Внедрение в учебный процесс электронной виртуальной лабораторной установки «Плоская электромагнитная волна» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коваль, С. А. Внедрение в учебный процесс электронной виртуальной лабораторной установки «Плоская электромагнитная волна» / С. А. Коваль, Р. В. Онуфриенко, Р. М. Сазанов, Д. П. Федоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/archive/123/34039/ (дата обращения: 16.11.2024).



В последние годы основные достижения в различных областях науки и техники неразрывно связаны с процессом совершенствования ПЭВМ. Сфера эксплуатации ПЭВМ — бурно развивающаяся отрасль человеческой практики, стимулирующая развитие новых теоретических и прикладных направлений. Ресурсы современной информационно-вычислительной техники дают возможность ставить и решать математические задачи такой сложности, которые в недавнем прошлом казались нереализуемыми, например, создание прикладных вычислительных программ.

Нынешняя материальная база высших военных заведений (вузов) весьма объёмна и широка, но не во всех регионах нашей необъятной Родины. Новейшая аппаратура очень дорогая, простыми словами — на настоящий момент УМБ не в полном объеме соответствует требованиям по причине дороговизны отдельных элементов, в частности комплекс оборудования по электродинамики. При этом проведена оценка возможности моделирования и разработки комплекса виртуальных приборов в среде LabVIEW для проведения экспериментов с полнотой и наглядностью.

Целью статьи является описание электронной лабораторной работы, используемой для изучения процессов распространения плоской электромагнитной волны и её характеристик.

Для описания электромагнитного поля, необходимо характеризовать его в каждой точке пространства, в каждый момент времени, как по величине, так и по направлению. Наиболее наглядно электромагнитное поле проявляет себя посредством силового воздействия на заряженные частицы вещества и характеризуется силами, действующими на помещенные в поле заряды. Поскольку силы являются векторными величинами, описание электромагнитного поля и построения его математической модели необходимо производить с помощью векторных величин. С целью облегчения анализа электромагнитного поля, а в качестве величин, характеризующих их силовое взаимодействие с движущимися зарядом в свободном пространстве (вакууме) применяют вектор напряженности электрического поля Е и вектор магнитной индукции В.

Вектор напряженности электрического поля Е характеризует силовое взаимодействие электрического поля на электрические заряды.

Для наглядности восприятия и анализа силовое поле изображают с помощью силовых линий напряженности электрического поля.

Вектор магнитной индукции В характеризует силовое воздействие магнитного поля на движущиеся электрические заряды.

При исследовании электромагнитных явлений в свободном пространства распределение векторов напряженности электрического поля Е и магнитной индукции В, в любой точке пространства полностью характеризует электромагнитное поле.

При воздействии магнитного поля на движущийся заряд величина вектора В также зависит от свойств среды. Эта зависимость объясняется намагничиванием вещества, в результате которого на внешнее магнитное поле накладывается дополнительное поле вещества. При этом в зависимости от свойств вещества возможно, как ослабление первичного магнитного поля в диамагнитных средах, так и усиление в парамагнитных, особенно в ферро магнитных средах.

Внешний вид лицевой панели виртуальной лабораторной установки приведён на рисунке 1. В верхней её части расположен заголовок «Электронная имитация лабораторной работы» и кнопка остановки STOP.

Рис. 1. Внешний вид лицевой панели виртуальной лабораторной установки

На лицевой панели расположены регуляторы, которыми можно задать [1]:

  1. Относительную диэлектрическую и магнитную проницаемости;
  2. Частоту;
  3. Амплитуду;
  4. Тангенс угла диэлектрических потерь;
  5. Множитель Е;
  6. Множитель Н.

Ниже, под регуляторами расположены цифровые индикаторы, которые отображают изменение тех или иных характеристик.

Диэлектрическая и магнитная проницаемость совместно с удельной проводимостью дают полную характеристику электрических свойств среды.

По завершению выполнения работы на виртуальной лабораторной установке получаем возможность отразить зависимость напряженности электрического, магнитного полей и плотности потока мощности от расстояния между передающей и приемной антеннами различных диапазонов.

