Роль инноваций в антикризисном управлении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 02.10.2016

Статья просмотрена: 5684 раза

Библиографическое описание:

Комов, М. С. Роль инноваций в антикризисном управлении / М. С. Комов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 458-459. — URL: https://moluch.ru/archive/123/33978/ (дата обращения: 19.12.2024).



На любом этапе развития экономической системы существует опасность возникновения кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается и его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы.

Если руководство организации не нацелено на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, она через определенный промежуток времени рискует стать неконкурентоспособной.

Особенно актуальна эта проблема для экономики нашей страны. Сложившаяся в настоящее время ситуация в российской экономике характеризуется общим спадом производства и конкурентоспособности продукции, снижением заинтересованности большинства товаропроизводителей в проведении инновационных мероприятий, а также практически полным отсутствием у государственных структур целостной инновационной политики.

С другой стороны, кризис в экономике страны усугубляется инновационным кризисом, который проявляется в резком снижении управляемости процессами создания и внедрения новшеств, в отсутствии источников финансирования, в свертывании деятельности исследовательских творческих коллективов. С учетом этого поиск возможных решений проблем управления инновационными процессами становится одной из важнейших задач антикризисного управления.

Вместе с тем характер и особенности развития инновационных процессов определяют не только общая экономическая ситуация, но и закономерности развития, свойственные именно инновационной сфере, исследование которых осуществляется в рамках теории нововведений, начиная с момента ее возникновения. Кроме того, важен такой элемент антикризисного развития, как оценка возможностей эффективного использования в отечественной практике мирового опыта управления в целом и инновационными процессами в частности. [1]

Реализация отмеченных принципов напрямую связана с формированием эффективной системы инновационного управления предприятием, позволяющей ему функционировать, избегая кризисных ситуаций и занимать лидирующие позиции в своей отрасли.

Наибольший вклад в развитие теории инновации принадлежит, по мнению специалистов, австрийскому экономисту Й. Шумпетеру. Он считал, что основу экономического роста составляют нововведения. Но, исходя из теории экономических циклов, за экономическим подъёмом всегда следует замедление экономического роста и как следствие кризис, одним из источников его преодоления, по нашему мнению, являются инновации.

В условиях общего ускорения научно-технического прогресса, глобализации и интернационализации рынка, усиления конкуренции, которое сопровождается сокращением сроков действия конкурентных преимуществ и необходимостью разделения рынка на сектора, ниши и микросегменты, инновационность становится ключевым фактором успеха, если не единственным средством выживания. А стратегическое управление инновациями — важнейшая задача антикризисной политики предприятия, выполнение которой во многом зависит от качества принимаемых инновационных решений, от возможности находить такие решения, которые организационно и экономически смогут обеспечить достижение поставленной цели по созданию конкурентоспособной продукции. При принятии такого рода управленческих решений следует исходить из особенностей инновационного процесса, отрасли, учитывать степень новизны нововведений, их потенциал, ресурсные возможности предприятия.

Инновационная деятельность связана с привлечением различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и затраты времени на НИОКР и технологическое освоение масштабного производства новой продукции. Проблемой в этом контексте является сложность определения сроков окупаемости инновационных проектов, что в свою очередь порождает невозможность точно определить необходимый объём материальных и иных ресурсов. Особая роль здесь принадлежит управленческому персоналу, его способности разрабатывать и принимать эффективные управленческие инновационные решения. Рассмотрим подробнее этот процесс.

Процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от уровня инновационного потенциала предприятия — его возможности в достижении поставленных инновационных целей. Реализация этих целей в глобальных масштабах выступает как средство получения достаточно высокой прибыли в долгосрочной перспективе, упрочения, а затем и повышения конкурентных возможностей на рынке, решение кризисной проблемы и проблемы выживания в целом.

На уровень развития инновационного потенциала фирмы оказывают большое влияние факторы, способствующие разработке нововведений: сохранение и расширение производственной базы, сокращение затрат, реализация нужд и предложений потребителя, повышение научно-технического потенциала специалистов; имидж корпорации.

