В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации компетентностного подхода.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, самостоятельная работа, профессиональная подготовка, профессиональные качества, ответственность
The article refers to the particularity of such notions as expertise and competence within the framework of contemporary requirements to the process of specialists’ training at higher schools. Moreover, some specific aspects devoted to self-guided work of undergraduates are provided for better application of competence-based approach.
Key words: competence, expertise, self-guided work, professional training, professional qualities, responsibility.
В настоящее время в образовании активно используются понятия «компетентность» и «компетенция», которые вошли в обиход как попытка суммировать качества профессионала в единую категорию. Первоначально компетенции «привязывались» к знаниям, умениям и навыкам, что, несомненно, вызывало определенные трудности, так как для этого необходим серьезный анализ структурно-процессуальных особенностей их формирования и преобразования в компетентность. Это обусловлено тем, что, если в профессиональных областях достаточно четко формулируется комплекс требований к образованию специалиста (целевые установки), то в процессуальном контексте в ходе подготовки этого специалиста необходимо «перевести» эти требования в плоскость целей и задач, представленных конкретными знаниями, умениями и навыками, которыми овладевают обучающиеся в вузах.
В законодательной трактовке [4] профессиональное образование рассматривается как вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности. Фактически компетенция ставится в один ряд со знаниями, умениями и навыками, что, соответственно, подразумевает равнозначность этих понятий, их тесную взаимосвязь.
Компетентность как научная категория, чаще всего рассматривается как синоним понятия «компетенция». Профессиональную компетентность А. К. Маркова рассматривает, как «определенное психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно», как «обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции». [3, с. 31] Выполнение функций как процесс предполагает совершение конкретных действий, которые должны привести к изменениям объекта деятельности, его качественному преобразованию. Как известно, многие действия требуют не только и не столько определенных знаний, сколько наличия опыта в совершении аналогичных действий в различной среде, опыта решения подобных профессиональных задач с учетом разнообразных факторов быстроменяющихся условий жизнедеятельности. Опыт, несомненно, понятие индивидуальное, он всегда уникален. В соответствии с этим, «наполняемость» компетентности для каждого субъекта деятельности происходит посредством анализа собственных практических действий, многократно произведенных самостоятельно и сознательно, с учетом их целесообразности, практической значимости и последствий. При разнообразной акцентуации трактовки компетентности неизменным остается то, что она рассматривается как свойство личности, отражающее способность осуществлять какую-либо деятельность самостоятельно, качественно и эффективно.
Значение понятия «компетенция», данное в словаре [2] выявляет двойственный подход к его сущности. Во-первых, компетенция рассматривается как круг вопросов и явлений, в которых человек обладает авторитетностью и самостоятельностью суждений на основе глубоких познаний и опыта. Во-вторых, данное понятие обозначает область присущего права, официальных полномочий на осуществление определенных действий.
В современном понимании понятие «компетенция» имеет еще одну трактовку, согласно которой оно обозначает образовательные цели, их наполняемость, отражающую содержание и структуру будущих должностных обязанностей и полномочий, представленных в виде отдельных ее компонентов.
В ходе исследовательской работы было выявлено, что именно при проведении самостоятельной работы у обучающихся формируются основы профессиональной компетенции. Это обусловлено тем, при организации и осуществлении самостоятельной работы, у обучающегося «запускаются» процессы самоактивации и самоактуализации, так как решение поставленной задачи (проблемы) зависит непосредственно от него самого. В результате многократно возрастает требовательность к себе, ответственность за результат, стремление к достижению уровня притязаний. В этом виде образовательной деятельности значительно усложняются процессы самоанализа, самоконтроля и самооценки личностью не только результатов труда, но и собственно личностных и профессиональных качеств, о также социально-общественной значимости своего труда.
Типовые, стандартные действия, требования к уровню владения ими, характеризующие специфику профессиональной деятельности выражены в виде знаний, умений, навыков и компетенций. В данном контексте компетенция отражает интегральное свойство личности, включающее необходимый набор знаний, умений и навыков, позволяющий личности проявлять способность и быть готовым их применять. В этой связи, не целесообразно говорить об уровне развития компетенции, а можно лишь констатировать наличие или отсутствие данного качества у молодого специалиста — он, или способен и готов к самостоятельной профессиональной деятельности, или нет.
