Образовательные терренкуры на территории дошкольной образовательной организации как одно из условий физического развития детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.10.2016

Статья просмотрена: 1058 раз

Библиографическое описание:

Березовская, Л. В. Образовательные терренкуры на территории дошкольной образовательной организации как одно из условий физического развития детей / Л. В. Березовская, О. В. Шкарупова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 420-422. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33959/ (дата обращения: 19.12.2024).



Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем — общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.

ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые дето центрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.

Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости.

Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ.

В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Так, к примеру, в образовательных областях «Здоровье» и «Физическая культура», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью. Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной области «Здоровье» в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.

Одно из направлений есть так называемое ТЕРРЕНКУР и ПАРКУР.

Терренкур — лечебная ходьба. В ее основе лежат пешие прогулки, подъемы и спуски в холмистой местности по специальным маршрутам. Ходьба терренкур проводится на свежем воздухе, что закаливает организм, повышает физическую выносливость и нормализует психоэмоциональную деятельность.При этом человеческий организм получает дозированную физическую нагрузку, что способствует развитию выносливости, улучшению работы сердечнососудистой системы и других органов.

Паркурновое искусство передвижения и преодоления препятствий в городских джунглях. Но паркур — это не просто модная тусовка или урбанистический вид спорта, это образ жизни со своей философией.

Паркур — современная разносторонняя дисциплина, сочетающая в себе навыки рационального перемещения, а также работу над своим сознанием для оценки жизненных ситуаций и принятия в них максимально верных решений. Смысл паркура — преодолевать препятствия.

− Образовательные терренкуры — это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп.

Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.

− По территории детского сада должно быть разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.

Маршрут должен включать в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ.

Структура пеших прогулок:

− сбор и движение до следующей остановки терренкура;

− остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;

− комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;

− самостоятельная деятельность детей;

− сбор дошкольников и возвращение в группу.

Маршрут разбивается на несколько «станций» или домов:

Каждая «станция» может иметь свое название например: «В стране сказок», «Поляна богатырей», «Птичья столовая».

Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.

В таком игровом пространстве ребенок многому учится — общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.

Содержание пеших прогулок зависит от выбранной тематики, времени года и погоды.

В содержание прогулки терренкура педагоги могут включить:

− познавательные беседы;

− наблюдения за насекомыми, птицами, растениями;

− сбор природного материала;

− знакомые детям подвижные и дидактические игры;

− игры на внимание;

− спортивные игры;

− комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей.

«Дом Самоделкина»:

− Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования.

− Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, механизмов и т. д.

«Музыкальные стены»:

− Осенью лабиринт из сухих листьев, зимой снежный лабиринт;

− Для создания новых Домов удобнее всего использовать переносные плоские макеты;

− Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», «теремок», «домик Бабы-яги».

Зимой, — это могут быть снежные скульптуры и арт-объекты

− Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.

Развлекательно-познавательные маршруты на территории ДОО

− Площадка для игр на асфальте, помимо традиционных классиков, зигзагов, дорожек, может включать в себя «звуковую дорожку» для малышей.

− При прохождении звуковой дорожки, наступая в кружок, в котором нарисованы разные животные, ребенок должен издавать определенные звуки «Му-у», «Кря-кря», «Ква-ква» и т. д.

Повторяем счет, зона игр на асфальте, трафареты (рисование мукой).

Организация и проведение паркуров:

Паркур — это молодёжный уличный вид спорта, основным элементом которого является эффектное и быстрое преодоление препятствий в городской среде, без каких-либо вспомогательных приспособлений.

Человеческой природе свойственна жажда исследования и потребность поиска новых путей, это стремление проявляется уже у маленьких детей. В детстве каждый из нас сам того не подозревая, занимался паркуром (лазанье по деревьям, пожарным лестницам и прочее).

Цель паркурабыстро и красиво без вспомогательных средств перемещаться на местности кратчайшим путём. В экипировку трейсера (бегуна, так называется последователь паркура) входит только пара хорошей спортивной обуви. Как и любой другой вид спорта паркур требует хорошей физической подготовки. Важными моментами в тренировках также являются дисциплина, концентрация, способность реально оценить свои силы и самоконтроль.

