Важной частью представленной статьи являются результаты факторного анализа показателей специально-физической и технической подготовленности в наибольшей степени, влияющие на эффективность управления учебно-тренировочным процессом.
Ключевые слова:специально-физическая и специально-техническая подготовленности, факторный анализ, корреляционный анализ, тренировочная нагрузка
Актуальность. Стремление повысить результат в каком-либо виде деятельности предполагает, прежде всего, знание факторов от которых зависит его уровень. Так, например Л. Я. Аркаев, Н. Г. Сучилин [1], Ю. К. Гавердовский в соавт. [2], В. М. Смолевский в соавт. [3], М. Н. Умаров, А. К. Эштаев [4,5], Г. М. Хасанова [7] излагая свое мнение о физиологических и педагогических основах методики подготовки в спорте высших достижений, выделяет три главных вопроса, от успешного решения которых зависит результативность учебно-тренировочного процесса у юных и взрослых гимнастов:
- Определение факторов в наибольшей мере обеспечивающих успех в данном виде мышечной деятельности.
- Разработка методики оценки качеств и способностей спортсменов, формирующихся в той или иной форме.
- Осуществление рационального планирования эффективных средств и методов в учебно-тренировочном процессе.
Второй и третий вопросы детально рассмотрены в работах М. Н. Умарова, А. К. Эштаева [4,5]; М. Н. Умарова, Г. М. Хасановой [6,7] и сделаны определенные заключения по итогам исследований. Осталось только выявить наиболее информативные факторы, их взаимосвязь и взаимовлияние на успешность освоения элементов классификационной программы [(2] в целях последующего, эффективного формирования двигательного навыка, развития специально-физической (СФП) и специально-технической подготовленности (СТП) у юных гимнасток исследуемого возраста [6,7].
Исследованием установлено, что важнейшее место в системе подготовки перспективных юных гимнасток занимает физическая и техническая подготовка,связанная, прежде всего, с освоением большого круга систематически усложняющихся и совершенствующихся упражнений многоборной программы [1,2]. Упражнения, составляющие программный материал СТП, осваиваются на основе методики, имеющей определенную специфику. Она сводится к необходимости применения ряда методов, позволяющих осуществлять обучение и подготовку наиболее рационально и эффективно.
Факторный анализ как статистический метод используется достаточно широко в исследованиях многих видов спорта. В спортивной гимнастике высокая эффективность этого метода для юных гимнастов была показана в работах М.Н Умарова, А.К Эштаева [4,5], М. Н. Умарова, Г. М. Хасановой [6], Г. М. Хасановой [7] для выявления факторов по показателям технического мастерства и специальной физической подготовленности для выявления структуры двигательной деятельности гимнастов.
В нашем исследовании использование факторного анализа обосновано тем, что при подготовке гимнасток к соревнованиям и для достижения в них успеха необходим учет тренировочных нагрузок, от которых зависят спортивно-технические результаты [1,2,4,5,6,7].
Нами регистрировались 22 наиболее существенных показателя тренировочных нагрузок, с достаточной полнотой отражающие ход подготовки к соревнованиям.
Исследование проводилось с 30 перспективными юными гимнастками (1-й разряд и КМС) на предсоревновательном этапе подготовки к 6 соревнованиям 2012–2013 гг. Во всех соревнованиях спортсменки выступили успешно, добившись призовых мест в многоборье и в отдельных видах.
В ходе оценки связей между параметрами интегральной подготовленности использовали корреляционный анализ.
Полученные данные обрабатывались с помощью метода главных компонентов с варимаксным вращением факторной матрицы с применением компьютерной программы «WINDOWS –EXSEL». Коэффициент корреляции рассчитывали по Пирсону.
Корреляционный анализ мы рассматривали как предварительную процедуру факторного анализа, связанную с выделением групп тесно коррелирующих показателей тренировочных нагрузок гимнасток (рис. 1.).
В верхней части схемы видны показатели, относящиеся к комбинациям (r=0,916), как общие, так и для отдельных видов гимнастического многоборья (от r=0,619 до 0,916). Для этих показателей корреляционные взаимосвязи очень высоки.
Рис. 1. Условные обозначения: 1. Количество тренировочных дней. 2. Количество тренировок. 3. Чистое тренировочное время. 4; Общее количество элементов. 5. Общее количество комбинаций. 6. Общее количество подходов. 7. Количество элементов трудности групп «С» и «Д». 8. Количество элементов СФП. 9. Количество подходов СФП. 10. Интенсивность по элементам. 11. Интенсивность по комбинациям. 12. Количество стабильных комбинаций. 13. Количество элементов технической подготовки. 14. Количество подходов технической подготовки. 15. Количество элементов в упражнениях на батуте. 16. Количество подходов в упражнениях на батуте. 17. Количество комбинаций в вольных упражнениях. 18. Количество комбинаций в упражнениях на коне. 19. Количество комбинаций в упражнениях на кольцах. 20. Количество опорных прыжков. 21. Количество комбинаций в упражнениях на брусьях. 22. Количество комбинаций в упражнениях на перекладине.
