Мониторинг качества оказания медицинских услуг населению: системный подход | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.10.2016

Статья просмотрена: 2059 раз

Библиографическое описание:

Королева, Е. Ф. Мониторинг качества оказания медицинских услуг населению: системный подход / Е. Ф. Королева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/123/34035/ (дата обращения: 18.12.2024).



Данная статья является попыткой систематизации понятия мониторинга оказания медицинских услуг населению с позиции системного подхода. Также в данной работе были рассмотрены этапы проведения мониторинга медицинских услуг.

Ключевые слова: мониторинг качества оказания медицинских услуг населению, мониторинг медицинской помощи, этапы мониторинга медицинской помощи, системный подход, медицинские услуги

Цель мониторинга качества оказания медицинских услуг населению — повышение качества оказания медицинских услуг.

Под качеством медицинской помощи в настоящее время понимается совокупность характеристик, дающих оценку соответствию оказанной помощи к современному уровню медицинской науки и технологии и имеющимся потребностям пациента (населения).

Оценкой качества медицинской помощи можно назвать процесс определения соответствия оказанной медицинской помощи установленным на данный период стандартам, ожиданиям и потребностям отдельных пациентов и групп населения.

В таком случае мониторингом качества оказания медицинских услуг является применение действенных методик (инструментов), мер и статистических методов для измерения и прогнозирования качества.

Система мониторинга качества медицинских услуг является структурной компонентой всей системы оказания медицинских услуг.

В системе государственного управления здравоохранением мониторинг качества играет флагманскую роль, задавая вектор развития, однако без постоянной связи с другими подсистемами он становится бесполезен, и переходит в разряд вспомогательной сугубо статистической подсистемы.

Все без исключения подходы к мониторингу качества оказания медицинских услуг, по существу, являются горизонтальными подструктурами общей системы. Т. е. современная система мониторинга качества медицинских услуг не развивается «вертикально», а лишь прирастает новыми «горизонтальными» подсистемами, с одной стороны дополняющими друг друга, а с другой, увеличивающими общую структурную сложность системы мониторинга качества оказания медицинских услуг.

Как уже отмечалось выше, направленное «горизонтальное» развитие системы мониторинга качества оказания медицинских услуг существенно тормозит «переход качества в качество» смежных систем.

Система мониторинга качества оказания медицинских услуг не стабильна, ее нахождение в состоянии положительного или отрицательного гомеостаза напрямую зависит от состояния мета-системы «государство», т. е. являясь структурным компонентом системы государственного управления мониторинг качества оказания медицинских услуг зависим от системы более высоко уровня больше чем она от него.

И. Б. Болтенкова отмечает, что в мониторинг медицинской помощи входят конкретные организационные этапы [3, С. 21–23]:

 Первым этапом можно назвать разработку медицинских показателей состояния пациента на входе и на выходе в медицинское учреждение (поступление и выписка пациента);

 Вторым этапом является этап согласования схемы лечения пациента в соответствии с требованиями медицинских показателей соподчиненных подразделений;

 Третьим этапом автор называет разработку методов контроля и оценки качества медицинской помощи.

Мониторинг медицинской помощи может включать в себя несколько этапов контроля:

 входной — при приёме пациента;

 промежуточный — мониторинг, определяющий качество основного и дополнительного обследования;

 клинико-консультационный разбор — мониторинг этапов обследования и лечения, анализ медицинской документации комиссиями ККК и ВМП;

 выходной — проверка истории болезни пациента при его выписке, оценка результатов проведенного лечения и данных рекомендаций для дальнейшего лечения или наблюдения врачом по месту жительства пациента, оформление Акта экспертизы истории болезни.

Таким образом, мониторинг является фактором повышения качества государственного управления в системе здравоохранения, призванным выполнять функции стимулирования повышения качества оказания медицинских услуг.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (ред. от 14.12.2015) // Собрание законодательства РФ», 28.11.2011, N 48, ст. 6724
  2. Приказ Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 26 октября 2015 г. N 43
  3. Болтенкова И. Б. Мониторинг медицинской помощи // Медицинские науки — 2012 — № 4 — С. 21–23.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, услуга, мониторинг качества оказания, государственное управление, система мониторинга качества оказания, мониторинг, оценка качества, системный подход.


Ключевые слова

системный подход, мониторинг качества оказания медицинских услуг населению, мониторинг медицинской помощи, этапы мониторинга медицинской помощи, медицинские услуги

Похожие статьи

Стандартизация медицинских услуг в здравоохранении

В данной статье автор пытается провести анализ внедрения стандартизации медицинских услуг в здравоохранении и оценить их влияние на качество оказания медицинской помощи.

К вопросу о повышении эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг

В статье рассмотрены основные направления повышения эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг. Охарактеризована роль цифровизации в системе оказания государственных и муниципальных услуг. Выделены основные проблемы разви...

