Рассмотрим международные стандарты экономической деятельности, которые позволят приблизиться к рассмотрению туристской деятельности.
Статистическая комиссия ООН во введении к третьему варианту Международной стандартной отраслевой классификации (МСОК) дает следующее определение отрасли: отрасль экономики совокупность всех производственных единиц, осуществляющих преимущественно одинаковый или сходный вид производственной деятельности. [4, с. 19]
С 2011 года Республика Беларусь перешла на международные стандарты классификации видов экономической деятельности, обеспечив введение в экономическую и статистическую практику.
Постановлением Правительства Республики Беларусь от 4 апреля 2012 года № 302 установлена окончательная дата перехода на новую версию ОКЭД — 1 января 2016 года, а также определены основные мероприятия по введению данного классификатора в экономическую и статистическую практику.)
В ОКЭД достаточно широко представлены различные виды туризма и классы туристской продукции и услуг. Это говорит о том, что рассмотрение туризма как вида деятельности уже опирается на авторитетные международные стандарты и должно учитываться при решении вопросов об управлении туризмом.
И в этом перечне отраслей туризм не представлен, хотя очевидно, что предприятия практически всех названных выше отраслей непроизводственной сферы участвуют в формировании туристского продукта.
Представленная классификация отраслей народного хозяйства имеет определенный смысл. Она необходима для правильного определения объемов общественного продукта и национального дохода и сопоставимости этих данных с результатами, полученными в других странах мира. Приведенная классификация имеет унифицированный вид и используется практически всеми государствами для измерения национального дохода, его перераспределения и определения эффективности общественного производства.
Межотраслевой комплекс индустрии туризмаявляется катализатором развития различных секторов экономики, а туристская хозяйственная деятельность — сложный процесс, который охватывает отрасли материального и нематериального производства, выполняет специфические общественные функции, которые непосредственно направлены на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. Поэтому относительно такой деятельности используют понятие «комплекс», «хозяйство», «система», «индустрия».
Взаимодействие межотраслевого комплекса индустрии туризмасо смежными отраслями национальной экономики, проблемы регулирования развития межотраслевого комплекса индустрии туризмаврегиональном аспекте, разработка организационно-экономического механизма регулирования их развития, отвечающего условиям современности еще не получили достаточного отражения в современных научных исследованиях. Кроме того, степень изученности вопросов формирования системы механизмов регулирования регионального развития не позволяет предлагать конструктивные решения многочисленных практических проблем, существующих в этой сфере.
Первая и очевидная проблема — нескоординированность усилий по развитию национального туризма. В результате — новый импульс к разобщению не только на межотраслевом уровне, но и во внутриотраслевых структурах. Казалось, практика подсказывает многообразие форм управления и экономического регулирования туристских потоков и обслуживания, но сложившиеся стереотипы управления справедливо ассоциируются с единообразием, хотя за ним оскудение не только приемов и методов управления, но и самого туристского продукта, сужение сферы охвата населения туристскими мероприятиями.
С точки зрения рассмотренных выше отраслевых стандартов, наиболее рациональным является включение туризма в единый отраслевой комплекс вместе с физической культурой и санаторно-курортным делом. В то же время туризм необходимо рассматривать и как экономическую деятельность. В этом случае туристские предприятия нуждаются в значительном расширении экономической самостоятельности, а некоторые виды туризма (внутренний, въездной, социальный, детский туризм) — в приоритетной поддержке со стороны государства.
Возможности использования термина «туристская деятельность» четко определены Законом Республики Беларусь «О туризме» следующей дефиницией: туристская деятельность — это туроператорская и турагентская деятельность.
Туризм, не будучи на сегодняшний день выделяем в отдельную самостоятельную отрасль народного хозяйства, является экономическим явлением, которое многие исследователи с некоторой долей условности называют агрегированной отраслью экономики.
Между тем агрегированный характер туристской отрасли зачастую приводит к недооценке вклада туризма как в национальную, так и в региональную экономики. Оказывая воздействие на развитие многих других секторов деятельности (включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и др.), туризм является катализатором развития целого блока отраслей и секторов экономики, что зачастую «размывается» в традиционной статистике, учитывающей генерируемые туризмом доходы по другим отраслям. Таким образом, экономическое воздействие туризма определяется по значительно заниженным показателям. Отсюда и проистекают абсолютно не соответствующие действительному положению вещей оценки доли доходов от туризма в ВВП РБ, затрагивающие лишь самый первый слой.
Недооценка значимости туристского комплекса, вызванная отсутствием подхода к нему как к единому целому, является существенным тормозом на пути его развития.
