Оценка качества и эффективности медицинской помощи: система критериев | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 03.10.2016

Статья просмотрена: 6675 раз

Библиографическое описание:

Королева, Е. Ф. Оценка качества и эффективности медицинской помощи: система критериев / Е. Ф. Королева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 247-248. — URL: https://moluch.ru/archive/123/34036/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается существующая система критериев оценки качества и эффективности медицинской помощи, основанная на Приказе Минздрава от 07.07.2015 № 422ан, выдвигаются предложения по повышению эффективности системы критериев оценки качества и эффективности медицинской помощи.

Ключевые слова: качество медицинской помощи, критерии оценки качества и эффективности медицинской помощи, мониторинг качества медицинской помощи

Актуальность данной статьи заключается в том, что для оценки качества и эффективности медицинской помощи все еще не разработана система критериев, показателей и понятий, полностью отражающих его конечные результаты, и отвечающих требованиям ВОЗ.

Многочисленные попытки оценить качество медицинской помощи через призму уровня состояния здоровья населения не всегда являются корректными, так как оценка уровня состояния здоровья в большей мере зависит от социально-экономической политики государства, состояния окружающей среды, образа жизни семьи, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня генетического риска и пр, по критериям независимой оценки оказания качества медицинских услуг, получаемых путем опроса пациентов удовлетворенностью качеством работы конкретного лечебного учреждения, также нельзя вывести полную картину качества оказания медицинской помощи.

В настоящее время существуют критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные Приказом Минздрава от 07.07.2015 № 422ан [2], которые сформированы на основе порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, утвержденных Минздравом России, а также клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разработанных и утвержденных медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, установлены не столько к своевременности, правильности медицинской помощи и степени достижения запланированного результата, сколько к правильности заполнения медицинской документации и быстроты осмотра пациентов.

Таким образом, нормативно закрепленные критерии оценки качества медицинской помощи также недостаточно эффективны и достоверны.

По нашему мнению, оценивать качество медицинской помощи следует с помощью показателей, относящихся к объекту «медицинская помощь», а не к другому объекту «состояние здоровья», а это, прежде всего, медицинская результативность, удовлетворенность потребителя, а при оценке эффективности еще и уровень затрат.

Мониторинг может проводится на основе экспертной оценки негативных состояний, которые по нашему мнению больше всего подходят под критерии качества оказания медицинских услуг.

Данные критерии можно разделить по следующим разделам:

  1. Оценка формализованного обозначения элементов диагноза;
  2. Оценка формулировки замечаний по постановке диагноза;
  3. Замечания по формализованному описанию обеспечения преемственности;
  4. Оценка формализованного языка описания негативных следствий дефектов медицинской помощи.

Медицинский эффект качества оказания медицинских услуг будет определен степенью адекватности и результативности медицинского вмешательства, уровнем качества лечения конкретного больного и использованием современных инновационных технологий при оказании медицинской помощи.

Для обоснования дефектов применяются 6 групп негативных следствий, позволяющих описать их негативное влияние на состояние основных компонентов качества медицинской помощи (таблица 1).

Таблица 1

Критерии оценки качества оказания медицинской помощи по группам негативных следствий дефектов

Состояние пациента

Негативные последствия

Социальные ресурсы

Процесс оказания помощи

Оценка процесса оказания помощи

Ресурсы здравоохранения

Планирование потребности в ресурсах здравоохранения

Набор универсальных показателей позволяет применять не только для системы здравоохранения в целом, но и их на уровне отдельного ЛПУ, его подразделения, персонально для отдельного врача/медсестры.

Таким образом, мониторинг медицинской помощи по мнению И. Б. Болтенковой [3, с.21–23] проводится по следующим разделам:

1 Контроль качества ведения историй болезни, выявление дефектов в проведении лечебно-диагностических, лабораторных исследований.

2 Проверка правильности врачебного назначения лекарственных средств.

3 Разработка и реализация мероприятий по устранению и предупреждению ошибок в диагностике, обследовании, лечении.

4 Оценка качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий.

5 Медицинский отбор больных, направляемых на долечивание после стационарного лечения, в том числе — в специализированные санатории.

Таким образом, разработка обновленных критериев оценки качества медицинской помощи необходима для совершенствования как оказания медицинской помощи надлежащего качества, так и к ее оценки, а также прозрачности и открытости сферы здравоохранения, ведущих к балансу прав и законных интересов пациентов, медицинских работников и экспертов медицинской помощи и критерии оценки качества медицинской помощи, утвержденные Приказом Минздрава от 07.07.2015 № 422ан [2], требуют доработки и дополнения.

Литература:

  1. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (ред. от 14.12.2015) // Собрание законодательства РФ», 28.11.2011, N 48, ст. 6724
  2. Приказ Минздрава России от 07.07.2015 № 422ан «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 26 октября 2015 г. N 43
  3. Болтенкова И. Б. Мониторинг медицинской помощи // Медицинские науки — 2012 — № 4 — С. 21–23.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинская помощь, критерий оценки качества, Приказ Минздрава, негативное следствие дефектов, Оценка качества, ресурс здравоохранения, эффективность.


