Статья посвящена защите трудовых прав граждан. Рассмотрены способы защиты прав и законных интересов работников. В статье приведены основные направления совершенствования механизмов защиты трудовых прав в России.
Ключевые слова: трудовое законодательство, защита трудовых прав граждан, сфера труда
В трудовом праве под защитой прав и законных интересов работников понимают совокупность материально-правовых мер, организационных и процессуальных способов пресечения и предупреждения нарушений трудового законодательства, восстановлению нарушенных трудовых прав граждан и возмещения понесенного в результате этого ущерба [3, с. 96].
Защита предполагает как деятельность государственных и уполномоченных государством органов, так и деятельность самих субъектов правоотношений по устранению препятствий, а также восстановлению нарушенных трудовых прав.
Анализ действующего законодательства [2], [6] свидетельствует, что в материально-правовом аспекте право на защиту включает в себя следующие элементы:
– возможность лица, право которого нарушено, использовать не запрещенные законом средства принуждения нарушителя, в том числе и с помощью самозащиты;
– возможность лица, права которого нарушены, обратиться в компетентный орган (государственного или иного) с требованием о защите нарушенного права.
Указанные возможности, как справедливо отмечает В. П. Грибанов, связаны с характером нарушенного права [3, с. 98]. Поэтому во многих случаях эти правомочия определяются законодательством.Так, рассмотрение коллективного трудового спора возможно только путем осуществления примирительных процедур.Однако необходимо добавить, что на право защиту предполагает наличие у работника соответствующего права, а также наличие факта его нарушения.
Защита трудовых прав и законных интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке.А это значит, что он осуществляется в определенных законом формах.
Анализ тенденций развития трудового законодательства свидетельствует о расширении форм защиты трудовых прав и законных интересов [4, с. 56].
Различают юрисдикционную и неюрисдикционную формы защиты.
В рамках юрисдикционной формы, в частности, предусматривается судебная защита трудовых прав и охраняемых законом интересов, защита трудовых прав в комиссии по трудовым спорам.
Защита трудовых прав в процессуальном аспекте предполагает возможность лица обратиться за защитой нарушенных прав в уполномоченный орган. Это право предполагает обязанность соответствующего юрисдикционного органа применить предусмотренные законом способы восстановления нарушенного права.
Право на обращение в соответствующие органы предполагает наличие у работника процессуальной правосубъектности. При рассмотрении вопроса о правосубъектности в правоотношениях по защите трудовых прав и законных интересов работников, необходимо учитывать, что в правоотношениях при обращении в суд права и обязанности работника регулируются как Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее — ГПУ РФ) [2] так и Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс РФ) [6].
Что касается правоотношений по обращению в комиссию по трудовым спорам, то права и обязанности субъектов данных правоотношений урегулированы трудовым законодательством [6, ст. 384–389]. В этом случае процессуальная правоспособность и дееспособность зависит от трудоправовой правоспособности и дееспособности субъекта в материальных трудовых правоотношениях. Во всех остальных видах правовой защиты вопрос правосубъектности регулируются специальным трудовым законодательством, или специальным законодательством, регулирующим соответствующий вид защиты [1, c. 182].
Следующей формой защиты трудовых прав и законных интересов работников является неюрисдикционная форма защиты, которая охватывает собой действия работников по защите нарушенных субъективных прав, осуществляемых ими самостоятельно без обращения в государственные или другие компетентные органы. Данная защита характеризуется, как правило, административными способами защиты трудовых прав и законных интересов, включающие в себя, например, защиту государственной инспекцией труда, органами прокуратуры, а также другими государственными органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства.Сюда также можно отнести рассмотрение индивидуальных трудовых споров в порядке подчиненности, например, в отношении государственных гражданских служащих.
Среди неюрисдикционных форм защиты трудовых прав и законных интересов работников, предусмотренных трудовым законодательством, также можно назвать:
– примирительно-третейских процедуры, которые применяются при решении коллективных трудовых споров;
– самозащиту;
– общественную защиту, которую осуществляют выборные профсоюзные органы.
Характерным признаком неюрисдикционная форма защиты является не решение спора, а содействие сторонам спора в достижении компромисса путем принятия взаимного решения. Если общественная защита нарушенных трудовых прав или оспариваемых законных интересов в лице профессиональных союзов всегда была характерена для трудового права, то примирительно-третейских процедуры, которые применяются при решении коллективных трудовых споров, а также самозащита, являются сравнительно новыми в трудовом праве.