Измерение спроса обычно включает статистику объема, цены и профиля посетителей. Статистика объема. Суммарное число международных (межгосударственных) туристских прибытий в страну и суммарное число международных (межгосударственных) туристских отправлений (выездов) из этой страны — это ключ к измерению спроса. [3, с. 35–37]
Даже контроль на международных границах и контроль валюты не позволяют обеспечивать достоверную и правильную информацию. [3, с. 38]
Статистику расходов довольно сложно собрать. Ее можно установить, используя оценки иностранной валюты из банков или от поставщиков туристских услуг и оборудования. Эти методы затруднительны и обычно неудовлетворительны. Все чаще информация собирается непосредственно от самих туристов путем заполнения анкет иностранными туристами, покидающими страну, и гражданами страны, возвращающимися из заграничной поездки. [3, с. 39]
Использование статистики внутреннего туризма необходимо в целях:
‒ измерения вклада туризма в общую экономику. При грамотном налогообложении оценки могут произведены реально и можно измерять эффект от туризма при определении валового внутреннего продукта страны;
‒ рекламной и маркетинговой политики. Многие страны продвигают себя как дестинацию среди своих резидентов, соревнуясь с иностранными дестинациями за расходы из собственных туристов;
‒ помощи политике развития территории. Это может включать попытку утвердить высокое качество окружающей среды в главных районах туризма, так же как и развитие других районов (территорий), чтобы облегчить перенаполнение;
‒ содействия социальной политике. Отслеживание периода отпусков требуется, например, для обеспечения помощи непривилегированным слоям общества, возможно, даже в форме субсидий. [3, с. 40]
Особо подлежат рассмотрению не включаемые в классификацию:
‒ еженедельные посещения мест вторичного местопребывания (которые могут быть собственностью, арендованными или бесплатными) должны быть классифицированы отдельно от досуга и рекреации;
‒ осуществление поездок внутри страны членами экипажа, водителями, переводчиками, агентами по продаже, переезжающими с места на место продавцами, инспекторами, художниками, спортсменами;
‒ посещение больных родственников, похороны и т. п.;
‒ минимальное расстояние и продолжительность минимальной отлучки (продолжительность путешествия имеет значение для лиц, классифицированных как посетители одного дня);
‒ период более чем 6 месяцев или минимальное время, необходимое для создания нового местопребывания, включая ожидание;
‒ период менее чем 12 месяцев с целью проявления активной отдачи от места назначения, включая ожидание;
‒ допуск в больницу, тюрьму и другие учреждения;
‒ поездки повседневного характера, осуществляемые как часть обычной деловой активности или частые визиты к месту по какой-либо причине. [3, с. 41]
Можно предложить такие основные направления макроэкономической стратегии выхода Республики Беларусь на внешние рынки туристических услуг и соответствующие системы мер. Такими направлениями являются:
‒ совершенствование правовых основ регулирования внешнеэкономических связей туристических предприятий, в частности унификация государственных стандартов туристических услуг в соответствии с общепринятыми международными нормами, предоставление льгот для отечественных туристических предприятий — экспортеров услуг, предоставление статуса территорий с особым режимом внешнеэкономической деятельности перспективным туристическим центрам, создание правовых основ трансграничного сотрудничества в сфере туризма;
‒ повышение уровня финансирования привлекательных для иностранных туристов туристических объектов и соответствующей инфраструктуры, прежде всего в регионах с достаточным туристическим потенциалом и низким уровнем его использования
‒ обеспечение соответствия уровня качества туристических услуг международным стандартам путем проведения полной инвентаризации объектов туристической инфраструктуры, активного развития международных пассажирских перевозок сетью международных транспортных коридоров, стимулирование международного франчайзинга, системы логистики в туризме, существенного изменения системы подготовки кадров и т. д.;
‒ создание национальной туристической рекламно-информационной сети;
‒ стимулирование всестороннего использования национальными предприятиями туристических ресурсов страны, преимуществ месторасположения путем создания государственного кадастра туристических ресурсов страны и ее регионов, использование как традиционных на рекреационно-оздоровительном и познавательно-развлекательном сегментах внешних рынков туристических ресурсов.
Роль и значение межотраслевого комплекса индустрии туризма состоит в том, что он создает материальную основу для отдыха, туризма, оздоровления и лечения (существующие другие направления туризма. например: агротуризм, деловой туризм) отечественных и иностранных граждан; способствует развитию и совершенствованию материально-технической базы, техники и технологии отраслей, связанных с обслуживанием туристов; обеспечивает рост занятости населения регионов принимающих и обслуживающих туристов; расширяет возможности формирования доходной части бюджета страны, ее регионов и территорий. Современный межотраслевой комплекс индустрии туризма, как составная часть мировой экономики является одной из доходной и быстро развивающихся отраслей экономики, которая по доходам занимает второе место в мире, уступая лишь топливно-энергетическому комплексу; повышает уровень и благосостояние населения страны.
Экономика туризма представляет собой научную дисциплину, которая исследует отраслевые аспекты экономических отношений в этой сфере деятельности, а также процессы и явления, происходящие в процессе производства, формирования обмена и потребления туристских продуктов и услуг, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В сложившихся на сегодняшний день условиях экономика туризма рассматривает туризм как сложный социально-экономический организм с множеством собственников и субъектов деятельности, хотя дискуссия о том, является ли туризм отраслью хозяйства или межотраслевым комплексом, продолжается до сих пор.
Соотношение секторов в экономике страны зависит от степени развития общества. Общемировой тенденцией является перемещение ресурсов из сферы материального производства в сферу услуг. Состояние сферы услуг стало показателем уровня развития современной экономики. Количество работников, занятых в сфере услуг разных стран, превышает число трудящихся в других отраслях вместе взятых. Темпы роста сферы услуг во всех странах мира в два раза превышают темпы роста производственной сферы. В последние несколько десятилетий произошли глубокие изменения в структуре экономики практически всех стран.
Туризм как сфера экономической деятельности — это система взаимодействия различных отраслей по производству туристических продуктов, товаров, услуг и их реализации.
Таким образом, туристский продукт целенаправленная совокупность услуг, работ и иных товаров, материальных и нематериальных объектов, необходимая и достаточная для удовлетворения потребностей туристов, отвечающая целям туризма и предлагаемая к реализации, а также предоставляемая туристу.
Более широко используемая в туризме дефиниция трактует туристский продукт как потребительский комплекс, включающий: тур, туристско-экскурсионные услуги и специальные туристские товары, т. е. как совокупность вещественных и невещественных потребительских стоимостей, потребляемых туристом.
Потребности человека, в принципе, безграничны, но жестко детерминированы уровнем социально-экономического развития определенного общества. Нижняя граница личных потребностей составляют физиологические (потребности в пище, жилье, одежде, гигиенические и т. п.), верхний предел определяется как объективными условиями (уровень развития страны, уровень урбанизации, структура занятости и уровень жизни населения и т. д.), так и субъективными (возраст, пол, уровень образования, уровень и условия жизни, принадлежность к определенному социальному слою населения, религиозность и другие). Поэтому потребности населения в товарах и услугах дифференцированные в пространстве и времени и стратифицированы в зависимости от конкретных объективных и субъективных признаков.
В основе туристического процесса лежит движение: движение как развитие во времени (прогрессивная динамика туристических потоков, рост экономической, социокультурной, экологической роли туризма и наращивания объемов деятельности) и движение как перемещение в пространстве (туристов-потребителей от мест проживания в места отдыха, рабочей силы и квалифицированных кадров, денег в виде платежей, инвестиций и т. д., информации рекламного, служебного и иного характера). Следствием движения является распространение туризма как составной стиля жизни и индустрии туризма как составной хозяйственного комплекса страны.
