Городская среда как системно-локализованное поле взаимодействия образовательной среды и населения
В статье рассматривается значение университетов, как точек образовательного потенциала влияющих на развитие города и подготовки качественных кадров для экономики и общества. Освещена важность образовательной деятельностью в связи с принятием профессиональных стандартов.
Ключевые слова: городская среда, непрерывное образование, образовательный потенциал
В последние десятилетия в России интенсивное развитие урбанизированных территорий неизбежно повлекло значительный отток сельского населения в города. Согласно статистике, более 50 % мирового населения на данный момент живет в городах; к 2025 г. доля городского населения возрастет до 60 %. В России этот рубеж уже пройден и составляет 74 % [1]. Этот факт обусловил актуальность мониторинга и всестороннего исследования урбанистической среды и ее влияния (как позитивного, так и негативного) на человека. С одной стороны — очевидно превосходство жителей городских территорий перед сельским населением по множеству показателей уровня и качества жизни, к числу которых можно отнести более высокий уровень оказания услуг в сфере здравоохранения, развитость транспортной инфраструктуры, комфортность жилья и т. д. С другой стороны — проживание человека на урбанизированной территории негативно сказывается на его физическое и психоэмоциональное состояние. Высокий уровень загрязнения атмосферы и водных ресурсов, повышенный радиационный и шумовой фон, повышенный темп жизни, концентрация больших масс людей, преступность и прочие «раздражители» снижают уровень активности человека, зачастую нивелируя позитивное влияние городского комфорта.
Важнейшим стратегическим фактором устойчивого развития города в современном мире становится формирование зон высокоорганизованной урбанистической среды жизни (концентрация современной городской инфраструктуры, информационных каналов и технологий, экологически благоприятных условий жизни, образовательная среда, транспортная доступность к столице, крупным региональным центрам и городам мира и пр.).
Социальное развитие в городах — часть социального развития в системе общественного целого, оно детерминированно обществом. В то же время социальные процессы в городе имеют свою специфику, закономерности, вызванные теми процессами, которые являются частью, подсистемой социума.
Социальная инфраструктура создает предпосылки для воспроизводства рабочего силы, следит за здоровьем и образованием, поддерживает культурно нравственный потенциал людей. Высокий уровень развития социальной инфраструктуры, образовательной среды, комфортные экологические условия позволяют привлекать молодых людей из других регионов, что в конечном итоге позволяет городу получать высококвалифицированных специалистов. И наоборот, неудовлетворительные условия жизни способствуют «утечке» квалифицированных работников и образованного населения из города, что сказывается на эффективности производства, культурном потенциале городах [1].
В свою очередь стремительная интенсификация и компьютеризация производства требует от работников новые расширенные и постоянное обновляющиеся знания, что трансформирует совокупность потребностей с включением в них непрерывного образования (как базисной, эволюционирующей в количественном и качественном аспектах). Формирование образовательной среды для городского населения, в том числе развитие университетов (даже университетских кластеров), приобретает особую значимость, так как иметь в городе образовательный центр, направленный на постоянное развитие и обучение населения для повышения профессиональных навыков и адаптации к быстро меняющимся потребностям рынка труда. Так наличие качественных кадров и приток финансовых ресурсов дает возможность урбанистическим системам развиваться более высокими темпами. Урбанистическая система как феноменологическая совокупность, связанная причинно-следственной зависимостью с урбанистической средой, не может исключать экономического аспекта, приобретающего большое значение в связи с различием имеющихся в наличии ресурсов (вовлекаемых в производственную деятельность в качестве факторов производства), которые определяют возможность и варианты хозяйственного развития территорий [2, c.59].
У каждого индивида и общества в целом есть система ценностей и целей, а также мер, при помощи которых можно их достичь. Образование является неотъемлемой частью каждого участника гражданского общества, именно образование формирует личностную культуру каждого человека. А образовательная политика является инструментом, регулирующим этот процесс в целом.
Город, как урбанистическое образование, выступает воспитывающей и образовательной средой — это, согласно исследованиям представителей многих научных областей, аксиома. Загадкой (в терминологии Б. А. Ланина) является то, как город осуществляет этот процесс, превращая людей «из безликого населения в полноправных и ответственных граждан» [2, c.125]. Педагогический потенциал города тем значительнее, чем полнее осуществляется реализация его возможностей через содержание, формы и методы образовательной деятельности, событийности. В этом контексте возможен процесс создания креативных «островков» среды, периодического воспроизводства желаемых «эталонов», чтобы не потерять образцы, передать (даже без претензии на тиражирование, хотя бы только передать) в пространстве и времени.