Полоса препятствий — одна из самых любимых детских забав. Преодоление полосы препятствий развивает ребенка физически (тренирует мышцы, ловкость, координацию движений), позволяет ему изучить возможности своего тела, учит его сообразительности и самостоятельности. Думая над тем, как преодолеть незнакомое ему препятствие, ребенок учится решать задачи, искать выход в трудных ситуациях.

Для создания полосы препятствий дома или на улице нам понадобится:

− свободное место;

− предметы, которые можно тем или иным способом преодолеть физически (пройти по ним, перешагнуть, перепрыгнуть, обойти);

− и, конечно, фантазия.

Варианты полос препятствий:

− Упражнения в равновесии — ходьба по широкой (узкой) опоре (гимнастическая скамейка), с различным положением рук.

− Лазание вверх–вниз по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами.

− Пере ползание по горизонтальной гимнастической скамейке в упоре стоя на коленях и в упоре присев.

«Паутина»:

  1. Изготавливается из:

а. шляпной резинки (круглой) – 5 метров.

б. 2 деревянные стойки.

  1. Развиваем навыки:лазанья, координации движений рук, ног, корпуса, ловкости.

«Пеньки»:

  1. Изготавливается из спилов дерева одного или нескольких диаметров и высоты пеньков.
  2. Развивает равновесие — необходимый компонент любых движений. Точность движений, координацию, тонус мышц ног. Использование требует от детей сосредоточенности, внимание, волевые усилия.

Полоса препятствий для детей может быть оборудована препятствиями (элементами) в различных их сочетаниях на дистанции и состоять из 6–10 элементов (препятствий). В зависимости от размеров спортивного зала или площадки на открытом воздухе (на гимнастическо-спортивных городках), оборудуется стационарная или, как правило, трансформируемая полоса препятствий.

Характеристика развивающей предметно-игровой среды на участке ДОУ сучетом требований ФГОС:

− проблемная насыщенность;

− открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования;

− необыденность;

− четкая оформленность предметных источников развития;

− многофункциональность;

− приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.

Из выше рассмотренного вытекает вывод: образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта.

Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, и могут углублять и дополнять эти требования.

Литература:

  1. Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. — Волгоград: Учитель, 2008 г.
  2. Литвинова О. М. Система физического воспитания в ДОУ. — Волгоград: Учитель, 2007 г.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образовательная область, мелкая моторика, паркур, вид спорта, зона игр, образовательный процесс, психическое здоровье, свежий воздух, физическая выносливость.


Похожие статьи

Формы организации внеурочной деятельности подростка, как одна из составляющих учебной успешности

Профессиональная субъектность педагога как необходимое условие реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях

Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы

Организация платных дополнительных образовательных услуг как одно из средств эффективного управления дошкольной образовательной организацией

Проектная деятельность как неотъемлемая составляющая образовательной деятельности учреждения дополнительного образования технической направленности

Полихудожественный подход к организации учебного процесса в системе внеклассной работы общеобразовательной школы как средство развития музыкальной одаренности учащихся

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников

Современная практика использования проектной деятельности в организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи

Эстетика среды образовательного учреждения как средство эстетического воспитания и развития учащихся

Похожие статьи

Формы организации внеурочной деятельности подростка, как одна из составляющих учебной успешности

Профессиональная субъектность педагога как необходимое условие реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях

Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы

Организация платных дополнительных образовательных услуг как одно из средств эффективного управления дошкольной образовательной организацией

Проектная деятельность как неотъемлемая составляющая образовательной деятельности учреждения дополнительного образования технической направленности

Полихудожественный подход к организации учебного процесса в системе внеклассной работы общеобразовательной школы как средство развития музыкальной одаренности учащихся

Особенности организации внеурочной деятельности как проявление профессиональных компетенций учителя начальных классов

Психолого-педагогическая компетентность учителя начальных классов как необходимое условие духовно-нравственного воспитания младших школьников

Современная практика использования проектной деятельности в организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи

Эстетика среды образовательного учреждения как средство эстетического воспитания и развития учащихся

Задать вопрос