Поэтому потребности населения в товарах и услугах дифференцированные в пространстве и времени и стратифицированы в зависимости от конкретных объективных и субъективных признаков.
Выделяют три уровня регулирования: национальный, двусторонний, многосторонний.
В результате анализа определений понятия «международный туризм» можно выделить два основных подхода к его пониманию: международный туризм как коммерческая деятельность, связанная с куплей-продажей туристических услуг и товаров туристического спроса основывается на межгосударственных договорах и сопровождается потоками валютных средств, и международный туризм как социально-экономическое явление, связанное с туристическими поездками граждан за пределы страны постоянного проживания, где они занимаются неоплачиваемой деятельностью.
Внешнеэкономическая деятельность туристических предприятий рассматривается как вид ВЭД, обеспечивает предоставление различного рода туристических услуг и продаже товаров туристского спроса иностранным туристам в стране базирования и отечественным туристам за рубежом с целью удовлетворения их культурных, деловых и других потребностей и получения прибыли. Важным аспектом управления внешнеэкономической деятельностью туристических предприятий является адекватная, реалистичная оценка факторов и безопасности ее осуществления. Всю совокупность факторов, влияющих на характер и особенности внешнеэкономической деятельности туристических предприятий, можно разделить на две группы: внешние (внешние по отношению к туризму условия хозяйствования, среда развития туристического бизнеса) и внутренние (внутренние факторы, непосредственно связанные с туристической деятельностью). В свою очередь, внешние факторы можно разделить на глобальные и национальные (прямого и косвенного воздействия), внутренние — на объективные и субъективные. Результатом анализа влияния внешних факторов является оценка благоприятности среды развития ВЭД туристического предприятия, факторов — оценка его внешнеэкономического потенциала.
Развитие внутреннего и въездного туризма, кроме прямых доходов, имело б позитивное влияние на деятельность многих других секторов экономики, активизировало внедрение инноваций, поэтому из главных задач развития туризма в Беларуси это повышение уровня проинформированости потенциальных инвесторов и потребителей относительно туристического потенциала государства.
Многосторонние отношения на рынке услуг регулируются соглашениями в рамках международной организации ГАТТ / ВТО (Генеральное соглашение о тарифах и торговле / Всемирная торговая организация), ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию) и специализированных межправительственных организаций, таких как, например, ИКАО (Международная организация гражданской авиации), ИМО (Международная морская организация), ВТО (Всемирная туристическая организация) и других. В частности, ЮНКТАД проводит исследования и разрабатывает рекомендации по отдельным секторам сферы услуг, по вопросам обмена технологиями и передачи данных, помогает в проведении согласованной политики в области «невидимых» статей платежного баланса и тому подобное.
Национальные правительства в основном проводят мониторинг и связывают измерения с потоком людей в страну и из страны. Это происходит по разным причинам, многие из которых не имеют ничего общего с туризмом, например контроль безопасности, здоровья и иммиграции. Измерение туристского движения очень важно, потому что туризм влияет на платежный баланс страны (ПБС — финансовые счета сраны). Существуют движения денег внутри и вне этих счетов. Влияние туризма на платежный баланс связано с расходами международных туристов. [3, с. 33]
Позитивный (положительный) «счет путешествий» означает, что расходы приезжающих туристов превышают расходы уезжающих, а комбинированный эффект будет выгодным для платёжного баланса. Есть мнения, что ни один из приведенных типов расходов не может быть правильным, так как отражает разную деятельность [3, с. 34]
Можно видеть, что правительства четко разделяют на два направления движение межгосударственного туризма, особо выделяя «прибывающий» туризм из-за его экономической выгоды. Тем не менее существуют другие важные причины. Официальные расчеты могут быт построены, а течения в движениях могут быть повержены мониторингу через определенный период времени. Это означает, например, что эффективность маркетинговых служб в правительстве может быть подвержена мониторингу или что любая конкретная рекламная кампания, которая пытается привлечь посетителей из конкретной страны, может быть обложена налогами. [3, с. 34]
В основе формирования местных рынков туристических услуг лежат территориальные различия, которые существуют в пределах каждой страны в зависимости от протяженности, конфигурации и масштабов ее территории, процесса заселения и формирования границ, этнической и религиозной мозаичности, характера расселения и хозяйственной деятельности, и отражаются в уровне социально-экономического развития действий закона спроса и предложения, ярко проявляется в механизме формирования местного рынка туристических услуг. Спрос формируется на конкретной территории с характерными для нее социально-экономическим признакам, уровню развития, условиями и стилем жизни населения, то есть в конкретной социально-экономической среде. Мотивация, подкрепленная платежеспособным спросом, на тот или иной вид, форму, направление и другие признаки структуризации туристического рынка, соответствующие видовые субрынки, их сообщения на определенной территории (или сочетание различных видов спроса) формирует стандартный спрос, характерный именно для этой территории, и соответствующую ему предложение турпродукта, обеспечивается предприятиями индустрии туризма.
Внутрикомплексного горизонтальные связи, имеющиеся между предприятиями различных отраслей, причастных к организации туристического потребления в соответствии стадийности процесса обслуживания, позволяют выделить в пределах индустрии туризма Функционально-стадийные подсистемы, представленные сочетаниями разнородных функционально-отраслевых элементов, выполняющих однородные функции в сфере туризма. Относительно потребительски-ресурсной ориентации их можно расположить следующим образом:
‒ туристская деятельность — это предпринимательская деятельность;
‒ организация путешествий не является (по определению) продуктом деятельности турагентов и туроператоров, поскольку деятельность последних предполагает своим объектом туристский продукт; из этого следует, что организация путешествий — это иная деятельность, т. е. не деятельность турагентов и туроператоров. [8, с. 16]
Формирование туристского продукта складывается из услуг множества предприятий, которые непосредственно связаны с обслуживанием людей на отдыхе и в путешествии. К ним относятся транспортные компании, предприятия питания, гостиницы, экскурсионно-познавательные организации, азартные заведения, спортивные и курортные организации и т. д.