Реализации национального проекта «Здравоохранение» в Республике Башкортостан

В статье автор рассматривает правовые аспекты реализации положений законов, региональной программы здравоохранения, анализ состояния по оказанию медицинских услуг и помощи, основные направления улучшения качества оказания медицинских услуг.

Основные тенденции в реализации национального проекта «Здравоохранение» в городском округе г. Уфа

В статье автор рассматривает правовые аспекты реализации положений законов, региональной программы здравоохранения, анализ состояния по оказанию медицинских услуг и помощи, основные направления улучшения качества оказания медицинских услуг.

К вопросу об ответственности за некачественное исполнение услуги по оказанию медицинских услуг

В статье рассматривается вопрос об ответственности за некачественное исполнение услуги по оказанию медицинских услуг, предложены меры по совершенствованию законодательного урегулирования ответственности за некачественное исполнение услуги по оказанию...

Оценка качества и эффективности медицинской помощи: система критериев

В статье рассматривается существующая система критериев оценки качества и эффективности медицинской помощи, основанная на Приказе Минздрава от 07.07.2015 № 422ан, выдвигаются предложения по повышению эффективности системы критериев оценки качества и ...

Сущность и инструменты государственного управления системой здравоохранения

Статья посвящена теоретическим аспектам государственного управления системой здравоохранения. Выявлены особенности государственного управления системой здравоохранения, рассмотрены основные инструменты государственного управления системой здравоохран...

Мониторинг качества деятельности образовательной организации

В работе рассмотрены разновидности мониторинга, осуществляемого образовательным учреждением, также описаны основные особенности для составления плана внутришкольного мониторинга качества образования.

Экспертиза в оказании медицинских услуг

В данной статье рассматривается значение экспертной оценки в оказании медицинских услуг, а также рассмотрение поправок, предлагаемых дополнить в Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» статьями, регулирующ...

Интегральный подход к оценке качества образовательных услуг высшего учебного заведения

В статье проанализированы подходы к оценке качества вузовского образования. Предложен подход к оценке качества образовательных услуг вуза, на основе интегрального показателя включающего в себя характеристику научных достижений преподавателей и резуль...

Похожие статьи

Стандартизация медицинских услуг в здравоохранении

В данной статье автор пытается провести анализ внедрения стандартизации медицинских услуг в здравоохранении и оценить их влияние на качество оказания медицинской помощи.

К вопросу о повышении эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг

В статье рассмотрены основные направления повышения эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг. Охарактеризована роль цифровизации в системе оказания государственных и муниципальных услуг. Выделены основные проблемы разви...

Реализации национального проекта «Здравоохранение» в Республике Башкортостан

В статье автор рассматривает правовые аспекты реализации положений законов, региональной программы здравоохранения, анализ состояния по оказанию медицинских услуг и помощи, основные направления улучшения качества оказания медицинских услуг.

Основные тенденции в реализации национального проекта «Здравоохранение» в городском округе г. Уфа

В статье автор рассматривает правовые аспекты реализации положений законов, региональной программы здравоохранения, анализ состояния по оказанию медицинских услуг и помощи, основные направления улучшения качества оказания медицинских услуг.

К вопросу об ответственности за некачественное исполнение услуги по оказанию медицинских услуг

В статье рассматривается вопрос об ответственности за некачественное исполнение услуги по оказанию медицинских услуг, предложены меры по совершенствованию законодательного урегулирования ответственности за некачественное исполнение услуги по оказанию...

Оценка качества и эффективности медицинской помощи: система критериев

В статье рассматривается существующая система критериев оценки качества и эффективности медицинской помощи, основанная на Приказе Минздрава от 07.07.2015 № 422ан, выдвигаются предложения по повышению эффективности системы критериев оценки качества и ...

Сущность и инструменты государственного управления системой здравоохранения

Статья посвящена теоретическим аспектам государственного управления системой здравоохранения. Выявлены особенности государственного управления системой здравоохранения, рассмотрены основные инструменты государственного управления системой здравоохран...

Мониторинг качества деятельности образовательной организации

В работе рассмотрены разновидности мониторинга, осуществляемого образовательным учреждением, также описаны основные особенности для составления плана внутришкольного мониторинга качества образования.

Экспертиза в оказании медицинских услуг

В данной статье рассматривается значение экспертной оценки в оказании медицинских услуг, а также рассмотрение поправок, предлагаемых дополнить в Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» статьями, регулирующ...

Интегральный подход к оценке качества образовательных услуг высшего учебного заведения

В статье проанализированы подходы к оценке качества вузовского образования. Предложен подход к оценке качества образовательных услуг вуза, на основе интегрального показателя включающего в себя характеристику научных достижений преподавателей и резуль...

Задать вопрос