Рассматривая современные университетские образования как точки концентрации образовательного потенциала города, следует рассмотреть складывающие тенденции выстраивания непрерывной цепочки взаимодействия школа-колледж-университет. Причем университет, как конечное звено должен взаимодействовать с населением в течение всей жизни ориентируясь (а в идеале опережая) на образовательные потребности взрослого населения, предоставляя программы профессионального обучения/переобучения для формирования у человека необходимых компетенций для профессиональной деятельности. Вторым направлениям должна стать социальная составляющая работы с взрослым населением, направленная на проведения адаптационного обучения к урбанистическим условиям современного города — обучение компьютерной грамотности, обучение использования потенциала электронного правительства и т. д. Одним из направлений повышения на пример экономической грамотности проводить воскресные открытые лекции для населения города с возможностью более глубокого изучения на курсах дополнительного профессионального образования.
Следует отметить, что университеты выступают не только в роли образовательного центра, но и в роли социально-ориентированного комплекса, где наряду с образовательной деятельностью, могут предоставляться и другие услуги населению: проведение спортивных, оздоровительных мероприятий; выступать в роли экспертного центра; пропаганда научной деятельности.
В зависимости от размера города и административного значения в роли образовательных точек роста могут выступать несколько университетов, каждый из которых ориентирован на специализированный сектор. Как правило такая ситуация типична для столиц субъектов Российской Федерации. В данном случае у населения есть выбор среди нескольких университетов для определения наиболее подходящего под свои потребности.
Однако существует много примеров когда в городе имеется один университет (в данном случае не рассматриваем филиалы и коммерческие образовательные учреждения, так как у них нет широты охвата и ресурсов для достижения поставленных целей перед образовательным центром) и он должен учитывать специфику всего населения, проживающего в городе при подготовке и создании траектории своего развития. Иногда складывается ситуация когда есть потребность в повышении квалификации определенной категории работников, но в силу их малочисленности экономическая целесообразность их обучения для университета низка или вообще имеет отрицательное значение. Получается двоякая ситуация когда университет может обучить, но не имеет экономической возможно, а работодатель не желает нести дополнительные расходы для отправки сотрудника на обучение в другой город. В данном случае университет может выступить проводником между университетом из другого региона и работодателем для организации обучения работников с применением современных технологий или использовать другие формы взаимодействия.
Особо роль университетов возрастает в настоящее время, так как в нашей стране в последние двенадцать лет производительность труда выросла на 59 % (данные Минэкономразвития России), тем не менее, она и в 2014 году составляла всего лишь 39 % от производительности труда в США. В данной сфере в России ситуация будет ухудшаться в связи с ожидаемым в ближайшие годы снижением числа трудоспособного населения (из-за демографической «ямы» 1990-х).
Таким образом, правительство РФ одной из своих приоритетных задач на ближайшую перспективу назвало повышение производительности труда. В этой связи «разработка, внедрение профессиональных стандартов и подготовка специалистов в соответствии с требованиями данных документов становится чрезвычайно актуальной проблемой» [3, c.253].
При этом успех реализации новых стандартов будет зависеть от того, насколько заявленная квалификация станет соответствовать требованиям рынка труда. Основные задачи по переподготовке и повышению квалификации профессиональных кадров возлагаются на дополнительное профессиональное образование (ДПО).
В соответствии со статьей 195.1 Трудового Кодекса РФ профессиональный стандарт — характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Данная система призвана заменить устаревшие квалификационные справочники. В общей сложности до 2018 года планируется создать и утвердить около 800 профстандартов (сейчас утверждено чуть менее 500). В них будут прописаны современные наименования должностей и профессий, трудовые функции и действия, требования к образованию, практическому опыту работы, умениям, знаниям и личным качествам специалиста, необходимые допуски. Применяться они будут «при приеме на работу, аттестации сотрудников, формировании кадровой политики предприятия, разработке должностных инструкций и системы оплаты труда» [4, c.482].
Все принимаемые и утверждаемые профстандарты в разрезе должностей, профессий и видов деятельности выкладываются на сайте Министерства труда и социальной защиты в разделе «Реестр профессиональных стандартов».
«Главной целью профессиональных стандартов является — установка единых квалификационных требований к работникам, которые занимают определенные должности, работают по определенным профессиям. И уже после разработки требований к квалификациям необходимо переформатирование системы образования, которая должна будет обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров».
Подводя итог можно сказать следующее, что роль университетов для населения возрастает и университет выступает в роли научно-образовательного социокультурного образования ориентированного на интересы города. Особо это роль прослеживается в малых городах где имеется один университет.
Литература:
1. Gref G. O. Goroda 2011. Dvenadcat' vazhnejshih dlja Rossii urbanisticheskih trendov // UrbanUrban — internet-zhurnal o ljudjah, idejah i tehnologijah, menjajushhih gorodskoe prostranstvo. [Jelektronnyj resurs]. — Rezhim dostupa: http://urbanurban.ru/blog/design/77/Moscow-Urban-Forum-novye-prezentatsii.
2. Малаховская, М. В. Урбанистическая система как способ формирования человеческого капитала региона: институтов и инновационного механизма развития. — Томск: изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2014. 356 с.
3. Травин В. В. Основы кадрового менеджмента. — М.: Дело, 2013. 332 с.
4. Баринов В. А. Формирование кадровой политики. Учеб. пособие. — М.: Инфра-М, 2013. 520 с.