Экономический подход рассматривает эластичность, которая описывает взаимосвязь между спросом и ценой, спросом и другими факторами. Геофизическое определение вводит дополнительные (к цене) факторы такие как детерминанты спроса, и включает не только тех, кто участвует в туризме, но и тех, кто желает, но участвует в нем по какой-либо причине. [3, с. 8]
С экономической точки зрения график спроса показывает количество продукта которое потребитель желает приобрести по определенной цене в определенное время. [3, 11]
Для туризма важна реакция рынка на изменения факторов, влияющих на туристский спрос.
Технологическое влияние. Без сомнений, технология является фактором, дающим возможность в определенных пределах превратить подавленный спрос в эффективный. Особый случай в рамках (пределах) транспортной технологии, где создание двигателя для реактивного самолета в конце 1950-х гг. дало авиационному делу и скорость, и пространство, стимулировало ряд туристских продуктов, доступных на международном рынке, что позволило реализовать скрытый спрос на международные путешествия. Разработки в авиационной технологии продолжались, параллельно совершенствовались перевозки легковыми автомобилями, как конкурент по перемещению туристов. Развитие технологии компьютерной резервации, которое опять является критическим, стало фактором туристского спроса.
В общем, технология действует, повышая доступ к туризму путем снижения стоимости или делая продукт более доступным, например новейшие разработки в рекреационной технологии (средства передвижения по бездорожью). [3, с. 32]
Производственно-технологические, информационно-коммуникативные, финансово-экономические связи, задействованные в создании и реализации турпродукта, осуществляются системой предприятий по оказанию услуг гостеприимства, транспорта и посреднических услуг по организации туристической поездки, которые образуют индустрии туризма. Именно эти горизонтальные функционально-интегративные по сути связи позволяют определить указанную подсистему как туристическую отрасль — совокупность предприятий, сходных по назначению, технологии обслуживания, профессиональным составом кадров и условиями их деятельности, особенностями размещения и функционирования на рынке туристических услуг. Главное назначение предприятий туристической отрасли заключается в организации комфортного и качественного обеспечения мотивационных требований туриста. Соответствие требованиям гарантирует эффективность их деятельности на рынках разного уровня. Туристическая отрасль функционирует и развивается, направленная государственной туристической политикой в сфере туризма. Функцией предприятий туристической отрасли является создание, реализация и организация потребления услуг и товаров туристического назначения, производство турпродукта. Туристическая отрасль состоит из предприятий, предоставляющих услуги гостеприимства, транспортные услуги и предприятий, создающих комплексный турпродукт и организуют его потребления (туроператоры и турагентства).
Поэтому общественно-географический комплекс территории является одновременно и ресурсом, и условием развития индустрии туризма на определенной территории, и фактором территориальной организации индустрии туризма, основой формирования территориальной структуры национального туристического рынка предложения. Общественно-географический комплекс — это «выделена на основе общественно-географических связей территориальная и комплексно-пропорциональная структура материально-вещественных и духовных компонентов деятельности человека», представлена взаимосвязью и взаимодействием территории, населения и его расселения, материального производства и непроизводственной деятельности.
Функционирование индустрии туризма возможно только во взаимодействии со всеми функционально-компонентными и функционально-территориальными элементами общественно-географического комплекса, структурной единицей которого она является. Взаимодействие и взаимосвязь единичного и целого прослеживается по всем каналам: ресурсно-сырьевом, ресурсно-товарном, финансовом, трудовом, информационном, управленческом, что позволяет рассматривать социально-демографические и хозяйственные структуры в составе территориально-хозяйственной подсистемы индустрии туризма. Эти структуры и их компоненты являются условиями функционирования комплекса индустрии туризма, влияют на его территориальную организацию и могут использоваться как туристические ресурсы.
Определить место туристской отрасли в системе хозяйственного комплекса чрезвычайно сложно.
Для непосредственного функционирования индустрии туризма необходимая материально-техническая база, создается стройиндустрии, продукты питания, поставляемых АПК, транспортные средства и транспортная сеть, ремонтная и строительная база, трудовые ресурсы определенной квалификации. Итак, с одной стороны, хозяйственный комплекс территории способствует развитию индустрии туризма, а с другой, индустрия туризма влияет на развитие хозяйственного комплекса через создание спроса на определенные товары и услуги. Между хозяйством и индустрией туризма как его составной существует тесная вертикальные и горизонтальные связи.
Таким образом, среди отраслей, обеспечивающих функционирование туристской сферы, можно выделить области региональной ориентации (народные промыслы, строительство, некоторые виды АПК и непроизводственной сферы, отрасли промышленного производства), имеющих широкие обширные связи, дальность которых обусловлена технико-экономическими характеристиками и отрасли местной ориентации (сфера обслуживания населения, пригородный АПК, отрасли социальной сферы).
По теснотой связей и соответствующим направлениям мультипликационных воздействий области хозяйственного комплекса можно разделить на те, что работают на всю индустрию туризма (строительство, отрасли непроизводственной сферы и т. п.), и те, что работают на определенные отрасли индустрии туризма (АПК — питание, транспорт — транспортные услуги, культура, искусство — экскурсионное обслуживание и организация досуга и т. д.).
На практике под турпродуктом понимают три основных вида возможных предложений на рынке.
- Тур, комплексная туристская услуга. Тур, предлагаемый фирмами, туроператорами (организаторами), может быть продан по требителю для личного пользования (в розницу), а также оптовым покупателям (фирмам-посредникам, турагентствам) для извлечения экономической выгоды. Тур, предлагаемый к продаже в розницу, продается в соответствии с установленными фирмами правилами продаж туристских путевок.
- Отдельные туристские услуги, к которым можно отнести: транспортные услуги, услуги по размещению, оформлению заграничных паспортов и виз стран пребывания, страховку, экскурсионную программу, прокат автомобиля и многое другое.
- Товары туристского назначения, включая различного рода информационные материалы (каталоги, справочники, карты, словари, путеводители, сувенирная продукция и т. д.), которые необходимы туристу и путешественнику в стране пребывания.