Анализ свидетельствует о существовании двух основных групп показателей, отражающих ход подготовки соревновательной программы.
Другие группы параметров (временные, СФП, батутной и хореографической подготовки) имеют самостоятельное значение. Они характеризуют отдельные стороны подготовки гимнасток к соревнованиям и взаимосвязаны с основными группами.
Полученная на первом этапе корреляционная матрица была преобразована в матрицу факторных весов (таблица). В результате факторизации 22 показателей тренировочных нагрузок, несущих самую существенную информацию об исследуемом явлении, были выявлены 5 факторов, имеющих различный вклад в суммарную дисперсию (рис. 2).
Таблица
Матрица факторных весов показателей тренировочных нагрузок на этапе предсоревновательной подготовки перспективных юных гимнасток 12–13 лет
№ |
Показатели тренировочных нагрузок |
Факторы |
||||
1 |
2 |
4 |
3 |
5 |
||
1 |
Количество тренировочных дней |
107 |
257 |
260 |
839 |
-089 |
2 |
Количество тренировок |
326 |
128 |
283 |
877 |
066 |
3 |
Чистое тренировочное время |
239 |
150 |
201 |
845 |
189 |
4 |
Общее количество элементов |
372 |
568 |
596 |
381 |
125 |
5 |
Общее количество комбинаций |
957 |
330 |
074 |
158 |
078 |
6 |
Общее количество подходов |
206 |
748 |
406 |
329 |
167 |
7 |
Количество элементов высшей группы трудности |
310 |
778 |
294 |
020 |
233 |
8 |
Количество упражнений СФП |
057 |
028 |
892 |
324 |
198 |
9 |
Количество подходов СФП |
046 |
-033 |
925 |
211 |
-025 |
10 |
Интенсивность по элементам в минуту (эл. в мин.). |
248 |
709 |
497 |
374 |
-155 |
11 |
Интенсивность по комбинациям |
876 |
397 |
076 |
139 |
-095 |
12 |
Количество стабильных комбинаций |
917 |
328 |
121 |
175 |
-038 |
13 |
Количество элементов технической подготовки |
450 |
778 |
200 |
292 |
-007 |
14 |
Количество подходов технической подготовки |
215 |
877 |
-072 |
262 |
149 |
15 |
Количество элементов в упражнениях на батуте |
215 |
149 |
-072 |
262 |
862 |
16 |
Количество подходов в упражнениях на батуте |
060 |
183 |
016 |
075 |
961 |
17 |
Хореографическая подготовка |
461 |
417 |
117 |
175 |
897 |
18 |
Интенсивность по элементам в подход (эл. в под.) |
939 |
541 |
-072 |
362 |
149 |
19 |
Количество комбинаций в упражнениях на бревне |
843 |
100 |
260 |
190 |
254 |
20 |
Количество опорных прыжков |
202 |
677 |
-169 |
-019 |
110 |
21 |
Количество комбинаций в упражнениях на брусьях р/в |
926 |
116 |
110 |
219 |
045 |
22 |
Количество комбинаций в вольных упражнениях |
619 |
653 |
-120 |
016 |
096 |
Примечание: Результаты корреляционного анализа представлены без «0» и запятой.
Рис. 2. Факторная градация показателей тренировочной нагрузки на предсоревновательном этапе подготовки перспективных юных гимнасток 12–13 лет
Полученные показатели 5 и 12 в первом факторе с высокими коэффициентами веса главные на предсоревновательном этапе подготовки. Это важно для планирования и контроля тренировочных нагрузок на данном этапе подготовки. На соревнованиях по спортивной гимнастике бригады судей в комплексе оценивают только комбинации. Значит, спортсменки реализуют накопленный потенциал, выполняя комбинации в отдельных видах и набирая при этом определенную сумму баллов в многоборье за каждый день соревнований. На основе целостных комбинаций моделируются определенные черты предстоящей соревновательной деятельности, тем самым сближаются режимы тренировки и соревнований.