Рис. 2. Визуализация полученных зависимостей

Включение прибора осуществляется нажатием на двунаправленную стрелку в строке кнопок окна LabVIEW, расположенная правее заголовка кнопка STOP выключает виртуальную лабораторную установку.

Данная виртуальная лабораторная установка позволяет провести виртуальный эксперимент с полнотой и наглядностью, не достижимой даже в самой современной и оснащенной новейшим оборудованием лаборатории. Для достижения проведения виртуального эксперимента необходим ряд условий [2, 3]:

  1. Прикладная электронно-вычислительная машина (PC — PersonalComputer).
  2. OC — Windows XP SP3, Windows 98, UNIX, Linux, Mac OS.
  3. Исполнительный файл — Виртуальная лабораторная установка «Исследование процессов отражения и преломления плоской электромагнитной волны».

Аналогичность работы макета и модели позволяет провести лабораторное занятие в следующем порядке: по результатам контроля готовности обучаемых к занятию, наиболее подготовленный расчет выполняет работу на макете, а остальные на ПЭВМ. Такой подход позволяет повысить мотивацию курсантов к обучению и обосновать достоверность изучаемого материала; а так же решить задачу обеспечения занятия учебно-тренировочными средствами. Результаты проведения занятия с виртуальной лабораторной работой показывают, что количество курсантов, защитивших лабораторные отчеты в ходе занятия, повысилось на 15–20 процентов.

Литература:

  1. Джеффри Тревис LabVIEW для всех: пер. с анг. Клушин Н. А. — М.: ДМК Пресс; ПрибороКомплект, 2005.

2. Евдокимов Ю. К., Линдваль В. Р., Щербаков Г. И. LabVIEW 8 для радиоинженера. От виртуальной модели до реального прибора + CD.

  1. Евдокимов Ю. К.: LabVIEW для радиоинженера: от виртуальной модели до реального прибора. — М.: ДМК Пресс, 2007.
Основные термины (генерируются автоматически): Виртуальная лабораторная установка, электромагнитное поле, STOP, лицевая панель, электрическое поле Е, виртуальный эксперимент, внешний вид, магнитная проницаемость, магнитное поле, плоская электромагнитная волна.


Похожие статьи

Анализ возможности применения в учебном процессе виртуальной лабораторной установки «Плоская электромагнитная волна»

Включение сетевой формы обучения в дистанционный формат курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе СПО

Внедрение образовательной робототехники в образовательную деятельность дошкольной организации на основе конструктора «Фанкластик»

Внедрение робототехники в образовательное пространство школы. Взаимодействие колледжа и школы при введении в учебный процесс кружка интеллектуального направления «Робототехника»

Создание численной модели индукционно нагревательной установки периодического действия в среде наукоемкого расчетного программного комплекса FLUX

Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» (из опыта работы)

Внедрение в практику преподавания элементов проблемного и программированного обучения

Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании дисциплин профессионального учебного цикла на примере преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения в начальной школе. Модифицированная художественно-творческая программа «Мозаика»

Моделирование процессов создания и эксплуатации объектов морской техники класса «Автоматизированная система пожарной сигнализации»

Похожие статьи

Анализ возможности применения в учебном процессе виртуальной лабораторной установки «Плоская электромагнитная волна»

Включение сетевой формы обучения в дистанционный формат курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в системе СПО

Внедрение образовательной робототехники в образовательную деятельность дошкольной организации на основе конструктора «Фанкластик»

Внедрение робототехники в образовательное пространство школы. Взаимодействие колледжа и школы при введении в учебный процесс кружка интеллектуального направления «Робототехника»

Создание численной модели индукционно нагревательной установки периодического действия в среде наукоемкого расчетного программного комплекса FLUX

Внедрение основ алгоритмизации и программирования для дошкольников в цифровой образовательной среде «ПиктоМир» (из опыта работы)

Внедрение в практику преподавания элементов проблемного и программированного обучения

Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании дисциплин профессионального учебного цикла на примере преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения в начальной школе. Модифицированная художественно-творческая программа «Мозаика»

Моделирование процессов создания и эксплуатации объектов морской техники класса «Автоматизированная система пожарной сигнализации»

Задать вопрос