В то же время туристская услуга — это совокупность действий в сфере обслуживания, направленная на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста, отвечающая целям туризма, характеру и направленности турпродукта и не противоречащая принципам морали.
Туристские услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т. е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях, т. е. туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.
Структурная модель целостного туристского комплекса. Туристский комплекс включает в себя по крайней мере один элемент из всех подсистем. Значение каждой из составных частей целого можно понять и оценить, лишь поняв и оценив значение всех остальных составных частей. Поэтому исследование туристского комплекса в целом следует начинать с одновременного рассмотрения всех его компонентов.
Эти группы элементов составляют некий скелет, в известной степени не подчиняющийся законам целостной организации. Прежде всего речь идет о транспортной инфраструктуре, которая, как все относительно неизменные структуры, обладает свойством, с одной стороны, оказывать поддержку, а с другой порождать застой. Таким образом, транспортной инфраструктуре при целостном планировании должно уделяться первостепенное внимание.
Безупречное тесное взаимодействие между подсистемами является основной предпосылкой успешного функционирования комплекса в целом. Только при условии интенсивного взаимодействия и обмена информацией между всеми подсистемами, когда каждому отдельному клиенту (гостю или туристу) предлагается оптимально сбалансированный набор услуг, можно говорить о туристском комплексе, как о теоретически совершенной единой системе. Следовательно, при планировании и осуществлении мероприятий по развитию туризма нужно всегда стремиться к оптимальным результатам.
Организационно-управленческие функции по координации государственной политики в сфере туристического бизнеса для содействия развитию внутреннего туризма и участия в мировом туристическом процессе путем нормативно-правового и финансово-экономического регулирования.
Государственная туристическая политика представляет собой комплекс мер правового, экономического и организационного порядка, подкрепленная соответствующими управленческими институтами, деятельность которых пронизывает все управленческие уровни и направлена на согласование государственных, деловых и местных интересов на рынках туристических услуг разного порядка. Регуляторными каналами влияния законодательно-нормативный, налоговый, валютно-финансовый, информационный, управленческий. Эффективность государственной туристической политики отражается в характере туристического процесса и обозначается место, которое занимает в нем национальный туристический рынок, и доходностью индустрии туризма, ее прямым и косвенным вкладом в национальную экономику.
Производственно-технологические, информационно-коммуникативные, финансово-экономические связи, задействованные в создании и реализации турпродукта, осуществляются системой предприятий по оказанию услуг гостеприимства, транспорта и посреднических услуг по организации туристической поездки, которые образуют индустрии туризма. Именно эти горизонтальные функционально-интегративные по сути связи позволяют определить указанную подсистему как туристическую отрасль — совокупность предприятий, сходных по назначению, технологии обслуживания, профессиональным составом кадров и условиями их деятельности, особенностями размещения и функционирования на рынке туристических услуг.
Главное назначение предприятий туристической отрасли заключается в организации комфортного и качественного обеспечения мотивационных требований туриста. Соответствие требованиям гарантирует эффективность их деятельности на рынках разного уровня. Туристическая отрасль функционирует и развивается, направленная государственной туристической политикой в сфере туризма. Функцией предприятий туристической отрасли является создание, реализация и организация потребления услуг и товаров туристического назначения, производство турпродукта. Туристическая отрасль состоит из предприятий, предоставляющих услуги гостеприимства, транспортные услуги и предприятий, создающих комплексный турпродукт и организуют его потребления (туроператоры и турагентства).
Поэтому общественно-географический комплекс территории является одновременно и ресурсом, и условием развития индустрии туризма на определенной территории, и фактором территориальной организации индустрии туризма, основой формирования территориальной структуры национального туристического рынка предложения.
Индустрия туризма многогранна. Множество предприятий, фирм и организаций участвует в обслуживании туристов. Возникновение туристского бизнеса обусловлено интенсивным развитием региональных и международных туристских обменов и сильной разобщенностью потребителя и производителя туристских услуг (гостиницы, рестораны и пр.) как во времени (заблаговременное комплектование и продажа туров), так и в пространстве (разные страны, даже континенты путешествий).
Туризм — это мощная индустрия, включающая в себя разнообразные виды предпринимательства. В области туристского обслуживания находят свое применение многие предприятия, организации и фирмы.
По мнению специалистов, наибольшее влияние на развитие туризма оказывают: гостиничный бизнес, транспорт, туристские агентства, туроперейтинг и глобальные компьютерные системы бронирования и резервирования.
В ближайшие десять лет туризм останется крупнейшим источником создания новых рабочих мест в европейских странах и в ряде стран других регионов.
Прогнозируется дальнейшая дифференциация предложения туристского продукта, имеющая целью все более широкий охват потребителей с разнообразными возможностями и потребностями.
Также прогнозируются дальнейший процесс концентрации капиталов, создание крупных интернациональных компаний и корпораций.
Сохранится тенденция интеграционных процессов в сфере туризма как в горизонтальном (например, системы турагенств, франшизные компании гостиниц), так и в вертикальном (например, система «оператор — агентство — гостиница авиационно-транспортное предприятие») плане.
Существуют отрасли, где монополия необходима. Речь идет о естественной монополии. Она возникает там, где производство определенного вида продукции обходится дешевле, если им занимается только одна фирма. Типичные монополисты продавцы газа, тепла, электроэнергии, что определяется самим характером подобного производства. Проникновение в такую отрасль других производителей приводит к увеличению издержек.
Если в условиях совершенной конкуренции благополучие производителя зависит от снижения издержек производства при неизменных ценах, то в условиях чистой монополии он выигрывает за счет роста цен при неизменных и даже растущих издержках производства. Монополизированный рынок закрыт для конкурентов. Монополия позволяет в течение определенного периода регулировать соотношение спроса и предложения таким образом, чтобы потребитель оплачивал самые высокие издержки и обеспечивал тем самым производителю желаемую прибыль. К тому же происходит искусственный рост издержек производства в отраслях, потребляющих продукцию предприятий-монополистов, что, в конечном счете, отражается на жизненном уровне населения.
