В статье представлено исследование ценностных ориентаций работников уголовно-исполнительной системы на разных этапах профессионализации. В ходе проведенного эмпирического исследования были выявлены ведущие терминальные и инструментальные ценности работников уголовно-исполнительной системы, находящихся на разных стадиях профессионализации. Для исследования были выбраны курсанты образовательных учреждений ФСИН России и работники исправительных учреждений ФСИН России. Анализ диагностики предпочитаемых терминальных ценностей существенных различий не выявил. Однако были выявлены различия степени значимости следующих терминальных ценностей: «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь», «свобода», «счастливая семейная жизнь», «творчество», «красота природы и искусства». Анализ результатов диагностики инструментальных ценностей, показал, что курсанты и работники исправительных учреждений по-разному ориентируются на средства достижения целей. Для курсантов более значимы такие инструментальные ценности как: «широта взглядов», «эффективность в делах», «смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов». Для работников исправительных учреждений более значимы ценности: «воспитанность», «исполнительность», «аккуратность».
Ключевые слова: ценностные ориентации, работники уголовно-исполнительной системы, профессионализация, профессиональная деятельность
Жизненные ценности человека лежат в основе его поведения. Ценностно-смысловая сфера личности является основой в развития человека. Исследования ряда авторов позволяет сделать вывод о том, что понятие «ценностные ориентации личности» совпадают с терминами, которые характеризуют смысловую, либо мотивационно-потребнустную сферы личности [4]. Ценностно-смысловые ориентации являются составным элементом структуры личности человека и представляют собой особые психологические образования, выстроенные по определенной иерархии, которая определяет направленность профессиональной деятельности. В своей деятельности личность не может ориентироваться на ту или иную ценность как некое самостоятельное образование, без учета взаимосвязи её с другими ценностными ориентациями, таким образом, говоря о ценностных ориентациях, мы понимаем не отдельный набор ценностей, а определенную систему взаимосвязанных ценностей.
Становление и формирование ценностных ориентаций личности является сложной многоаспектной проблемой. Ценностные ориентации — важный элемент внутренней структуры личности, в котором закреплена совокупность опыта индивида, особенности его познавательных и эмоциональных процессов, отделяющая значимое для данного человека от несущественного.
Актуальность изучения ценностных ориентаций работников уголовно-исполнительной системы (далее — УИС), находящихся на разных стадиях профессионализации подтверждается принятой Концепцией развития уголовно- исполнительной системы [3]. В данной концепции обозначена основная направленность процесса воспитания осужденных: с политики трудового перевоспитания на ценностно-ориентированный подход — ресоциализацию осужденных [2]. Среда, в которой приходится нести службу сотрудникам уголовно-исполнительной системы, вынуждает постоянно противостоять негативному влиянию воздействия криминальной идеологии на уровне ценностно-смысловых ориентаций.
Особе место в структуре ценностных ориентаций сотрудников исправительного учреждения играют ценности профессии, которую они реализуют. Как отмечает Н. А. Самойлик, в процессе профессионального становления необходимо опираться на личностные ценности, детерминирующие формирование профессиональную значимость труда [4].
В связи с этим сформированность и устойчивость ценностных ориентаций личности курсантов является актуальной проблемой в процессе подготовки сотрудников УИС. Исследование ценностных ориентаций курсантов младших курсов позволяет составить представление об особенностях сформированности иерархии их ценностей, как будущих работников УИС.
В исследовании приняли участие 80 человек. Из них курсанты образовательных учреждений ФСИН России (далее-курсанты) 40 человек и сотрудники исправительных учреждений ФСИН России (далее-сотрудники) 30 человек.
В таблице 1 представлены результаты диагностики терминальных ценностей курсантов и сотрудников исправительных учреждений.
