Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 29.09.2016

Статья просмотрена: 3971 раз

Библиографическое описание:

Ищенко, Т. В. Самосознание и самооценка детей в дошкольном возрасте / Т. В. Ищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 350-352. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33952/ (дата обращения: 18.12.2024).



Дошкольный возрaст — время aктивного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.

Высокая эмоциональнaя отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни практического опыта составляет харaктерную особенность дошкольного детства.

Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному рaзвитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гумaнные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Эмоциональный опыт современного ребенка, опыт его переживаний, может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что окaзывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Создавая условия для развития положительных эмоций ребенка в такой ответственный период жизни, как дошкольное детство, мы обеспечиваем основы для созидательной жизненной стратегии личности.

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинают понимать окружающий мир и осознает свое место в нем; это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки.

Другая сторона — развития чувства и воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств.

Развитие личности следует понимать как процесс опознавания своего «Я», как физического, духовного и общественного существа. Все стороны личности находятся в теснейшем единстве, влияют друг на друга. Процесс осознавания этих сторон личности, есть сложный единый процесс. Осознание себя как физического существа, есть и отношение к себе как к определенному живому организму, обладающему известными физическими качествами. Когда мы говорим об осознании себя как духовного существа, то здесь на первый план выступают знания и отношения к себе, как к личности познающей, переживающей и действующей. Наконец осознание себя как общественного существа, заключается в осознании своей общественной роли, своего места в коллективе.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам фaкт, что он существует, по-настоящему еще ничего не зная о себе и о своих качествах. Стремясь, быть как взрослый, ребенок не учитывает своих реальных возможностей. Он осознает не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом.

Известно, что детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка с другими людьми. Уже первые сознательные проявления ребенок получает со стороны окружающих взрослых в виде оценок порицания или ободрения. Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих, каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретение ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности.

Особенность детской оценки или самооценки заключается в том, что в оценке своих товарищей и самих себя, дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «не умный». Многие дети употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались.

При изучении детских оценочных рассуждений необходимо учитывать особенности употребления детьми оценочных понятий, так как в воспитании личности ребенка формирование понятий морального порядка играет существенную роль.

Особенностью детских оценок и самооценок является их эмоциональный характер. Детям легко себя оценивать положительно и трудно оценивать себя отрицательно. Они прибегают к невинным хитростям, чтобы не показать свою недостаточность, отрицательных качеств.

На каждом этапе развития ребенок обладает известными умениями. Одни из них уже почти сформированы, другие находятся в стадии формирования, третьи только начинают формироваться. Понятно, что умения старших детей более многообразны и совершенны. Этим обуславливает то, что старшие дети не только могут назвать больше своих умений, но и то, что их оценка более содержательная, чем у пятилетних детей.

Конечно, оценка ребенком своих умений зависит и от того, в какой стадии формирования они находятся.

Работая в этом направлении, мы выявили различные индивидуальные виды развитии самооценки (Рисунок 1).

Рис. 1. Три вида самооценки

В отличие от адекватной самооценки существуют и две другие: это заниженная и завышенная самооценка. Обе самооценки играют важную роль в становлении механизмов саморегуляции, определяют уровень притязаний, влияют на развитие межличностных отношений (Таблица 1).

Таблица 1

Характеристика ребенка снеадекватной самооценкой

Заниженная самооценка

Завышенная самооценка

Ребенок обладает высокой тревожностью, не уверенностью, агрессивными тенденциями поведения, постоянное сомнение в ценности своей личности. Тревога о своем «Я» и страх перед оценкой других заслоняет содержание совместной деятельности и общения.

Ребенок стремиться прервать собеседника, он хочет показать свое превосходство, получить одобрение и высокую оценку. Ему присуще напряженная потребность в признании и уважении сверстников, в поддержании и подкреплении положительной самооценки.

Для того чтобы научить ребенка правильно оценивать себя, его надо сначала научить правильно оценивать других, на которых он может смотреть со стороны. Огромную помощь в развитии адекватной самооценки оказывает вовлечение детей в специально организованную деятельность. Нами были подобраны и распределены игры по разным направлениям, помогающие детям обрести уверенность в себе (Таблица 2).

Таблица 2

Игры, используемые педагогами

Направление

Название игр иупражнений

Цели изадачи

Создание положительного эмоционального фона.

Азбука настроений

Ворчун и Весельчак

Веселые, грустные

Чье окошко?

Календарь эмоций

Угадай настроение

Встреча эмоций

Маска

Часы

Жучок

Настроение

Котенок

Бутылочка

Жмурки

Подарок

Знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а так же распознание эмоциональных реакций других людей. Развитие для сознания таких понятий как «хозяин своих чувств»

Снятие эмоционального напряжения

Магазин зеркал

Сердечко

Тесто

Салют

Печем пирог

Волны

Слон у папы на спине

Коррекция настроения и отдельных черт характера. Упражнять детей в умении изображать выразительно эмоционально отдельные эмоциональные движения.

Создание собственной значимости

Мир без тебя

Что нравится мне и другим

Моя копилка

Как изменить свою внешность

Кто я?

Как я поступлю?

Я есть, я буду!

Кем я буду и каким?

Ты самый, самый

Я дарю тебе свое имя

Формирование умения видеть свои достоинства, положительные качества своего характера, принятие своего прошлого настоящего и будущего.

Повышение самооценки

Закончи предложение

Банк идей

Сотворю себя сам

Мне нравится в себе

Это я

Новое имя

Комплемент самому себе

Рисунки

Развитие уверенности в себе, формирование своего имени, принятие своих качеств характера, умение видеть свои достоинства и любви к самому себе.

Уровень самовосприятия

Домашний фотоальбом

Фоторобот

Расскажи сказку

Чувства

Яркое имя

Развитие внимания ребенка к самому себе и к своим чувствам.

В начале года мы разработали план по развитию адекватной самооценки, который включает в себя такие разделы как «Я сам», «Я и другие» и «Я и окружающий мир».

В наши занятия были включены такие направления как: «образ физического Я»; образ социального «Я»; образ реального «Я»; образ будущего «Я». Такие занятия помогают детям сформировать положительные представления о себе, как объекте социальной действительности, о правильном образе жизни, о собственном положении относительно других людей, адекватное восприятие собственных действий, понимание будущей деятельности и собственных перспектив.

Выбранная нами форма работы способствует положительному решению данной проблемы, помогает сформировать адекватную самооценку. Развивающая образовательная среда позволяет познать себя и окружающий мир и развиваться самостоятельно. А когда процесс познания самостоятелен и свободен, дети ощущают радость от процесса поиска, они преодолевают преграды, они настойчивы и терпеливы, они самоутверждаются и самосовершенствуются, делают новые открытия личного «Я».

Литература:

  1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1988.
  2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. — М., 1999.
  3. Данилина Т. А. Степина Н. М. В мире детских эмоций. — М., 2004.
  4. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития. — М., 2002.
  5. Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.
  6. Смелзер Н. Социология.- М.,1994.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, адекватная самооценка, дошкольный возраст, окружающий мир, детская оценка, дошкольное детство, завышенная самооценка, качество, общественное существо, сторона личности.


Задать вопрос