Представляется, что примирительные процедуры также должны применяться при решении индивидуальных трудовых споров активнее. Уже сейчас существуют законодательные гарантии, которые делают процедуру медиации, то есть разрешение споров, с участием третьей, нейтральной стороны, более эффективным инструментом достижения взаимоприемлемого решения, нежели судебный процесс и переговоры [7, c. 246].
Что же касается самозащиты работниками своих трудовых прав и законных интересов, то, к сожалению, в трудовом законодательстве эта форма защиты должным образом не урегулирована. Самозащита трудовых прав это возможность работником самостоятельно совершать действия по защите нарушенного права (самозащита).Действующее трудовое законодательство содержит лишь несколько норм, которые предоставляют работнику право осуществлять самозащиту. Например, частью 1 статьи 352 Трудового кодекса РФ [6] предусмотрено право каждого на защиту своих трудовых прав, а также право на защиту своих трудоправовых свобод всеми способами, не запрещенными законом. Следует указать на «принципиальность» этой нормы для трудового права, которая, безусловно, является исходным принципом трудового права.
Все это серьезно снижает возможность отстаивания своих интересов работником в любой форме. Для решения этих вопросов следует рассмотреть несколько вариантов изменения процессуальных норм, при этом учитывать различные формы защиты трудовых прав. В частности:
‒ Для внесудебных механизмов урегулирования трудовых конфликтов следует рассмотреть вопрос о введении специальных правовых норм в Трудовой кодекс РФ по разрешению трудовых споров по упрощенной схеме, особенно это актуально для субъектов малого предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей).
– Внести в трудовое законодательство изменения, направленные на повышение осведомленности работников об альтернативных (внесудебных) способах урегулирования трудовых конфликтов.
– Для регулирования защиты трудовых прав с помощью обращения в контролирующие органы следует привести положения законодательства Российской Федерации, регулирующие полномочия и статус Государственной инспекции труда, в соответствие с Конвенцией МОТ № 81, ратифицированной Российской Федерацией 02.07.1998 г. [5], что позволит расширить полномочия и организационные возможности, позволяющие проводить расследования по жалобам работников и устанавливать реальные обстоятельства и факты. При этом это должно касаться не только вопросов проверок документации, как это практикуется на современном этапе, но и возможности предоставить инспекторам труда право обращаться в суд с заявлениями в защиту неопределенного круга лиц.
– Строго разграничить компетенцию прокуратуры, государственной инспекции труда и судов; ввести четкие критерии разграничения нарушений трудовых прав и индивидуального трудового спора. Обеспечить взаимодействие перечисленных органов, направленное на содействие работникам в скорейшем устранении нарушений прав, с которыми они столкнулись, вместо формального перенаправления в другие органы.
– Установить, что в случае незаконного заключения гражданско-правового договора вместо трудового договора, нарушение трудовых прав носит длящийся характер в течении всего срока его действия.
– Кроме того, на законодательном уровне предусмотреть возможность использования работниками любых доказательств существования трудовых отношений, в том числе электронную переписку, аудио, фото и видео материалы.
Основное различие между юрисдикционной и неюрисдикционной форм защиты трудовых прав заключается в средствах защиты.
Защита трудовых прав работников в юрисдикционной форме осуществляется посредством обращения в различные юрисдикционные органы, с присущим каждому из них определенным процессуальным порядком деятельности и в пределах их компетенции по правозащите.
В целом обозначенные выше пути совершенствования механизмов компетенции в области защиты трудовых прав и законных интересов в сфере труда не являются исчерпывающими. Но выше обозначенные предложения, как представляется, позволят сделать защиту трудовых прав более эффективной, что в конечном итоге должно снизить количество правонарушений в данной сфере.
Литература:
- Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. 10-е изд., изм. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. — 784 с.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (в ред. от 03.07.2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 46. — Ст. 4532.
- Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. — М.: Статут, 2013. — 411 с.
- Настольная книга судьи по трудовым спорам: учебно-практическое пособие / Г. А. Жилин, В. В. Коробченко, С. П. Маврин (и др.) / под ред. С. П. Маврина. — М.: Проспект, 2011. — 296 с.
- Об инспекции труда в промышленности и торговле: Конвенция Международной организации труда от 11.07.1947 г. № 81 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — № 50. — Ст. 4650; О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде: федеральный закон от 11.04.1998 г. № 58-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1998. — № 15. — Ст. 1698.
- Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (часть I). — Ст. 3.
- Фарафонтова Е. Л. Некоторые аспекты защиты трудовых прав граждан в Российской Федерации /Е. Л. Фарафонтова// Управление человеческими ресурсами — основа развития инновационной экономики. — 2014. — № 5. — С. 241–246.