Наличие монополистических тенденций в сфере туристского бизнеса, отход от принципов совершенной конкуренции имеет под собой объективную основу. Большую часть требований клиента могут удовлетворить лишь крупные, диверсифицированные фирмы, которые охватывают предприятия из разных отраслей, обладающих несколькими самостоятельными центрами деловой активности.
Обладая мощной материально-технической базой, научно-исследовательскими центрами и громадными денежными ресурсами, крупные компании владельцы патентов на новые изобретения в состоянии контролировать производство определенного товара или внедрение нового технологического процесса. Монопольное право на изготовление конкретного товара является важнейшим преимуществом крупных объединений по отношению; к небольшим фирмам, которые лишены возможности применять новые методы или осваивать новые изделия без разрешения патентовладельцев. Широко используются также такие рычаги, как ноу-хау, налаженные связи с государственными учреждениями; позволяющие получить дополнительные льготы, наличие опыта работы на данном рынке, выгодное местоположение, проведение мощных рекламных кампаний и т. д.
Туристский продукт оценивается как суммарный объем товаров и услуг, производимых в сфере туризма. Он может быть оценен двумя способами:
а) как сумма всех произведенных затрат;
б) как сумма всех расходов туристов (туристских расходов), т. е. доход от туризма.
Валовой туристский продукт как доход включает:
1) всю зарплату, которая является частью выручки от производства туристских товаров и услуг. Сюда включается также предоставление займа (кредита);
2) выручку от сдачи в аренду комнат, апартаментов и т. д.;
3) проценты, которые получают предприниматели, работающие в туристской экономике за то, что предоставляют заем денег. Например, проценты за хранение денег в банке на депозитном счете;
4) прибыль — это то, что остается после того, как были сделаны затраты на производство туристского продукта и услуг.
Затраты вычитаются из выручки от реализации туристских товаров и услуг. Это означает, что результат может быть и отрицательным, т. е. в этом случае получаем убытки. Часть доходов может не вернуться к собственнику, но может остаться в туристском бизнесе для дальнейшего использования. Именно эта часть и рассматривается как доход.
Валовой туристский продукт как затраты включает:
1) затраты на туристское потребление (все туристские затраты на покупку товаров и услуг);
2) частные туристские инвестиции, включающие общее количество затрат, которые сделаны при осуществлении новых капиталовложений, и затраты частного сектора для улучшения структуры туризма. Сюда включены изменения в потоке проектов, которые производит турбизнес;
3) государственные туристские затраты, которые сделаны государством для приобретения туристских товаров и услуг;
4) туристский экспорт минус импорт. В этой категории общий объем затрат на экспорт туризма из страны должен быть добавлен к валовому туристскому продукту. И наоборот, общий объем импорта турпродукта должен вычитаться из валового туристского продукта.
При определении валового туристского продукта необходимо учитывать следующие обстоятельства:
‒ ликвидация долгов рассматривается как уменьшение туристского капитала. Погашение долгов рассматривается как часть затрат по формированию туристского капитала. Другими словами, хотя эти затраты и являются частью добавленной стоимости, но они не включаются в доход, поскольку объем денег не возвращается для использования в туристском бизнесе. В результате их необходимо учитывать как процент на погашение различных долгов;
‒ косвенные налоги относятся к числу туристских товаров и услуг. Поэтому при суммировании затрат, которые были сделаны при производстве туристского продукта, чтобы сделать их равными доходу, необходимо часть дохода добавить к косвенным налогам для погашения долгов.
Для усиления производственной активности экономики туризма капитал, который был израсходован для производства туристского продукта, должен быть направлен на создание нового туристского продукта, т. е. на диверсификацию туристского производства.
При этом туризм сам не создает материально-вещественную субстанцию как результат труда работающих в этой отрасли экономики, а только аккумулирует продукцию других производств. Следовательно, его развитие определяется также множеством факторов, связанных как с национальной экономической политикой, так и ее адаптацией на уровне конкретной туристской дестинации. А это приводит к противоречию между спросом на туризм и экономическим развитием региона. [3, с. 4]
Недостаточно проработан в отечественной и зарубежной науке одно из таких понятий как «туристский регион».
Данному понятию была уготована роль центрального в одном из основных научных направлений — географии туризма. Более того, все статистические данные, отчеты и сведения о достопримечательных местах сводятся именно по туристским регионам. Следует заметить, что существует большое количество авторских позиций по вопросам определения и состава выделяемых туристских регионов.
На развитие туристских районов существенное влияние оказывают многие факторы, например: уровень экономического развития территории; транспортная доступность; наличие достаточного количества трудовых ресурсов; существование системы расселения. Это реальные факторы конкретного процесса развития района. С другой стороны, их отсутствие не играет столь уж существенной роли и не снимает задачи освоения определенного района в качестве рекреационного или туристского.
Туристское районирование является видом частного, отраслевого районирования, отражающим только один аспект (туризм), который может быть адекватно описан на фундаментальной основе. При этом должны соблюдаться общегеографические принципы районирования: объективность, многоаспектность, иерархичность и конструктивность.
Объективность означает, что районообразующие признаки должны отражать конкретные характеристики. Многоаспектность (комплексность оценки) обусловлена разнообразием видов туризма, входящих в туристскую отрасль. Иерархичность позволяет делить территорию на зоны, подзоны, районы и подрайоны, находящиеся в четкой взаимной связи и подчинении. Конструктивность определяется четкостью поставленных при районировании задач.
В отличие от традиционного экономического подхода, в котором рассматривается только одна функция района — обслуживание туристов, в туристском районировании район определяется как территория, однородная по характеру рекреационного и туристского использования, следовательно, она должна отличаться комплексом признаков.