В мае-июне 2016 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) было проведено исследование уровня подготовки молодых специалистов, в котором приняло участие 1,6 тыс. человек. В целом, более половины респондентов из взрослого населения (56 %) отметило, что в России средний уровень качества подготовки в вузах, такой же результат (55 %) отмечен и в категории работодателей. А вот мнение самих выпускников не столь оптимистично — лишь 36 % опрошенных довольны качеством своей подготовки и считают его средним. При этом, 56 % молодых специалистов и 91 % работодателей отмечают у российских выпускников вузов недостаток практических навыков, а половина работодателей отмечают у 53 % молодых специалистов и низкий уровень их теоретической подготовки.
Исследование уровня безработицы и ее основных причин, проведенное информационным центром Общественной палаты РФ, показало, что четверть выпускников вузов становятся безработными. Это, по мнению экспертов-общественников, служит индикатором недостаточного соответствия системы профессионального образования запросам экономики и государства. В результатах исследования есть вывод и о низком уровне практической подготовки большого количества молодых специалистов. Кроме того, отмечается, что среди одной из существенных причин безработицы среди выпускников является их неумение отразить в резюме или на собеседовании собственные возможности в профессиональной сфере, адекватно оценить и презентовать свою компетентность, проявить творческий подход и креативность мышления в решении профессиональных задач, способность самостоятельно принимать решения.
В трактовке Европейского фонда образования [1., с.69] компетенции определяются с нескольких позиций: во-первых, как личностные качества и опыт, которыми обладает человек, включающие образование, знания, подготовку и другие характеристики, необходимые для эффективного выполнения своей деятельности; во-вторых, как совокупность требований, определяющих способность выполнять конкретные обязанности на определенной должности (решение задач, осуществление производственных действий, устранение проблемных ситуаций и т. д.); в-третьих, как способность регулировать свою деятельность, осуществлять самооценку результатов своего труда.
Если представить в упрощенном виде структуру компетенции, можно сказать, что наличие компетенции у выпускника определяется тремя основными критериями: наличием необходимых профессиональных знаний, умений, навыков и опыта их применения; способностью адекватно представить свою компетенцию работодателю и соответствовать должностным требованиям по профилю специальности; развитием навыков оценки качества и эффективности своего труда и аналогичной деятельности других лиц.
Как показывают многочисленные педагогические исследования, похожие критерии являются основными при оценке эффективности самостоятельной работы обучающегося, а именно: наличие способности решать учебные задачи автономно, без посторонней помощи, обеспечивая полностью организационно-информационную среду самопознавательной деятельности; высокий уровень развития презентативных личностных качеств, умения использовать для этих целей современные технологии и информационные ресурсы; сформированность устойчивых навыков прогнозирования, оценивания, коррекции результатов профессиональной деятельности, основанных на развитии аналитических и творческих способностей, необходимых личностных качеств (целеустремленности, ответственности, здоровой амбизиозности, внимательности, усердия и др.).
Для конкретизации вышеизложенных положений можно рассмотреть педагогический подход к самостоятельной работе обучающихся в рамках формирования определенной компетенции (ПК-4, ФГОС ВПО по специальности 37.05.02 «Психология служебной деятельности»): выпускник должен обладать: «способностью осуществлять психологический отбор лиц, способных овладевать и осуществлять различные виды профессиональной деятельности».
Реализация процесса формирования данной компетенции обеспечивается квалификационными требованиями, которые разработаны для каждой специальности. Кроме того, в рамках каждой учебной дисциплины необходим предметный педагогический анализ комплекса знаний, умений и навыков, которые будут реально обеспечивать формирование конкретной образовательной компетенции.
