Впубликации рассматривается опосредованное отражение в стилистических особенностях икон строгановской школы жизни русского общества к. 16 — нач. 17 вв.
Ключевые слова:строгановская школа, иконопись, стилистические особенности строгановской школы иконописи
Строгановская школа иконописи — одно из стилистических течений древнерусского искусства конца ХVI — начала ХVII вв. Своё название она получила по имени известных солепромышленников, купцов и меценатов Строгановых. Среди наиболее ярких особенностей школы — подчёркнутая эстетизация художественных образов и проявление в них «личности» художника и заказчика. Эти качества проявлялись и раньше, например, в произведениях макарьевской и годуновской школ. Однако то, что они стали определяющими для целого направления иконописи конца ХVI — начала ХVII вв. — строгановской школы объяснимо глубокими переменами в жизни русского общества за период централизации государства.
ХVI столетие — время формирования и роста новой знати. Судебник 1497 г. узаконил существование дворянства. Начиная с этого времени, дворяне постепенно превращаются из княжеских слуг в «государевых служивых людей», становятся главной опорой утверждающегося самодержавия. В правление Грозного из их числа вырастает государственный аппарат. Положение дворянства окончательно утвердила опричнина. Дворянство заняло господствующее положение в экономической, политической, культурной жизни страны и доказывало своё право на него; в свою очередь, бояре стремились удержать то место в обществе, которое раньше принадлежало только им. Борьба наложила отпечаток на быт.
Представители господствующего класса окружают себя роскошью. В вещах они ценят не только материальную сторону, но и наравне с ней красоту. Меняется их внешний облик, поведение. О нравах московской знати говорит в своём поучении митрополит Даниил. «Великий подвиг творишь, — обращается он к одному из её представителей,- угождая блудницам, платье переменяешь, сапоги у тебя яркого красного цвета, чрезвычайно узкие, так что сильно жмут ногу, блистаешь, скачешь, ржешь как жеребец, волосы не только бритвою вместе с телом сбриваешь, но щипцами с корнем исторгаешь, позавидовавши женщинам мужское своё лицо на женское претворяешь, моешься, румянишься, душишься как женщина... Какая тебе нужда носить сапоги шелком шитые, перстни на пальцы надевать? Какая нужда множество псов иметь? Какая тебе выгода тратить время над охотничьими птицами? Какая похвала на зрелища ходить? Мы не только носим шитые шелком сапоги, но даже под рубашкою, где никто не видит, некоторые носят пояса с золотом и серебром». [1,с. 141–142] Эта характеристика дана московскому щеголю начала ХVI в., к концу столетия она становится приемлемой для многих московских дворян и бояр. Знать, заказывая иконы, хотела видеть в изображении святых воплощение своего идеала. Художник отвечал требованиям: одевал святых по моде того времени в тяжелые золототканые шубы, отороченные мехом, покрывал сплошным узорочьем их одежды, а также мебель и палаты. При письме обильно использовал золото, прописывал им ассисты одежд, детали пейзажа, архитектуры; писал по золоту красками, чтобы они светились изнутри подобно драгоценным эмалям.
В произведениях строгановской школы нашло воплощение восприятие мира знатью. Дворяне и бояре чувствовали себя холопами великого государя, от воли и прихоти которого зависела судьба, а порой и жизнь. Чувство неустойчивости, зыбкости жизни особенно усилилось в опричнину и Смутное время. Переживания знати созвучны душевному состоянию святых, представленных на иконах. Святые лишены силы, они не стоят, а балансируют на носках едва касаясь позема.
О заказчиках неподписных строгановских икон судить сложно; как правило, в музей они поступали из частных собраний, где сведениям такого плана не всегда придавали значение. Так в Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике хранится типичный образен строгановской школы — походный складень-иконостас первой четверти XVII в. Складень положили в монастырь в память об И. Т. Грамотине — человеке с характерной для придворного того времени судьбой. Грамотин служил думным дьяком, в Смутное время активно участвовал в политическом жизни страны. Позднее, по воле патриарха Филарета, его отправили в ссылку. Возвратившись из ссылки, он продолжал ведать посольскими делами при дворе; умер иноком Иоилем и был погребен в Троице — Сергиевом монастыре [2,с.176–177]. Вкладом И. В. Щелкалова — сына дьяка В. Я. Щелкалова — видного государственного деятеля ХVI — начала ХVII столетий был другой замечательный памятник строгановской иконописи «Богоматерь умиление с акафистом Богоматери» из того же собрания. [3, с 174] Наконец, большое количество икон строгановской школы принадлежало знаменитым Строгановым (отсюда её название). Всё указанное подтверждает нашу мысль об аристократических истоках этого художественного явления. Вместе с тем настроение, переданное в иконах было близко и понятно всем, так как ужас Смуты пережили вне социальной принадлежности. Этим объясним широкий интерес, проявленный к ней изначально.
К числу перемен относится и такое явление, как усиление в жизни общества значения личности. Отдельный человек становится героем литературных произведений; писатели подписывают свои труды, рассказывают о причинах, побудивших их взяться за перо. Однако иконопись вплоть до XVI в. оставалась имперсональной. Имена иконописцев сохранили летописи, но там их не много, лишь самые известные. Многие иконы строгановской школы подписные, часто рядом с именем заказчика указано имя художника. Такое отношение к художнику подготовил XVI век. Стоглав 1551 г. предписывал: "…царю живописцев жаловати... святителем бречи… а вельможам и всем человеком тех живописцев почитати паче простых человек». [4, с.15]
Важно и то, что среди икон немало с изображением святых покровителей семьи Строгановых. Выполненные искусной рукой иконописцев, они дают представление об интересах, духовных и материальных идеалах заказчиков, в чём угадывается предвестие парсуны 18 века.
Строгановская школа иконописи явление своего времени. Но в образах, созданных кистью мастеров, нашли воплощение непреходящие духовные ценности, мысли и чувства русского народа. Вероятно, этим объяснимо развитие её традиций в последующие времена и даже сегодня в возрождающемся искусстве иконописи России.
Литература:
- Лихачев Д. С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства (конец 14 начало 16 вв.) [Текст] / Д. С. Лихачев. — Л.: Госполитиздат, 1946. — 172 с.: ил.
- Древнерусская живопись Загорского музея / Т. В. Николаева. — Москва: Искусство, 1977. — 203 с., 53 л. ил., цв. ил.
- Стоглав. Издание Д. Е. Кожанчикова. Спб., в типографии Императорской Академии наук, 1863.