В рекреационном и туристском районировании в качестве районообразующих признаков могут быть выбраны следующие: структура рекреационных и туристских функций в зависимости от преобладающего использования туристско-рекреационных ресурсов (лечебная, туристская, спортивная и др.); степень туристско-рекреационной освоенности территории (развитый, средне- и слаборазвитый район); степень открытости района; перспективность освоения. [2, с. 287–295]
Ряд авторов определяют туристский район как территориальную совокупность экономически взаимосвязанных туристских предприятий, специализирующихся на обслуживании туристов, позволяющую наилучшим образом удовлетворить их потребности, используя существующие природные и культурно-исторические комплексы территории и ее экономические условия.
Особое внимание следует уделить анализу взглядов ученых Российской международной академии туризма на содержание понятия «туристский регион». В частности, данные аспекты достаточно подробно рассматривали в своих работах И. В. Зорин и В. А. Квартальнов.
Согласно их точке зрения, объект туризма включает в себя три основные составляющие — туристский регион (место), туристскую организацию и туристское предприятие. Турист пользуется комплексом услуг, которые предоставляются ему в определенном месте (или регионе), где происходит туристское мероприятие. Это место из-за своих привлекательных факторов становится центром туризма. Туристские места отличаются причинами, по которым в них задерживается турист.
Когда турист выбирает цель своего путешествия, он сравнивает между собой различные места и те услуги, которые там имеются, и выбирает из них то, что ему лучше подходит. Тот продукт, которые турист заказывает и покупает, состоит из услуг, предлагаемых в данном месте (туристском регионе). Территория, где предлагается комплекс услуг, не всегда имеет четко выраженные границы. Это может быть и часть региона, и туристский центр, где имеется вся необходимая материальная база для организации отдыха и размещения туристов. Такая территория может охватывать какую-либо область, страну и даже группу стран, которые турист выбирает как цель своего путешествия.
Есть несколько подходов к определению туристского региона, связанных с ответом на следующие вопросы: как определить территорию, которую выбрал турист для путешествия, и какой размер территории воспринимается различными рыночными сегментами как цель путешествия?
ВТО определяет туристский регион как территорию, которая располагает большой сетью специальных сооружений и услуг, необходимых для организации отдыха или оздоровления. Из данного определения следует вывод о том, что туристский регион, для того чтобы считаться самостоятельным, должен иметь все необходимые сооружения для пребывания в нем туристов, туристский регион определяется как место, располагающее туристскими сооружениями и услугами, которые выбирает турист или группа туристов и которые продаются производителем услуг.
Таким образом, туристский регион — цель путешествия и туристский продукт. При этом необходимо иметь в виду следующее:
1. Данное определение должно исходить из интересов потребителя: решающим моментом является то, что географическая территория, выбранная туристом, должна приносить пользу. Довольно часто такие территории нарушают исторически сложившиеся политические границы.
2. То, чем туристский регион является для определенного туриста, зависит от его потребностей.
3. Регион как «место с набором аттракционов и приспособленными под них туристскими сооружениями и услугами» представляет для туриста продукт, состоящий из комплекса услуг.
В таком же виде туристский регион является единицей конкуренции въездного туризма.
Туристский регион можно рассматривать, учитывая требования самих отдыхающих. При такой модели выделяются четыре параметра, исходя из которых отдыхающий, прибыв однажды в место отдыха, хочет осуществить свои туристские мотивы еще раз. В зависимости от опыта, мотива поездки и удаленности от места жительства отдыхающий выделяет следующие параметры: жилье, место, ландшафт и экскурсии.
По мнению А. Ю. Александровой, наиболее унифицированные требования, предъявляемые к месту отдыха, а также непосредственным образом влияющие на развитие этой отрасли, в любом международном районе туризма следующие:
1. природно-климатическая привлекательность;
2. культурно-исторические ресурсы;
3. качественный стандарт отелей и средств размещения туристов, организация питания и всей сферы услуг, соответствие мировым стандартам имеющейся в районе туристской инфраструктуры, наличие экскурсионных и культурно-развлекательных программ;
4. оперативная транспортная и информационная доступность;
5. политическая стабильность в регионе и гарантия личной безопасности;
6. международная известность и престиж места (имидж территории).[1, с. 112]
В настоящее время сложилась определенная иерархия туристских районов: туристско-рекреационная зона, туристский макрорайон, туристский мезорайон, туристский микрорайон, туристский объект.
В 1905 г. опубликована работа австрийского исследователя И. Страднера «Туризм», которая стала классической для нового научного направления. В ней автор оценивал пределы предмета туристского исследования и впервые формулировал проблему туристского районирования. И. Страднер указывал на тождественность границ такого типа районов с политико- административным делением [10]. В то же время (1907 г.) Г. Юст защитил первую диссертацию по проблемам туризма.[3, с. 56.]
Важное значение для исследования проблем, связанных с туризмом, имеют публикации ООН, Всемирной Туристской Организации (ВТО), Международного Союза туристских организаций (МСОТО) и других международных организаций, которые глобально исследуют определенные темы. Одна из приоритетных тем разработка понятийного аппарата.
Сейчас самым распространенным является определение туризма, принятое на совместной конференции Всемирной ассоциации туризма и Межпарламентского союза в 1989 г. в Гааге. Она вводит понятие о добровольности путешествия и придает большое значение роли сектора услуг. Исходя из критического подхода к этому определению, можно обнаружить то, что в XXI в., исключение места проживания и рабочей деятельности не определяет полноценно передвижения, которое характеризуют всех участников туризма.
В документах Гаагской декларации (1989) под туризмом понимается любое свободное передвижение лиц, не учитывая передвижений между местом работы и проживания, а также весь комплекс услуг, созданный для удовлетворения потребностей людей во время него [7, с. 65].
Существующие сегодняшние определения туризма можно объединить в две группы. Первая группа — узкоспециализированные определения, касающиеся отдельных экономических, социальных, правовых аспектов туризма или его видовых особенностей и является инструментом для решения конкретных задач (например, для статистических исследований). Вторую группу составляют дефиниции, которые охватывают предмет в целом, раскрывают внутреннее содержание туризма, выражают единство всего многообразия свойств и отношений.
В 1980 г. в Филиппинах была принята Манильская декларация по мировому туризму, которая провозгласила: «Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов благодаря непосредственному воздействию на социальную, культурную, образовательную и экономическую сферы жизни государств и их международные отношения» [9, с. 66].
