогда как до “ударного” микроцикла это снижение составляло 26 мм (Р < 0,01). В результате небольшого снижения диаст. АД пульсовое давление увеличилось также незначительно (±22,7 мм после интенсивной тренировки по сравнению с 51 мм до “ударной” недели), что является неблагоприятным и свидетельствует о состоянии утомления.

Как видно из табл. 2 после завершения “сверх-ударной” недели наблюдались тенденции к увеличению кровотока в покое, а также возрастанию максимального (пикового) кровотока в работающей руке в ответ на статическую нагрузку.

Таблица 2

Изменение физиологических показателей на функциональную пробу до ипосле проведения “ударной” недели (М±м)

Функциональ­ная проба

Показатели

Обследования

I

(I.2014)

II

(VII.2014)

Р III

Степ-тест

Пульсовая сумма

521,1±14,0

540,2±14,1

Р > 0.05

Сдвиги систол.АД

+25,1±5,4

+16,0±4,5

> 0.05

Сдвиги диаст. АД

- 26,2±2,7

-6,7±3,6

< 0,01

Сдвиги АД пульсовое

±51,3±7,5

22,7±6,4

< 0.01

Статическая нагрузка мышц предплечья

ОСК

предплечья:

правого

7,2±2,2

9,2±3,4

> 0.05

левого

7,9±2,3

9,6±3,4

> 0.05

Дополнительный кровоток:

правого

66,7±7,5

113,8±8,7

< 0.001

левого

49,1±2,0

54,4±11,0

> 0.05

Пиковый

кровоток:

правого

21,1±1,9

27,4±5,2

< 0.05

левого

10,1±4,3

10,3±3,3

> 0,05

Однако наибольшая разница между величинами до и после “сверх-ударной” недели выявлена по показателям дополнительного кровотока, т. е. того количества крови, которое мышцы недополучили за время работы (удержание статической нагрузки в течении 2-х мин.). Это связано с замедлением обменных восстановительных процессов под воздействием интенсивных нагрузок “сверх-ударной” недели. Анализ индивидуальных данных показал, что, как правило, спустя 7–10 дней при соблюдении соответствующего “щадящего” тренировочного режима показатели периферического кровообращения в мышцах предплечья возвращаются к исходному уровню.

Одним из объективных критериев, позволяющих судить об уровне тренированности и состоянии спортивной формы спортсмена, является результат соревнований. Проведенные по завершению первой «сверх-ударной» недели (январь. 2014) контрольные испытания по гимнастическому многоборью, показали, что уровень технической подготовленности гимнастов существенно ниже исходного (табл.3).

Для определения длительности восстановительного периода и влияния повышенной нагрузки на уровень спортивной формы, по завершению двухнедельного микроцикла были проведены повторные контрольные соревнования, показавшие, что средний балл у перворазрядников и КМС достоверно превысил исходный (Р<0,05), а у МС так же возрос, но несущественно (Р>0,05) и колеблется в пределах 12,60±0,15 баллов.


Таблица 3

Сопоставление ряда педагогических ифизиологических показателей в «сверх-ударных» микроциклах подготовительного (1–2014г.) исоревновательного периода (У11–2014г.) угимнастов различной квалификации (М±δ)

Показатели

Состояние

1-й разряд

КМС

МС

I-2014г.

VII-2014г.

I-2014г.

VII-2014г.

I-2014г.

VII-2014г.

Элементов (кол.)

Комбинаций (кол.)

За тренировку

563,5±50,1

572,2±47,2

580,0±59,1

645,4±63,2

604,0±54,3

638,0±43,7

За тренировку

30,0±3,25

35,2±3,7

29,8±2,9

35,8±3,6

30,3±3,0

35,0±3,8

Средний балл за

комбинацию

В начале эксперимента

7,85±0,22

8,45±0,31

11,75±0,15

12,35±0,25

12,05±0,35

12.80±0,20

В конце эксперимента

7,15±0,35

7,75±0,45

11,15±0,55

11,75±0,35

11,85±0,40

12,55±0,45

Через две недели

8.25±0,45

9,10±0,25

12,55±0,10

12,80±0,10

12.35±0,30

12,95±0,25

ССС

ЧСС (мин.)

До тренировки в процессе «ударной»недели

91,3±5,6

76,8±4,3

88,0±5,2

76,0±5,0

84,0±4,9

75,0±5,2

АД- систол.

108,1±7,8

103,6±7,4

115,0±8,4

111,6±7,7

127,0±8,9

124,0±6,9

АД- диаст.

73,1±4,2

66,8±3,9

73,2±4,1

67,0±3,4

78,0±2,9

71,1±2,7

Разница ЧСС между горизонтальным и ортоположением

Средняя за неделю

33,0±5,0

34,0±4,7

32,5±4,5

29,5±3,9

37,5±4,3

37,0±4,0

Через неделю после

23,0±2,4

23,1±3,1

22,0±2,7

20,1±2,9

24,2±2,6

24,3±2,0

Треморо-

метрия

Частота

касаний (кол.)

