Имидж современного учителя истории и обществознания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 01.10.2016

Статья просмотрена: 3255 раз

Библиографическое описание:

Лёвкина, Е. В. Имидж современного учителя истории и обществознания / Е. В. Лёвкина, А. Н. Гаращенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 364-367. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33924/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье затронута проблема изучения имиджа современного учителя истории и обществознания. Представлены результаты исследования представлений об имидже учителя истории и обществознания, сформированных в сознании коллег, учеников и их родителей.

Ключевые слова: имидж, имидж учителя, личностные качества, профессиональные качества, визуальная привлекательность, педагогические способности

В основе образовательной политики современной России лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [3], важной составляющей которой является гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Большую роль в формировании социально активной личности гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к России и всему её многонациональному народу и готового адекватно смотреть на настоящее и будущее, стремящегося посредством своей деятельности способствовать продвижению страны вперёд, играет учитель истории и обществознания, в лице которого воплощается весь исторический и гражданско-правовой опыт нашего Отечества.

В связи с этим актуальной является задача исследования имиджа современного учителя истории и обществознания. Под имиджем учителя следует понимать символический экспрессивно окрашенный образ педагога, созданный в процессе его субъектно-субъектного взаимодействия с участниками педагогической деятельности (коллективом коллег, учащимися, их родителями) и обществом в целом, призванный оказывать на них эмоциональное и психологическое воздействие [2, с. 83]. Российским психологом Л. М. Митиной выделяется три основных структурных компонента имиджа учителя: внешний, внутренний и процессуальный [5, с. 113]. Рассмотрим каждый из компонентов более подробно, включив в их состав ряд характеристик, свойственных непосредственно имиджу учителя истории и обществознания.

Внешняя составляющая включает визуальную привлекательность, вербальные (тембр и сила голоса) и невербальные (мимика, жесты, походка) компоненты, а также оценку социума. Визуальная привлекательностьпервостепенная составная имиджа педагога. Внешний вид педагога, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на уроке, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение. Здесь значение имеет цветовая гамма рабочего костюма, правильно выполненный макияж, стрижка или укладка [1, с. 42]. Немалую роль играет голос педагога, который должен обладать благозвучностью и не вызывать неприятных ощущений. Педагог должен уметь изменять тембр, силу, высоту, тональность своего голоса в зависимости от ситуации общения. С помощью голоса педагог должен влиять на поведение воспитанников, уметь внушить требования и добиться их выполнения. Педагогу необходимо уметь говорить для обучающихся, их родителей и управлять своим голосом, который должен быть сильным и выносливым. Основными требованиями к речи педагога являются: дикция, орфоэпия, выразительность (наполненность речи эмоциональным и интеллектуальным содержанием). Выразительность делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль доносится до ученика более полно, закончено. Также следует сказать о целесообразности применения педагогом юмора, не выходящего за рамки этики и морали. Юмор не только позволяет разрядить обстановку, улучшить взаимопонимание между учителем и учеником, но и может стать своеобразной «визитной карточкой педагога». Средства невербального общения всегда также являются важной частью имиджа учителя, т. к. они создают определённый психологический климат и эмоциональный настрой на уроке. Жесты, походка, мимика выражают настроение педагога. С помощью невербальных средств общения учитель поддерживают внимание учащихся на уроке, а также активизирует познавательную деятельность ученика на уроке.

Внутренняя составляющая имиджа — это соответствие личности, а именно степени развития духовной, интеллектуальной сферы, и её Я-концепции особенностям педагогической деятельности учителя истории и обществознание [5, с. 121]. Основу в данном случае составляют педагогические способности учителя, где ведущими являются педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний. Важной составляющей имиджа педагога, на наш взгляд, является ряд профессионально-педагогических умений, которыми должен владеть учитель истории и обществознания. Среди них: применение учителем гуманитарно-ориентированных образовательных технологий, при которых востребовались бы личностные (гуманитарные) качества ученика; его стремление осознать смысл изучения истории; проявление самостоятельности и внутренней мотивации усвоения истории и обществознания; попытка истолковать исторические и гражданско-правовые явления. Следует отметить, что архиважной на сегодняшний день внутренней составляющей имиджа учителя истории и обществознания является то, что он должен быть патриотом своей страны и стараться прививать это чувство своим ученикам.

Процессуальный компонент имиджа учителя связан с организацией учебной и внеурочной деятельности, способами взаимодействия с учащимися [5, с. 130]. Современному педагогу в соответствии с «Профессиональным стандартом педагога» на уроках истории следует применять нетрадиционные формы и методы обучения (например, организацию художественных представлений по мотивам исторических событий), а также владеть информационно-коммуникационными технологиями [6;7].