В качестве знаний, необходимых для формирования рассматриваемой компетенции выступают теоретические положения о сущностных и структурно-функциональных особенностях явлений и процессов, обозначенных в формулировке компетенции, а именно: сущность процессов психологической диагностики и психологического отбора; различные виды методико-инструментального обеспечения психологической диагностики и способы его применения; методику проведения психологического отбора лиц на замещение конкретных должностей или выполнения определенных видов деятельности; особенности применения приемов и технологий поиска, анализа и отбора психологического инструментария на основе требований надежности, достоверности и валидности результатов исследования личности; общие и специфические требования к лицам, проходящим психологический отбор (либо методы, приемы и средства их поиска, изучения и усвоения в зависимости от квалификационных требований по специальности).
Для эффективного применения теоретических знаний, будущий специалист должен уметь: применять на практике различные методы, приемы и средства психологического отбора лиц для выполнения определенных профессиональных обязанностей (в том числе, специфических или осуществляемых в нетипичных условиях профессиональной деятельности); анализировать и обосновывать результаты проведенного исследования с точки зрения их практического применения для повышения эффективности работы, формулировать выводы и рекомендации их использования должностными лицами; прогнозировать возможные последствия и риски с целью предотвращения негативных последствий принятия управленческих решений.
Для полноценного формирования рассматриваемой компетенции будущий специалист должен владеть навыками: принятия самостоятельных решений об использовании того или иного алгоритма психологического исследования личности на соответствие определенным требованиям профессиональной деятельности; осуществлять индивидуальную и групповую психолого-диагностическую работу; осуществлять коммуникацию, направленную на эффективное взаимодействие в рамках профессиональной деятельности.
Как видно из приведенного примера, успешное овладение лишь одной рассматриваемой компетенцией требует высокого уровня организации самостоятельной работы обучающегося. Очевидно, что усвоение такого объема теоретической подготовки и навыков практических действий невозможно без систематической планомерной самопознавательной деятельности обучающегося. На аудиторных занятиях целесообразно обозначить основные направления самостоятельной работы, выработать алгоритм стандартных действий, отработать схему профессионально-ориентированного поведения. В качестве самостоятельных заданий использовать такие, которые предусматривают весь спектр умений и навыков — поиск и отбор имеющихся методик, их анализ и возможные области применения, отработка в ходе практического занятия или предусмотренной учебной программой практике на различных категориях работающих (служащих), составление письменных отчетов по результатам, разработка рекомендаций по применению методик или полученных данных и т. д. Наиболее эффективный вид педагогического взаимодействия и контроля — индивидуальный отчет обучающихся в ходе групповых аудиторных занятий, что позволит расширить объем усвоения знаний на основе опыта проделанной работы всеми обучающимися.
Особенностью компетентностного подхода в профессиональном образовании является то, что компетенции не формируются обособленно только в рамках конкретной учебной дисциплины. Например, в рассматриваемой компетенции значительное место занимают специфические, коммуникативные умения. Любое взаимодействие между людьми требует проявления особых личностных качеств, от которых зависит эффективность коммуникации и качество конечного результата (продуктивность). Психологическое исследование личности затрагивает тонкую ткань субъективного мира человека, что обуславливает сложность и многогранность процесса. Поэтому в палитру обеспечивающих формирование рассматриваемой компетенции включается совокупность знаний о приемах и способах коммуникации, влиянии различных факторов и условий на ее эффективность, возможных барьерах и их отражении на качестве результатов и т. д.
Таким образом, компетенция как интегральное свойство личности включает в себя компоненты, которые характеризуют не комплекс знаний, умений и навыков субъекта, а его способность выбирать наиболее актуальные из них, самостоятельно дополнять и выстраивать на этой основе линию эффективного профессионального поведения с учетом требований времени и социальной среды. В этой связи, самостоятельная работа по многим направлениям выходит на передовые позиции и во многом определяет качество подготовки молодых специалистов, являясь одним из ключевых средств формирования их профессиональной компетенции.
Литература:
- Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов, образовательных программ и учебных планов. — Турин: European Training Foundation, 1997. — 160 c.
- Крысин Л. П. Современный словарь иностранных слов. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. — 416 с.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: «Знание», 1996. — 312 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 21.12.2012г. (в ред. от 02. 05. 2015 г.) — http://www.consultant.ru.