Факторы, оказывающие воздействие на разработку нововведений: высокие затраты, связанные с разработкой и внедрением нововведений, длительные сроки между разработкой нововведения и выходом изделия на рынок, большая неуверенность в успехе, непатентоспособность нововведения, трудности в сохранении доли на рынке, отсутствие необходимых ресурсов и квалифицированных кадров.

Отличительными признаками инновационных предприятий (фирм) являются:

− организация специальной группы, отвечающей за создание новых идей;

− поиск этой группой разнообразных источников информации как внутри, так и внефирменных;

− использование разнообразной современной практики стимулирования творческой активности работников;

− поощрение принятия решений по отбору и внедрению нововведений на коллективной основе;

− четкая стратегия управления нововведениями.

Эти признаки характеризуют организационную направленность фирмы на работу с персоналом и отражают необходимость существования четко сформулированной инновационной стратегии, которая на долгосрочной основе создает необходимые условия для генерирования новых идей.

Особо следует выделить факторы, сдерживающие инновационную деятельность, а в условиях экономического кризиса и вовсе блокируют её. К ним относятся высокая степень физического и морально износа основных производственных фондов, низкая квалификация персонала предприятия, высокая инфляция в стране и величина ссудного процента.

Инновационная стратегия теснейшим образом связана с принципами предпринимательского управления, она требует от руководителя способности предвидения, личного мужества и реализма, предпринимательского подхода, воображения, инициативности и рациональности. Важное условие управления в сложных системах — способность определения приоритетов.

В литературе различают два основных типа инновационной стратегии:

− адаптивную, когда предприятие использует нововведение как ответную реакцию на изменение рыночную условий в целях сохранения своих позиций на рынке, т. е. в целях выживания;

− конкурентную, когда нововведение используется в качестве отправного пункта для достижения успеха, средства получения конкурентных преимуществ. [2]

Создание новых инновационных структур — одна из основных задач экономической политики как экономически развитых, так и развивающихся стран. Эти структуры позволяют стабилизировать экономическую ситуацию. Даже в развитых экономических системах они в ряде случаев создаются в период экономического спада, структурной перестройки, сопровождающихся сокращением рабочих мест, уменьшением объемов бюджетных ассигнований на научное развитие, а также в условиях значительного накопления научно-технического потенциала при отсутствии механизма доведения имеющихся идей до конкретного потребителя и достижения коммерческого успеха.

Эффективное управление инновационным процессом требует специальных организационно-экономических механизмов. Это связано с условиями неопределенности, которые характерны для инновационной деятельности. Всегда существует опасность того, что стоимость полученных инновационных решений может оказаться слишком высока, или новая продукция потерпит коммерческую неудачу на рынке. Вероятность неэффективности инвестиций зависит от вероятности коммерческого успеха. Эта проблема может быть решена путем формирования специальной инфраструктуры, поддерживающей инновационный процесс.

Таким образом, инновации в антикризисном управлении, в настоящее время, являются основным элементом и способом воздействия на деятельность предприятия. Они могут иметь абсолютно разные направления, но основная цель будет одна — успешное функционирования предприятия. Инновации в антикризисном управлении могут затрагивать управление предприятием в целом, производство, работа с контрагентами и т. д. Грамотное применение инноваций способно предотвратить кризисную ситуацию, а также послужить неотъемлемой частью при выходе предприятия из кризиса.

Литература:

  1. Антикризисное управление. Учебное пособие под ред. Короткова Э. М. — М.: ИНФРА-М, 2002, с. 432.
  2. Беляев А. А., Коротков Э. М. Антикризисное управление: Учебник. — 2-е изд. — ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 311 с.
Основные термины (генерируются автоматически): антикризисное управление, инновационная деятельность, инновационный процесс, внедрение нововведений, инновационная стратегия, инновационное управление, инновация, коммерческий успех, процесс, разработка нововведений, решение, рынок, средство получения, экономический рост, эффективная система.


Задать вопрос