Таблица 1
Терминальные ценностные ориентации сотрудников УИС
Ценность |
Курсанты |
Сотрудники ИУ |
Различие |
||
М |
σ |
М |
σ |
||
Активная деятельная жизнь |
8,60 |
4,3 |
7,74 |
3,8 |
|
Интересная работа |
8,34 |
3,6 |
6,32 |
2,8 |
p<0,01 |
Наличие хороших и верных друзей |
6,40 |
5,5 |
6,85 |
3,7 |
|
Материально обеспеченная жизнь |
7,83 |
4,3 |
3,91 |
2,3 |
p<0,01 |
Развлечения |
11,50 |
12,1 |
11,18 |
4,6 |
|
Уверенность в себе |
8,00 |
4,5 |
7,47 |
4,1 |
|
Любовь |
8,06 |
4,7 |
8,65 |
4,0 |
|
Свобода |
7,91 |
4,7 |
5,26 |
4,3 |
p<0,01 |
Счастливая семейная жизнь |
7,80 |
4,7 |
5,03 |
3,7 |
p<0,01 |
Здоровье |
4,34 |
5,1 |
3,71 |
3,6 |
|
Творчество |
11,09 |
5,1 |
14,44 |
3,2 |
p<0,01 |
Продуктивная жизнь |
9,77 |
4,2 |
11,21 |
3,5 |
|
Общественное признание |
10,97 |
5,0 |
12,65 |
3,7 |
|
Развитие |
9,77 |
4,9 |
9,53 |
4,3 |
|
Познание |
11,46 |
5,0 |
12,88 |
2,4 |
|
Красота природы и искусства |
11,80 |
4,9 |
15,82 |
3,2 |
p<0,01 |
Жизненная мудрость |
11,51 |
4,8 |
13,18 |
3,7 |
|
Счастье других |
14,03 |
4,6 |
15,50 |
2,3 |
|
В качестве предпочитаемых терминальных ценностей у курсантов нами были выявлены следующие: «здоровье» (М=4,34), «наличие хороших и верных друзей» (М=6,4), «счастливая семейная жизнь» (М=7,8), «материально обеспеченная жизнь» (М=7,83), «свобода» (М=7,91), «уверенность в себе» (М=8). Предпочитаемые терминальные ценности сотрудников выглядят следующим образом: «здоровье» (М=3,71), «материально обеспеченная жизнь» (М=3,91), «счастливая семейная жизнь» (М=5,03), «свобода» (М=5,26), «интересная работа» (М=6,32), «наличие хороших и верных друзей» (М=6,85).
Таким образом, анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что предпочитаемые терминальные ценности курсантов и сотрудников исправительных учреждений согласуются между собой. Существенных противоречий в иерархии ценностей-целей нами не выявлено. Следовательно, представители уголовно-исполнительной системы, которые находятся на начальной стадии профессионализации, в своей деятельности ориентируются на систему ценностей, которая характерна для действующих сотрудников исправительных учреждений.
Несмотря на согласованность предпочитаемых терминальных ценностей, нами был выявлен ряд статистически значимых различий между группами курсантов и сотрудников исправительных учреждений, который подтверждается вычислением критерия Манна-Уитни.
Для сотрудников исправительных учреждений характерна более высокая значимость следующих терминальных ценностей: «интересная работа», «материально обеспеченная жизнь», «свобода», «счастливая семейная жизнь». У курсантов более высокая значимость ценностей: «творчество» и «красота природы и искусства».
Результаты анализа инструментальных ценностей курсантов и сотрудников исправительных учреждений представлены в таблице 2.
