Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считают Ю. К. Бабанский, Л. С. Выготский, В. А. Крутецкий, и др., такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [2; 4].
Еще в середине прошлого столетия И. В. Киреевский (1806–1856) писал: «Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, — одним словом, во всей полноте его жизни» [6].
Для выявления круга проблем обратимся к сущности основных понятий исследования. В «Кратком словаре по психологии» понятие «воспитание» истолковано следующим образом: «воспитание»— деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определённых установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду. [Петровский А. В. 1990, 319]
В теории и практике понятие «воспитание» имеет несколько смысловых значений. Рассмотрим понятие воспитание как предмет педагогики. «Воспитание» — функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт и др. как в организованных формах (системы образования), так и путём естественного усвоения в результате меж поколенных взаимодействий и влияния среды. В этом смысле воспитание характеризуется следующими параметрами. Оно является вечной категорией, неотъемлемой частью общественного бытия. Иначе говоря, воспитание возникло с возникновением общества и оно исчезнет, если общество перестанет существовать. Исторический характер воспитания как функции общества выражается в том, что его цели, содержание, методы, формы, как и вся педагогическая политика не остаются неизменными, а развиваются, изменяются, совершенствуются под влиянием опыта и исследований [3].
Следующее смысловое значение воспитания является социальное формирование личности. В данном случае имеется в виду все формирующее личность пространство, т. е. школу, семейную педагогику, средовое влияние на личность, воздействие дружеского окружения, социальные институты, средства массовой информации как в организованных, так и в педагогически неорганизованных формах их влияния на развитие подрастающих поколений, формирование их социального опыта.
Следующее толкование понятия «воспитания» выводит прямо на профессиональную деятельность специалистов — педагогов и определяется как управление процессом развития личности школьника. Отсюда и образуется ряд производных: «воспитательный процесс», «воспитательная работа», «методы воспитания», «средства и формы воспитания» и т. д. [3].
Организация воспитания связана с построением такой общественной практикой, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии с образцами, идеалами общества. Воспитание детей, подростков, юношества, направленной на формирование у них самостоятельности и чувства собственного достоинства, творческой активности и критического мышления, считают психологи А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский и др. [7; Сластенин В. А., 2000, 512; Петровский А. В., 1990, 319].
Обратимся к словарю по философии, где понятие «нравственности» чаще всего его приравнивают к понятию мораль. «Мораль»(латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом), — читаем в философском словаре.
В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному — добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [5].
С годами понимание нравственности изменилось. На протяжении веков те или иные нравственные идеалы совершенствовались, их содержание в структурном отношении становились более чётким.
У С. И. Ожегова мы читаем: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [9].
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [1].
Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным — значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» [8].
В научной психолого-педагогической литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».
В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [13]. Он в частности уточнял: «Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Педагог считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [13].
В рамках нашего исследования необходимо раскрыть содержание понятия «патриотизм».Греческое patriotis-соотечественник, — patris-родина, отечество, определяет любовь к отечеству, преданность к нему, стремление своими действиями служить его интересам, читаем в философском энциклопедическом словаре. Исторически элементы патриотизма в виде привязанности к родной земле, языку, традициям формируются уже в древности. В классовом обществе каждый класс выражает своё отношение к отечеству через присущие ему специфические интересы [15].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности, а также патриотическими качествами.
- Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственно-патриотической воспитанности, ибо воспитанность — это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку, поэтому нравственные ценности составляют главную задачу воспитания.
Вооружение нравственно-патриотическими знаниями важно и потому, что они не только информируют о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Литература:
- Аристотель. Сочинения в 4-х томах — М., 1984, т.4. — 360 с.
- Бабанский, Ю. К. Педагогика: курс лекций. — М.: Просвещение, 1988.– 352 с.
- Волков, Г. Н. Этнопедагогика. — М.: Издат. центр «Академия», 1990.– 465 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.- 57 с.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка.– М.: 1979. –т.11. — 558 с.
- Каирова, И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. — М.: Просвещение, 1979. -364с.
- Лийметс Х. Й. Как воспитывает процесс обучения? М., 1982. — 183 с.
- Ницше. Сочинение в 2-х томах –М.: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988. -289,735С.
- Ожегов, С.И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка. II-изд. М.:1995. -414С.
- Сластёнин, В. А. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя6 учебное пособие / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко. — М.: Прометей, 1997.- 200 с.
- Сластёнин, В. А. Педагогика: инновационная деятельность. В. А. Сластёнин, Л. С. Подымова Л. С. — М.: Изд-во «Магистр», 2007. — 308 с.
- Словарь по психологии / Под общ. ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского II-изд. — М.: Политиздат, 1990. — 319 с.
- Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.II. -120, 170 с.
- Сухомлинский, В. А. О воспитании. Изд. 2-е.- М.: Политиздат, 1975. — 161–165 С.
- Философский энциклопедический словарь / Под общ. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. — М.: 1983. — 520 с.