С целью изучения представлений об имидже современного учителя истории и обществознания, нами было проведено мини-исследование. В нем приняли участие

50 человек: учащиеся (20 человек из 7 класса и 12 человек из 11 класса); учителя

(10 учителей разных специальностей и 3 учителя истории и обществознания); родители учащихся (5 человек). В исследовании применялись две группы методов: социологические (опрос, беседа, анкетирование, интервью) и математико-статистические, необходимые для качественной и количественной обработки полученных данных. Респондентами был выделен ряд основных качеств, которыми должен обладать современный учитель истории и обществознания: знание предмета, широкий кругозор, внешняя привлекательность, «человечность», выразительный голос, ораторские способности, патриотизм, толерантность, умеренная требовательность, мобильность, коммуникабельность, владение ИКТ, объективность. Рассмотрим каждый из них более подробно.

Так, по мнению респондентов, основополагающими в имидже учителя истории и обществознания являются два компонента: «человечность» и «знание предмета». Составляющая имиджа учителя, обозначенная участниками исследования абстрактным и достаточно обобщённым понятием «человечность», включает в себя такие личностные качества, как доброта, любовь к детям, понимание их проблем и желание помочь. Она играет важную роль в установлении доверительных отношений между учителем и ученикам и создании благоприятного эмоционального климата на уроке и в классе.

«Знание преподаваемого предмета» предполагает владение обширными теоретическими и практическими знаниями в области истории и обществознания, а также методикой обучения данным предметам, которые базируются на умении преподнести материал таким образом, чтобы привлечь внимание учеников к изучению истории и обществознания.

Следует заметить, что специфика учителя истории и обществознания заключается в своеобразии преподаваемых предметов. Обществознание — это дисциплина, изучающая окружающую нас социальную действительность. В связи с этим данный учитель-предметник должен иметь крайне широкий кругозор и обладать знаниями в различных сферах жизнедеятельности. Так как педагог лицо публичное, то он должен быть коммуникабельным, т. е. уметь устанавливать контакт с различными участниками образовательного процесса (учениками, их родителями, коллегами, администрацией школы), благодаря чему добиваться реализации поставленных образовательных целей.

Большую роль в процессе объяснения учебного материала и общения с участниками образовательного процесса играет выразительный голос и ораторская речь учителя, наполненная эмоциональным и интеллектуальным содержанием. Такая речь выполняет функцию убеждения, сказанное учителем надолго сохраняется в памяти учеников.

Как мы уже отмечали, важной составляющей имиджа учителя истории и обществознания является его патриотизм, который проявляется как в любви к Родине со всеми её достоинствами и недостатками, так и в стремлении посредством своей профессиональной деятельности способствовать продвижению страны вперед. Россия — многонациональная страна, поэтому учитель истории и обществознания должен проявлять толерантность (терпимость) по отношению к представителям различных наций и народностей, уважать их историю, культуру и прививать это чувство учащимся. Педагогу должно быть присуще несомненно такое качество, как объективность (в оценке исторических и происходящих социальных, экономических, политических процессов, в оценке уровня знаний школьников).

Современный ритм жизни предполагает развитие у учителей такого качества, как мобильность, под которым в широком смысле следует понимать способность быстро подстраиваться под изменения, происходящие в обществе и системе образования, идти «в ногу со временем», а в узком смысле — умение быстро переключатся в течении урока с одной формы работы на другую (например, часть урока провести в стандартной форме, а во второй половине — организовать мини-флешмоб). Особое значение имеет владение информационно-коммуникационными технологиям и их применение на уроках в виде мультимедийных презентаций, организации виртуальных путешествий в Музеи, прошлое страны и т. п.

Все перечисленные компоненты можно сравнить с внутренней составляющей «подарка», но немаловажное значение имеет «внешняя оболочка». Внешний вид педагога должен отличатьсяэлегантностью, аккуратностью, чистотой и опрятностью. В одежде следует придерживаться делового стиля. К деловому костюму относят пиджак с юбкой, брюки с блузкой или платье. Предпочтительными цветами для деловой одежды считаютсясерый, черный, коричневый, бежевый, тёмно-синий, тёмно-бордовый. Блузки и рубашки могут бытьнежных пастельных тонов.Украшений должно быть минимальное количество, и они не должны быть яркими и броскими. Макияж и маникюр следует делать в нейтральных тонах. Прическа должна быть аккуратной и в меру строгой. Удачно созданный внешний образ учителя истории и обществознания не только позволит произвести приятное впечатление на окружающих, но и подчеркнет его профессиональные и личные качества.

Таким образом, как показало проведённое исследование, современный имидж учителя истории и обществознания характеризует педагога как человека, способного выстроить траекторию своего духовного, личностного и профессионального роста, обладающего активной жизненной позицией и умеющего устанавливать контакты с различными людьми. Его долгом является воспитание достойных граждан, патриотов, от которых зависит будущее России.

