Процесс стандартизации социальных, в том числе образовательных систем — общемировая тенденция. В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. В настоящее время для большинства уровней и ступеней образования, включая дошкольное, установлены федеральные государственные образовательные стандарты.
ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель, ребенок, педагог и сейчас появился учредитель. Семья рассматривается как соучастник образовательного процесса, как полноправный участник образовательного процесса. ФГОС впервые дето центрирован, т. е. направлен на ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с учетом потребности детей и заказов родителей.
Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки). Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами. Становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа ДОУ. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями.
Процесс интеграции представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов и элементов системы на основах взаимозависимости и взаимодополняемости.
Принцип интеграции образовательных областей выступает как основополагающий принцип работы ДОУ.
В педагогической науке понятие «интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Так, к примеру, в образовательных областях «Здоровье» и «Физическая культура», выделяется задача, направленная на достижение целей гармоничного развития у детей физического и психического здоровья через формирование интереса к работе по здоровьесбережению и ценностного отношения к своему здоровью. Содержание образовательной области «Физическая культура» интегрируется с содержанием образовательной области «Здоровье» в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.
Одно из направлений есть так называемое ТЕРРЕНКУР и ПАРКУР.
Терренкур — лечебная ходьба. В ее основе лежат пешие прогулки, подъемы и спуски в холмистой местности по специальным маршрутам. Ходьба терренкур проводится на свежем воздухе, что закаливает организм, повышает физическую выносливость и нормализует психоэмоциональную деятельность.При этом человеческий организм получает дозированную физическую нагрузку, что способствует развитию выносливости, улучшению работы сердечнососудистой системы и других органов.
Паркур— новое искусство передвижения и преодоления препятствий в городских джунглях. Но паркур — это не просто модная тусовка или урбанистический вид спорта, это образ жизни со своей философией.
Паркур — современная разносторонняя дисциплина, сочетающая в себе навыки рационального перемещения, а также работу над своим сознанием для оценки жизненных ситуаций и принятия в них максимально верных решений. Смысл паркура — преодолевать препятствия.
− Образовательные терренкуры — это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно-исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп.
Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.
− По территории детского сада должно быть разработано несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.
Маршрут должен включать в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону игр на асфальте, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ.
Структура пеших прогулок:
− сбор и движение до следующей остановки терренкура;
− остановка, привал, познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых;
− комплекс оздоровительных игр и физических упражнений;
− самостоятельная деятельность детей;
− сбор дошкольников и возвращение в группу.
Маршрут разбивается на несколько «станций» или домов:
Каждая «станция» может иметь свое название например: «В стране сказок», «Поляна богатырей», «Птичья столовая».
Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.
В таком игровом пространстве ребенок многому учится — общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.
Содержание пеших прогулок зависит от выбранной тематики, времени года и погоды.
В содержание прогулки терренкура педагоги могут включить:
− познавательные беседы;
− наблюдения за насекомыми, птицами, растениями;
− сбор природного материала;
− знакомые детям подвижные и дидактические игры;
− игры на внимание;
− спортивные игры;
− комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей.
«Дом Самоделкина»:
− Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования.
− Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, механизмов и т. д.
«Музыкальные стены»:
− Осенью лабиринт из сухих листьев, зимой снежный лабиринт;
− Для создания новых Домов удобнее всего использовать переносные плоские макеты;
− Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», «теремок», «домик Бабы-яги».
Зимой, — это могут быть снежные скульптуры и арт-объекты
− Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.
Развлекательно-познавательные маршруты на территории ДОО
− Площадка для игр на асфальте, помимо традиционных классиков, зигзагов, дорожек, может включать в себя «звуковую дорожку» для малышей.
− При прохождении звуковой дорожки, наступая в кружок, в котором нарисованы разные животные, ребенок должен издавать определенные звуки «Му-у», «Кря-кря», «Ква-ква» и т. д.
Повторяем счет, зона игр на асфальте, трафареты (рисование мукой).
Организация и проведение паркуров:
Паркур — это молодёжный уличный вид спорта, основным элементом которого является эффектное и быстрое преодоление препятствий в городской среде, без каких-либо вспомогательных приспособлений.
Человеческой природе свойственна жажда исследования и потребность поиска новых путей, это стремление проявляется уже у маленьких детей. В детстве каждый из нас сам того не подозревая, занимался паркуром (лазанье по деревьям, пожарным лестницам и прочее).
Цель паркура — быстро и красиво без вспомогательных средств перемещаться на местности кратчайшим путём. В экипировку трейсера (бегуна, так называется последователь паркура) входит только пара хорошей спортивной обуви. Как и любой другой вид спорта паркур требует хорошей физической подготовки. Важными моментами в тренировках также являются дисциплина, концентрация, способность реально оценить свои силы и самоконтроль.
Полоса препятствий — одна из самых любимых детских забав. Преодоление полосы препятствий развивает ребенка физически (тренирует мышцы, ловкость, координацию движений), позволяет ему изучить возможности своего тела, учит его сообразительности и самостоятельности. Думая над тем, как преодолеть незнакомое ему препятствие, ребенок учится решать задачи, искать выход в трудных ситуациях.
Для создания полосы препятствий дома или на улице нам понадобится:
− свободное место;
− предметы, которые можно тем или иным способом преодолеть физически (пройти по ним, перешагнуть, перепрыгнуть, обойти);
− и, конечно, фантазия.
Варианты полос препятствий:
− Упражнения в равновесии — ходьба по широкой (узкой) опоре (гимнастическая скамейка), с различным положением рук.
− Лазание вверх–вниз по гимнастической стенке разноименным и одноименным способами.
− Пере ползание по горизонтальной гимнастической скамейке в упоре стоя на коленях и в упоре присев.
«Паутина»:
- Изготавливается из:
а. шляпной резинки (круглой) – 5 метров.
б. 2 деревянные стойки.
- Развиваем навыки:лазанья, координации движений рук, ног, корпуса, ловкости.
«Пеньки»:
- Изготавливается из спилов дерева одного или нескольких диаметров и высоты пеньков.
- Развивает равновесие — необходимый компонент любых движений. Точность движений, координацию, тонус мышц ног. Использование требует от детей сосредоточенности, внимание, волевые усилия.
Полоса препятствий для детей может быть оборудована препятствиями (элементами) в различных их сочетаниях на дистанции и состоять из 6–10 элементов (препятствий). В зависимости от размеров спортивного зала или площадки на открытом воздухе (на гимнастическо-спортивных городках), оборудуется стационарная или, как правило, трансформируемая полоса препятствий.
Характеристика развивающей предметно-игровой среды на участке ДОУ сучетом требований ФГОС:
− проблемная насыщенность;
− открытость к активному достраиванию ребенком, диалогический способ функционирования;
− необыденность;
− четкая оформленность предметных источников развития;
− многофункциональность;
− приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых.
Из выше рассмотренного вытекает вывод: образовательная область «Физическое развитие» нацелена не только на развитие крупной и мелкой моторики, она интегрируется с другими областями Стандарта.
Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, и могут углублять и дополнять эти требования.
Литература:
- Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. — Волгоград: Учитель, 2008 г.
- Литвинова О. М. Система физического воспитания в ДОУ. — Волгоград: Учитель, 2007 г.