Средняя за неделю

31,4±2,1

29,1±1,6

29,9±1,9

26,5±2,1

33,0±1,5

25,2±1,7

Через неделю после

23,1±1,3

20,1±1,5

21,5±1,4

17,0±1,2

25,4±1,6

22,5±1,3

Время

касаний (сек.)

Средняя за неделю

2,05±0,3

1,80±0,27

1,9±0,22

1,28±1,07

2,68±0,24

1,50±0,27

Через неделю после

1,4±0,19

1,05±0,21

1,1±0,18

0,55±0,19

1,55±0,21

0,87±0,24

МЧД

2-х кратное

постукивание

Средняя за неделю

42,0±5,2

43,1±4,2

51,5±4,4

51,7±4,0

57,0±4,1

56,5±3,90

Через неделю после

43,0±4,2

45,1±3,9

47,2±3,7

53,2±3,9

59,1±3,5

61,2±3,2

Потеря веса (кг)

За тренировку

-0,79±0,07

-0,57±0,04

-0,90±0,08

-0,830±0,09

-0,940±0,08

-0,785±0,1

Прирост силы* (кг)

За тренировку

1,1±0,32

1,25±0,45

1,0±0,25

1,4±0,32

0,94±0,27

2,0±0,55

*Кистевая динамометрия- использовались показатели правой руки.


Учитывая отсутствие неблагоприятных физиологических сдвигов, а также положительные педагогические результаты в конце соревновательного макроцикла был повторно проведён, второй “сверх-ударный” микроцикл (июль. 2014 г., табл.3).

Сопоставление физиологических сдвигов работоспособности во время 1 и 2-го “сверх-ударных” микроциклов приведено в табл. 3, где представлены средние показатели, рассчитанные из тренировочных дней и определяемые ежедневно до тренировки и после её окончания, а также через неделю после завершения “ударного” микроцикла.

Юные гимнасты, выполнявшие во время второй “сверх-ударной” тренировки большую, чем в первую “сверх-ударную” неделю нагрузку, имели более высокую экспертную оценку (средний балл, при Р<0,05), а также менее высокую физиологическую стоимость работы по данным ЧСС, АД, ортопробы и большинству показателей нервно-мышечного аппарата (Р<0,05). С лучшей переносимости повторной “сверх-ударной” нагрузки свидетельствует также меньшая потеря в весе за тренировку и достоверная прибавка статической силы кисти.

В заключение следует добавить, что все испытуемые прошли комплексное медицинское обследование, показавшее, что состояние здоровья подростков удовлетворительное.

Литература:

  1. Аркаев Л. Я., Сучилин Н. Г. Как готовить чемпионов //Теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации. — М.: Физкультура и спорт, 2004. 326с.
  2. Булгакова Н. Ж. Нормирование тренировочных нагрузок с использованием показателей пульсовой энергетической стоимости упражнения // Теория и практика физической культуры. — 2003. — № 5. — С. 23–28.
  3. Волков Л. П. Теория и методика детского и юношеского спорта. Киев. Олимпийская литература. 2002. -294с.
  4. Волков Н. И., Попов О. И., Самборский А. Г. Пульсовые критерии энергетической стоимости упражнения // Физиология человека. — 2003. — Т, 29, № 3. — С. 98 -103.
  5. Земсков Е. А. Особенности взаимосвязи «пульсовых режимов» и качества выполнения сложнокоординационных упражнений в художественной гимнастике/ Е. А. Земсков, И. В. Каделина // Теория и практика физической культуры. 1999.- № 5. С. 14–17.
  6. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения. — К.: Олимпийская литература, 2004.-808с.
  7. Умаров М. Н., Хасанова Г. М., Система интегральной подготовки гимнасток высокой квалификации //Учебное пособие. — Т.: Издательско-полиграфический отдел УзГИФК, 2011. — 104 с.
Основные термины (генерируются автоматически): день, мина, неделя, показатель, артериальное давление, восстановительная неделя, комбинация, статическая нагрузка, тренировка, частота пульса, Эл.


Ключевые слова

частота сердечных сокращений, артериальное давление, “сверхударный” микроцикл, тренировочная нарузка, соревновательные комбинации, функциональная проба, педагогические и физиологических показатели, результаты соревнований

Похожие статьи

Характеристика и содержание предсоревновательной подготовки гимнасток 12-13 лет

В представленной статье рассматриваются вопросы управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток 12-13 лет на этапе предсоревновательной подготовки. Показаны особенности динамики нагрузок, ее показатели в различных по направленности микроцикл...

Особенности планирования и методика проведения индивидуальных занятий по физической подготовке со слабоуспевающими курсантами

Планирование и методика проведения индивидуальных занятий по физической подготовке для слабоуспевающих курсантов требуют особого подхода. Необходимо учитывать индивидуальные проблемы курсантов, устанавливать достижимые цели и создавать поддерживающую...