Таблица 2
Инструментальные ценностные ориентации сотрудников УИС
Ценность |
Курсанты |
Сотрудников ИУ |
Различие |
||
М |
σ |
М |
σ |
||
Жизнерадостность |
8,66 |
3,94 |
8,17 |
5,75 |
|
Самоконтроль |
7,49 |
4,79 |
5,11 |
3,22 |
|
Рационализм |
8,06 |
4,80 |
8,50 |
4,99 |
|
Эффективность в делах |
7,40 |
4,42 |
11,28 |
3,98 |
p<0,01 |
Независимость |
7,77 |
4,83 |
9,06 |
5,02 |
|
Твёрдая воля |
6,89 |
4,10 |
7,22 |
3,80 |
|
Ответственность |
8,17 |
4,48 |
7,17 |
3,73 |
|
Широта взглядов |
7,31 |
5,00 |
13,22 |
4,25 |
p<0,01 |
Честность |
6,80 |
5,28 |
7,28 |
5,38 |
|
Терпимость |
8,71 |
5,44 |
8,72 |
4,17 |
|
Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов |
8,66 |
4,89 |
12,72 |
3,23 |
p<0,01 |
Воспитанность |
9,97 |
4,95 |
5,83 |
3,85 |
p<0,01 |
Аккуратность |
12,20 |
4,46 |
8,06 |
4,72 |
p<0,01 |
Чуткость |
11,03 |
4,17 |
11,00 |
5,28 |
|
Исполнительность |
11,77 |
4,92 |
8,94 |
4,62 |
p<0,05 |
Образованность |
11,91 |
4,49 |
8,44 |
5,02 |
|
Высокие запросы |
13,66 |
4,40 |
15,39 |
4,35 |
|
Непримиримость к недостаткам в себе и в других |
14,09 |
5,55 |
15,44 |
3,47 |
|
В качестве предпочитаемых инструментальных ценностей у курсантов нами были выявлены следующие: «честность» (М=6,8), «твёрдая воля» (М=6,89), «широта взглядов» (М=7,31), «эффективность в делах» (М=7,4), «самоконтроль» (М=7,49), «независимость» (М=7,77). Предпочитаемые инструментальные ценности сотрудников пенитенциарных учреждений выглядят следующим образом: «самоконтроль» (М=5,11), «воспитанность» (М=5,83), «ответственность» (М=8,17), «твердая воля» (М=6,89), «честность» (М=6,8), «аккуратность» (М=8,06).
Анализ предпочитаемых инструментальных ценностей позволяет сделать вывод о наличии различий между группами курсантов и сотрудников исправительных учреждений. В отличие от работников исправительных учреждений курсанты, для достижения своих целей опираются на такие ценности как «независимость», «широта взглядов» и «эффективность в делах, в то время как сотрудники исправительных учреждений убеждены, что реализация целей связана с такими ценностями как «воспитанность», ответственность» и «аккуратность».
В ходе обработки полученных результатов были выявлены достоверные различия в значимости инструментальных ценностей. Для курсантов более значимы такие инструментальные ценности как: «широта взглядов», «эффективность в делах», «смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов». Для действующих сотрудников исправительных учреждений более значимы ценности: «воспитанность», «исполнительность», «аккуратность».
Таким образом, проведенное исследование позволило выделить нам ведущие терминальные и инструментальные ценности представителей уголовно-исполнительной системы, находящихся на разных стадиях профессионализации. Среди предпочитаемых терминальных ценностей существенных различий выявлено не было, однако, анализ результатов инструментальных ценностей, показал, что курсанты и сотрудники исправительных учреждений по-разному ориентируются на средства достижения целей.
Литература:
- Ицкофич М. М. Ценностно-смысловая направленность личности сотрудников уголовно исполнительной системы: дис. к. психол. н.: спец. 19.00.05. — социальная психология. — Казань, 2008. — 149 с.
- О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 31.05.2012) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 43. Ст. 5544.
- Мишин А. А. Профессиональная самореализация личности курсанта образовательной организации ФСИН России // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики материалы научно-практической конференции.– Новокузнецк, 28–29 октября 2015 г.– С. 180–182.
- Самойлик Н. А. Профессионально-ценностные ориентации как основа успешного становления специалиста уголовно-исполнительной системы // Психология в России и за рубежом: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 20016. — С. 34–36.