В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной Всемирной туристской организацией (ВТО) в 1981 в Мадриде, туризм определяется как один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, осуществляемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и объединяются в отдельных странах с элементами спорта. В 1993 г. статистическая комиссия ООН приняла более емкое определение туризма: «Туризм — это деятельность лиц, которые путешествуют и находятся в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями».
Большинство научных исследований в области туризма западные ученые посвящали экономическим аспектам. На протяжении многих лет туризм рассматривался как отрасль, которая стимулирует местную экономику, повышает благосостояние, влияет на качество и уровень жизни населения страны. Однако после детального анализа результатов, основательного изучения проблемы эффективности возникли критические оценки туристской деятельности. Выяснилось, что запланированную прибыль оказывается ниже ожидаемого, а отток капитала из конкретных стран и преувеличение положительных сторон часто не соответствуют предполагаемым экономическим преимуществам в сфере туристской индустрии.
В экономической среде возникла основательная критика массового туризма, которая показала после детального изучения, что мультипликационный эффект от туризма иногда ниже ожидаемого уровня, а отток капитала в туристской индустрии часто сводит на нет предполагаемые экономические преимущества.
Большинство исследований по теме туристского развития осуществили зарубежные экономисты, такие как Б. Х. Арчер, Д. Л. Мак-Ки, А. Маммозадех, Р. Сениор, С. Л. Дж. Смит, Д. И. Уивер, Дж.Ф. Флетчер. В них получил освещение широкий спектр проблем развития современного туризма: характер и особенности, тенденции мирового туристического рынка, влияние туризма на национальную экономику, особенно развивающихся стран, проблемы взаимодействия национальных и транснациональных интересов и многие другие.
Экономический аспект туризма стал предметом изучения таких экономистов, как К. Холлоуэй, Г. Биовски, Р. Котас, которые раскрыли основы экономики туризма, туристского рынка и механизмов его функционирования.
Методика учета вклада туристической отрасли в народное хозяйство проработали такие западные экономисты, как К. Каспар, Ф. Кларк, А. Кох, М. Опперман, К. Рихтер, X. Рюттер, В. Фрейер.
Достижения отечественной и зарубежной теории создали предпосылки для продолжения исследований на данном направлении, в частности, для научного анализа назревшей и еще мало исследованной проблемы формирования действенных механизмов реализации государственной региональной политики с целью преодоления тенденции углубления межрегиональных диспропорций, обеспечение комплексного и сбалансированного развития каждого региона и страны в целом.
Туристическая сфера Беларуси осуществляет существенное влияние на социальное и экономическое состояние государства и его регионов. Она не только привлекает к выработке туристического продукта большинства отраслей экономики (таких как строительство, транспорт, связь, коммунальное хозяйство, сельское хозяйство, легкую и тяжелую промышленности), но и стимулирует их развитие.
Развитие туризма в государстве предоставляет широкие возможности для обеспечения занятости населения за счет создания новых рабочих мест. Благодаря туризму развиваются местные объекты и инфраструктура, возрождаются культурные и исторические традиции. Он способствует улучшению сбалансированности экономики, представляет собой мощный объединяющий фактор по достижению взаимопонимания между различными языковыми и религиозными группами, укрепления национального единства и культурной интеграции.
Необходим поиск инновационной модели трансграничного сотрудничества регионов в сфере трансграничного туризма, как совокупности экономических субъектов, органов государственного управления, негосударственных организаций территорий различных стран, деятельность которых направлена на разработку, внедрение, коммерциализацию инноваций, объединенных между собой определенной институтом с целью оптимизации параметров сотрудничества регионов, и разработаны основные характеристики этой модели (цели, средства и особенности реализации на различных уровнях управления).
Мы исходим из предположения, что в современных социально-экономических условиях экономический механизм развития трансграничного туризма в республике Беларусь нуждаются в совершенствовании и проведении углубленного анализа современной практики его формирования и применения, а внедрение предложенных теоретических положений и практических рекомендаций, разработанных в процессе исследования, обеспечит более рациональный подход к реализации государственной туристической политики и совершенствования всей системы управления отечественным туризмом.
Литература:
1. Александрова А. Ю. Международный туризм. М., 2003. С.114.
2. Бессонова В. Б. Туризм и культурное наследие. Межвузовский сборник научных трудов. 2006. — Выпуск 3. — С.287–295. Туристский регион: содержание и границы понятия (на примере анализа туристской учебной литературы.
3. Богданов Е. И., Богомолова Е. С., Орловская В. П. Экономика отрасли туризм: Учебник / Под ред. проф. Е. И. Богданова. — М.: ИНФА-М, 2013. — 318 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). C. 35–37]
- Боголюбов В. С., Орловская В. П. Экономика туризма М.: Академия, 2005. — 192 с.Глава 1. Отрасль экономики туризма в системе национального хозяйства. 1.1. Отрасль экономики и отраслевая классификация.
- Божко Л. Д. Вісник Харківської державної академії культури. — 2012. — Вип.37. — С.56–66. Генезис та еволюція наукового туристського дискурсу.
- Бойко М. Г. Збірник тез XI Всеукраїнської науково-практичної конференції «Актуальні складові регіонального розвитку в контексті європейської інтеграції» (м. Феодосія, 21–22 травня 2009 р.). — C.177–179.
- Гаагская декларация по туризму, Гаага, 14 апреля 1989 года // Правове регулювання туристичної діяльності в Україні: зб. нормат.-прав. актів / під заг. ред. В. К. Федорченка; Київ. ун-т туризму, економіки і права. — К., 2002. — С.63–68.
- Зорин И. В., Каверина Т. П., Квартальнов В. А. Туризм как вид деятельности.
- Манильская декларация по социальному воздействию туризма // Правове регулювання туристичної діяльності в Україні: зб. нормат.-прав. актів / під заг. ред. В. К. Федорченка; Київ. ун-т туризму, економіки і права. — К.: Юрінком Інтер, 2002.
- http://de.wikipedia.org/wiki/Geschichte_der_Tourismusforschung.