Факторный анализ показателей тренировочной нагрузки на предсоревновательном этапе подготовки юных гимнасток 12–13 лет

Важной частью представленной статьи являются результаты факторного анализа показателей специально-физической и технической подготовленности в наибольшей степени, влияющие на эффективность управления учебно-тренировочным процессом.

Анализ средств общей и специальной физической подготовки прыгунов в длину на этапе начальной специализации

В работе рассматриваются вопросы организации и методики тренировочного процесса прыгунов в длину на этапе начальной специализации. Представлены данные о динамике показателей прыгунов в годичном цикле подготовки на этапе начальной специализации

Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Содержание многолетней подготовки толкателей ядра массовых разрядов

В работе рассматриваются вопросы содержания объема и средств общей и специальной физической подготовки толкателей ядра массовых. Представлены данные о динамике показателей общей и специальной физической подготовленности юных толкателей ядра.

Развитие скоростно-силовой выносливости у нахимовцев, занимающихся лыжным спортом, на этапе начальной подготовки

В данной статье рассмотрена эмпирическая методика, направленная на развитие скоростно-силовой выносливости нахимовцев Нахимовского военно-морского училища (г. Владивосток), занимающихся в секции лыжные гонки. В начале исследования выявлено, что разви...

Значение общеразвивающих упражнений для грамотного развития мышц тела

В статье исследуется важный аспект физической активности и тренировок с целью мышечного развития, предоставляет обзор существующих концепций и теорий, объясняется влияние объема тренировок, интенсивности, выбора упражнений и периодизации на мускулату...

Эффективность аутогенной тренировки на ранних этапах подготовки спортсменов-стрелков

В статье автор проводит анализ тестирования спортсменов-стрелков, обучающихся в МБУ «Спортивная школа № 5» городского округа «Город Чита», по методике оценки психоэмоциональной устойчивости на базе личностного опросника Г. Айзенка (EPI/EPQ). Оценивая...

Повышение специальной выносливости у учащихся на секционных занятиях по легкой атлетике

Данная статья рассматривает методы повышения специальной выносливости у учащихся через секционные занятия по легкой атлетике. Предлагается программа тренировок, которая поможет развить у детей не только физическую выносливость, но и упорство, целеуст...

Похожие статьи

Характеристика и содержание предсоревновательной подготовки гимнасток 12-13 лет

В представленной статье рассматриваются вопросы управления учебно-тренировочным процессом юных гимнасток 12-13 лет на этапе предсоревновательной подготовки. Показаны особенности динамики нагрузок, ее показатели в различных по направленности микроцикл...

Особенности планирования и методика проведения индивидуальных занятий по физической подготовке со слабоуспевающими курсантами

Планирование и методика проведения индивидуальных занятий по физической подготовке для слабоуспевающих курсантов требуют особого подхода. Необходимо учитывать индивидуальные проблемы курсантов, устанавливать достижимые цели и создавать поддерживающую...

Факторный анализ показателей тренировочной нагрузки на предсоревновательном этапе подготовки юных гимнасток 12–13 лет

Важной частью представленной статьи являются результаты факторного анализа показателей специально-физической и технической подготовленности в наибольшей степени, влияющие на эффективность управления учебно-тренировочным процессом.

Анализ средств общей и специальной физической подготовки прыгунов в длину на этапе начальной специализации

В работе рассматриваются вопросы организации и методики тренировочного процесса прыгунов в длину на этапе начальной специализации. Представлены данные о динамике показателей прыгунов в годичном цикле подготовки на этапе начальной специализации

Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде

В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...

Содержание многолетней подготовки толкателей ядра массовых разрядов

В работе рассматриваются вопросы содержания объема и средств общей и специальной физической подготовки толкателей ядра массовых. Представлены данные о динамике показателей общей и специальной физической подготовленности юных толкателей ядра.

Развитие скоростно-силовой выносливости у нахимовцев, занимающихся лыжным спортом, на этапе начальной подготовки

В данной статье рассмотрена эмпирическая методика, направленная на развитие скоростно-силовой выносливости нахимовцев Нахимовского военно-морского училища (г. Владивосток), занимающихся в секции лыжные гонки. В начале исследования выявлено, что разви...

Значение общеразвивающих упражнений для грамотного развития мышц тела

В статье исследуется важный аспект физической активности и тренировок с целью мышечного развития, предоставляет обзор существующих концепций и теорий, объясняется влияние объема тренировок, интенсивности, выбора упражнений и периодизации на мускулату...

Эффективность аутогенной тренировки на ранних этапах подготовки спортсменов-стрелков

В статье автор проводит анализ тестирования спортсменов-стрелков, обучающихся в МБУ «Спортивная школа № 5» городского округа «Город Чита», по методике оценки психоэмоциональной устойчивости на базе личностного опросника Г. Айзенка (EPI/EPQ). Оценивая...

Повышение специальной выносливости у учащихся на секционных занятиях по легкой атлетике

Данная статья рассматривает методы повышения специальной выносливости у учащихся через секционные занятия по легкой атлетике. Предлагается программа тренировок, которая поможет развить у детей не только физическую выносливость, но и упорство, целеуст...

Задать вопрос