Ключевые слова

качество медицинской помощи, критерии оценки качества и эффективности медицинской помощи, мониторинг качества медицинской помощи

Похожие статьи

Мониторинг качества оказания медицинских услуг населению: системный подход

Данная статья является попыткой систематизации понятия мониторинга оказания медицинских услуг населению с позиции системного подхода. Также в данной работе были рассмотрены этапы проведения мониторинга медицинских услуг.

Оценка эффективности деятельности строительных организаций с помощью внедрения системы показателей

В настоящей статье рассмотрены вопросы оценки эффективности деятельности строительных организаций с помощью внедрения системы показателей. Проводится исследование, которое подтверждает высокую значимость представленной системы показателей. В статье о...

Стандартизация медицинских услуг в здравоохранении

В данной статье автор пытается провести анализ внедрения стандартизации медицинских услуг в здравоохранении и оценить их влияние на качество оказания медицинской помощи.

Основные тенденции в реализации национального проекта «Здравоохранение» в городском округе г. Уфа

В статье автор рассматривает правовые аспекты реализации положений законов, региональной программы здравоохранения, анализ состояния по оказанию медицинских услуг и помощи, основные направления улучшения качества оказания медицинских услуг.

Методология разработки и клинической эффективности экспертной системы «Нефрология»

Рассмотрены итоги разработки и проверки клинической эффективности экспертной системы «Нефрология». Утверждается, что экспертная система, разработанная портретным методом, осуществляет эффективную диагностику заболеваний почек, обеспечивая по данным к...

Реализации национального проекта «Здравоохранение» в Республике Башкортостан

В статье автор рассматривает правовые аспекты реализации положений законов, региональной программы здравоохранения, анализ состояния по оказанию медицинских услуг и помощи, основные направления улучшения качества оказания медицинских услуг.

Интегральный подход к оценке качества образовательных услуг высшего учебного заведения

В статье проанализированы подходы к оценке качества вузовского образования. Предложен подход к оценке качества образовательных услуг вуза, на основе интегрального показателя включающего в себя характеристику научных достижений преподавателей и резуль...

Экспертиза в оказании медицинских услуг

В данной статье рассматривается значение экспертной оценки в оказании медицинских услуг, а также рассмотрение поправок, предлагаемых дополнить в Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» статьями, регулирующ...

Критерии оценки стоматологической помощи населению

В статье приведен анализ эффективности показателей, используемых в республике для оценки качества стоматологической помощи. Рекомендуются для внедрения в практическую стоматологию республики новые показатели эффективности стоматологической помощи.

Анализ результативности системы менеджмента качества на предприятии нефтегазодобычи

Целью данной научной статьи является проведение анализа результативности системы менеджмента качества на предприятии нефтегазодобычи. В статье рассматриваются основные принципы и методы менеджмента качества, а также предлагается подход к анализу резу...

Похожие статьи

Мониторинг качества оказания медицинских услуг населению: системный подход

Данная статья является попыткой систематизации понятия мониторинга оказания медицинских услуг населению с позиции системного подхода. Также в данной работе были рассмотрены этапы проведения мониторинга медицинских услуг.

Оценка эффективности деятельности строительных организаций с помощью внедрения системы показателей

В настоящей статье рассмотрены вопросы оценки эффективности деятельности строительных организаций с помощью внедрения системы показателей. Проводится исследование, которое подтверждает высокую значимость представленной системы показателей. В статье о...

Стандартизация медицинских услуг в здравоохранении

В данной статье автор пытается провести анализ внедрения стандартизации медицинских услуг в здравоохранении и оценить их влияние на качество оказания медицинской помощи.

Основные тенденции в реализации национального проекта «Здравоохранение» в городском округе г. Уфа

В статье автор рассматривает правовые аспекты реализации положений законов, региональной программы здравоохранения, анализ состояния по оказанию медицинских услуг и помощи, основные направления улучшения качества оказания медицинских услуг.

Методология разработки и клинической эффективности экспертной системы «Нефрология»

Рассмотрены итоги разработки и проверки клинической эффективности экспертной системы «Нефрология». Утверждается, что экспертная система, разработанная портретным методом, осуществляет эффективную диагностику заболеваний почек, обеспечивая по данным к...

Реализации национального проекта «Здравоохранение» в Республике Башкортостан

В статье автор рассматривает правовые аспекты реализации положений законов, региональной программы здравоохранения, анализ состояния по оказанию медицинских услуг и помощи, основные направления улучшения качества оказания медицинских услуг.

Интегральный подход к оценке качества образовательных услуг высшего учебного заведения

В статье проанализированы подходы к оценке качества вузовского образования. Предложен подход к оценке качества образовательных услуг вуза, на основе интегрального показателя включающего в себя характеристику научных достижений преподавателей и резуль...

Экспертиза в оказании медицинских услуг

В данной статье рассматривается значение экспертной оценки в оказании медицинских услуг, а также рассмотрение поправок, предлагаемых дополнить в Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» статьями, регулирующ...

Критерии оценки стоматологической помощи населению

В статье приведен анализ эффективности показателей, используемых в республике для оценки качества стоматологической помощи. Рекомендуются для внедрения в практическую стоматологию республики новые показатели эффективности стоматологической помощи.

Анализ результативности системы менеджмента качества на предприятии нефтегазодобычи

Целью данной научной статьи является проведение анализа результативности системы менеджмента качества на предприятии нефтегазодобычи. В статье рассматриваются основные принципы и методы менеджмента качества, а также предлагается подход к анализу резу...

Задать вопрос