Дошкольный возрaст — время aктивного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.
Высокая эмоциональнaя отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни практического опыта составляет харaктерную особенность дошкольного детства.
Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному рaзвитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гумaнные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Эмоциональный опыт современного ребенка, опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что окaзывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Создавая условия для развития положительных эмоций ребенка в такой ответственный период жизни, как дошкольное детство, мы обеспечиваем основы для созидательной жизненной стратегии личности.
Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинают понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.
Другая сторона — развития чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.
Развитие личности следует понимать как процесс опознавания своего «Я», как физического, духовного и общественного существа. Все стороны личности находятся в теснейшем единстве, влияют друг на друга. Процесс осознавания этих сторон личности, есть сложный единый процесс. Осознание себя как физического существа, есть и отношение к себе как к определенному живому организму, обладающему известными физическими качествами. Когда мы говорим об осознании себя как духовного существа, то здесь на первый план выступают знания и отношения к себе, как к личности познающей, переживающей и действующей. Наконец осознание себя как общественного существа, заключается в осознании своей общественной роли, своего места в коллективе.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам фaкт, что он существует, по-настоящему еще ничего не зная о себе и о своих качествах. Стремясь, быть как взрослый, ребенок не учитывает своих реальных возможностей. Он осознает не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом.
Известно, что детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные проявления ребенок получает со стороны окружающих взрослых в виде оценок порицания или ободрения. Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих, каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретение ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности.
Особенность детской оценки или самооценки заключается в том, что в оценке своих товарищей и самих себя, дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «не умный». Многие дети употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались.
При изучении детских оценочных рассуждений необходимо учитывать особенности употребления детьми оценочных понятий, так как в воспитании личности ребенка формирование понятий морального порядка играет существенную роль.
Особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер. Детям легко себя оценивать положительно и трудно оценивать себя отрицательно. Они прибегают к невинным хитростям, чтобы не показать свою недостаточность, отрицательных качеств.
На каждом этапе развития ребенок обладает известными умениями. Одни из них уже почти сформированы, другие находятся в стадии формирования, третьи только начинают формироваться. Понятно, что умения старших детей более многообразны и совершенны. Этим обуславливает то, что старшие дети не только могут назвать больше своих умений, но и то, что их оценка более содержательная, чем у пятилетних детей.
Конечно, оценка ребенком своих умений зависит и от того, в какой стадии формирования они находятся.
Работая в этом направлении, мы выявили различные индивидуальные виды развитии самооценки (Рисунок 1).
Рис. 1. Три вида самооценки
В отличие от адекватной самооценки существуют и две другие: это заниженная и завышенная самооценка. Обе самооценки играют важную роль в становлении механизмов саморегуляции, определяют уровень притязаний, влияют на развитие межличностных отношений (Таблица 1).
Таблица 1
Характеристика ребенка снеадекватной самооценкой
Заниженная самооценка |
Завышенная самооценка |
Ребенок обладает высокой тревожностью, не уверенностью, агрессивными тенденциями поведения, постоянное сомнение в ценности своей личности. Тревога о своем «Я» и страх перед оценкой других заслоняет содержание совместной деятельности и общения. |
Ребенок стремиться прервать собеседника, он хочет показать свое превосходство, получить одобрение и высокую оценку. Ему присуще напряженная потребность в признании и уважении сверстников, в поддержании и подкреплении положительной самооценки. |
Для того чтобы научить ребенка правильно оценивать себя, его надо сначала научить правильно оценивать других, на которых он может смотреть со стороны. Огромную помощь в развитии адекватной самооценки оказывает вовлечение детей в специально организованную деятельность. Нами были подобраны и распределены игры по разным направлениям, помогающие детям обрести уверенность в себе (Таблица 2).
Таблица 2
Игры, используемые педагогами
Направление |
Название игр иупражнений |
Цели изадачи |
Создание положительного эмоционального фона. |
Азбука настроений Ворчун и Весельчак Веселые, грустные Чье окошко? Календарь эмоций Угадай настроение Встреча эмоций Маска Часы Жучок Настроение Котенок Бутылочка Жмурки Подарок |
Знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а так же распознание эмоциональных реакций других людей. Развитие для сознания таких понятий как «хозяин своих чувств» |
Снятие эмоционального напряжения |
Магазин зеркал Сердечко Тесто Салют Печем пирог Волны Слон у папы на спине |
Коррекция настроения и отдельных черт характера. Упражнять детей в умении изображать выразительно эмоционально отдельные эмоциональные движения. |
Создание собственной значимости |
Мир без тебя Что нравится мне и другим Моя копилка Как изменить свою внешность Кто я? Как я поступлю? Я есть, я буду! Кем я буду и каким? Ты самый, самый Я дарю тебе свое имя |
Формирование умения видеть свои достоинства, положительные качества своего характера, принятие своего прошлого настоящего и будущего. |
Повышение самооценки |
Закончи предложение Банк идей Сотворю себя сам Мне нравится в себе Это я Новое имя Комплемент самому себе Рисунки |
Развитие уверенности в себе, формирование своего имени, принятие своих качеств характера, умение видеть свои достоинства и любви к самому себе. |
Уровень самовосприятия |
Домашний фотоальбом Фоторобот Расскажи сказку Чувства Яркое имя |
Развитие внимания ребенка к самому себе и к своим чувствам. |
В начале года мы разработали план по развитию адекватной самооценки, который включает в себя такие разделы как «Я сам», «Я и другие» и «Я и окружающий мир».
В наши занятия были включены такие направления как: «образ физического Я»; образ социального «Я»; образ реального «Я»; образ будущего «Я». Такие занятия помогают детям сформировать положительные представления о себе, как объекте социальной действительности, о правильном образе жизни, о собственном положении относительно других людей, адекватное восприятие собственных действий, понимание будущей деятельности и собственных перспектив.
Выбранная нами форма работы способствует положительному решению данной проблемы, помогает сформировать адекватную самооценку. Развивающая образовательная среда позволяет познать себя и окружающий мир и развиваться самостоятельно. А когда процесс познания самостоятелен и свободен, дети ощущают радость от процесса поиска, они преодолевают преграды, они настойчивы и терпеливы, они самоутверждаются и самосовершенствуются, делают новые открытия личного «Я».
Литература:
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1988.
- Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. — М., 1999.
- Данилина Т. А. Степина Н. М. В мире детских эмоций. — М., 2004.
- Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — М., 2002.
- Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.
- Смелзер Н. Социология.- М.,1994.