Из всех показателей тренировочных нагрузок, вошедших в первый фактор, для контроля готовности гимнастки к соревнованиям наиболее информативен показатель количества стабильно выполненных комбинаций (r=0,917), который определяется в процентах от общего количества выполненных комбинаций (r=0, 957), как в каждом отдельном виде, так и в многоборье. Все вышеперечисленные показатели комбинаций связаны наиболее высокими значениями коэффициента веса с данным фактором. В связи с этим первый фактор интерпретируется нами как фактор «количества выполненных комбинаций».
Остановимся на втором факторе. Его вклад в общую дисперсию составляет 13,6 %. Наиболее высокий коэффициент веса из связывающей группы показателей тренировочных нагрузок соответствует количеству выполненных элементов высшей группы трудности (техническая подготовка, r=0,778). Этот фактор характеризует системное использование специально-подготовительных и общеподготовительных упражнений для избирательного совершенствования элементов соревновательных действий, повышения общего уровня функциональных возможностей организма, развития специфической и поддержание общей работоспособности на достаточно высоком уровне.
Исходя из предназначения показателей тренировочных нагрузок, вошедших во вто рой фактор, мы назвали его фактором «количества выполненных элементов и опорных прыжков».
Третий фактор — фактор «Специальной физической подготовленности», поскольку показатели количества выполненных упражнений (r=0,892) и подходов СФП (r=0,925) весьма высоки. Высокий процент значимости данного фактора (12,0 %) указывает на необходимость целенаправленного развития базовых физических качеств на этапе спортивного совершенствования, в целях повышения работоспособности и специальной выносливости гимнасток исследуемого возраста и уровня подготовленности.
Четвертый фактор определяется тесно взаимосвязанными показателями количества тренировочных дней, тренировок, чистого тренировочного времени. Поэтому считаем, что фактор показателей, характеризующий временные особенности на предсоревновательном этапе, можно назвать фактором «временных показателей».
Пятый фактор, на долю которого приходится 5,1 % общей дисперсии выборки, обнаруживает существенные веса по показателям количества упражнений (r=0,862) и подходов на батуте (r=0,961), количество выполненных хореографических упражнений и их «утилизации» в соревновательных комбинациях на бревне и вольных упражнениях (r=0,897). Все это дает основание интерпретировать его как фактор «батутной и хореографической подготовки», т. е. «школы движений».
Результаты факторного анализа были использованы в процессе разработки структу ры и распределения компонентов нагрузки при планировании средств подготовки в учеб но-тренировочных занятиях, микро- и соревновательном мезоцикле гимнасток экспериментальной группы.
Таким образом, выявлена структура показателей тренировочных нагрузок предсоревновательного этапа подготовки юных гимнасток, включающая пять факторов с различным вкладом каждого из них в суммарную дисперсию: факторы количества выполненных комбинаций и интенсивности работы по комбинациям (вклад — 53,1 %), количества выполненных элементов высшей группы трудности и опорных прыжков (техническая подготовка — 13,6 %), СФП (12,0 %), временных показателей 7,7 %), батутной и хореографической подготовленности («школа» движений -5,1 %).
Результаты факторного анализа были использованы в процессе разработки структуры и распределении компонентов нагрузки при планировании средств подготовки в учебно-тренировочных занятиях, микро- и соревновательном мезоцикле гимнасток экспериментальной группы. Для более полной реализации подготовленности гимнасток в соревнованиях на предсоревновательном этапе подготовки необходим постоянный контроль за стабильным выполнением комбинаций в отдельных видах и многоборье, элементов технической и специальной физической подготовки.
Литература:
- Аркаев Л. Я., Сучилин Н. Г. Как готовить чемпионов. /Теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации. М.: ФИС 2004. — 326 с.
- Спортивная гимнастика (мужчины и женщины): Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. — М.: Советский спорт, 2005. — 420 с.
- Смолевский В. М., Гавердовский Ю. К. Спортивная гимнастика: Учеб. для ин -тов физ.культ.– Киев: — 1999. — 462 с.
- Умаров М.Н, Эштаев А. К. Разработка модельных характеристик гимнастов высокой квалификации. // «Фан спортга». 2004. № 1. -с.35–38.
- Умаров М. Н., Эштаев А. К. Характерные особенности соревновательной деятельности гимнастов. // «Фан спортга». 2005. № 1. -с. 34–35.
- Умаров М. Н. Хасанова Г. М. Технология формирования соревновательного мезоцикла у юных гимнасток на этапе спортивного совершенствования. Учебно-методическое пособие. Издательско-полиграфический отдел УзГИФК, Т.: 2010. -154 с.
- Хасанова Г. М. Построение соревновательного мезоцикла у юных гимнасток на этапе спортивного совершенствования. Дисс. … канд. пед. наук. — Ташкент: УзГИФК, 2011. — С. 173.