Литература:

  1. Журавлев Д. Имидж учителя — необходимость или дань моде? // Народное образование. — 2003. — № 7. — С. 40–45.
  2. Калюжный А. А. Психология формирования имиджа учителя / А. А. Калюжный. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. — 222 с.
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html (дата обращения: 09.09.2016).
  4. Лёвкина Е. В. Гражданское воспитание студентов в современном педагогическом вузе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского. — Нижний Новгород, 2009. — 23 с.
  5. Митина Л. И. Психология профессионального развития учителя. — М.: Флинта, 1998. — 200 с.
  6. Профессиональный стандарт педагога. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/3071/file/1734/12.02.15. html (дата обращения: 10.09.2016).
  7. Шоган В. В. Новые технологии в историческом образовании / В. В. Шоган. — Ростов н/Д.: Ростиздат, 2005. — 196 с.
Основные термины (генерируются автоматически): обществознание, имидж учителя истории, учитель истории, имидж учителя, современный учитель истории, визуальная привлекательность, Россия, составляющая, учитель, выразительный голос.


Похожие статьи

Мысли и размышления современного педагога

В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.

Формирование ценностных ориентаций обучающихся современного вуза

В статье анализируется проблема формирования ценностных ориентаций обучающихся в современных реалиях российского общества. Определены базовые компоненты ценностных ориентаций, их место в структуре личности. Выявлена специфика ценностных ориентаций об...

Развитие компетентности современного учителя

В работе описывается поиск и внедрение эффективных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в практику воспитания и формирования личности учителя.

Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды

В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение...

Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование»

В данной статье рассмотрены особенности акцентуаций характера у студентов специальности психолого-педагогическое образование. Автор акцентирует внимание на роли личностных качеств будущих специалистов. Описываются результаты эмпирического исследовани...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Правовое просвещение современной российской молодежи: проблемы и пути решения

В статье автор исследует формирование правового просвещения подрастающего поколения и обозначает роль образовательных организаций, семьи и СМИ в формировании правового просвещения и правосознания современной российской молодежи.

Профессиональная культура советского и постсоветского журналиста

В работе представлены результатов, полученные в ходе пилотажного исследования, посвященного изучению профессиональных ценностей представителей журналистского сообщества советской эпохи и современности. Опираясь на результаты глубинных интервью, автор...

Актуализация идей А. С. Макаренко в развитии личности

Статья посвящена рассмотрению актуальности идей А.Макаренко в развитии личности в современном контексте воспитания детей и их развития как полноценных членов общества. Соотношение методических разработок педагога с современными требованиями воспитате...

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Похожие статьи

Мысли и размышления современного педагога

В статье автор делится размышлениями по вопросам современной педагогики. Описывает собственное видение некоторых, происходящих в современной школьной жизни детей, ситуаций. Анализирует функцию педагогики в учебном процессе.

Формирование ценностных ориентаций обучающихся современного вуза

В статье анализируется проблема формирования ценностных ориентаций обучающихся в современных реалиях российского общества. Определены базовые компоненты ценностных ориентаций, их место в структуре личности. Выявлена специфика ценностных ориентаций об...

Развитие компетентности современного учителя

В работе описывается поиск и внедрение эффективных инновационных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, в практику воспитания и формирования личности учителя.

Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды

В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение...

Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование»

В данной статье рассмотрены особенности акцентуаций характера у студентов специальности психолого-педагогическое образование. Автор акцентирует внимание на роли личностных качеств будущих специалистов. Описываются результаты эмпирического исследовани...

Формирование компьютерной компетентности учителей на основе личностно-деятельностного подхода

В данной статье проанализирована компьютерная компетентность учителей и её значение для социализации подрастающего поколения. Сделан акцент на воспитательные и нравственные функции педагога.

Правовое просвещение современной российской молодежи: проблемы и пути решения

В статье автор исследует формирование правового просвещения подрастающего поколения и обозначает роль образовательных организаций, семьи и СМИ в формировании правового просвещения и правосознания современной российской молодежи.

Профессиональная культура советского и постсоветского журналиста

В работе представлены результатов, полученные в ходе пилотажного исследования, посвященного изучению профессиональных ценностей представителей журналистского сообщества советской эпохи и современности. Опираясь на результаты глубинных интервью, автор...

Актуализация идей А. С. Макаренко в развитии личности

Статья посвящена рассмотрению актуальности идей А.Макаренко в развитии личности в современном контексте воспитания детей и их развития как полноценных членов общества. Соотношение методических разработок педагога с современными требованиями воспитате...

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Задать вопрос