Проблема профилактики аддиктивного поведения у детей является одним из самых актуальных направлений современной практической психологии. С целью предупреждения отклонений в поведении детей необходимо осуществлять комплекс мер социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность, получивший название «профилактика».
Профилактика — научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защита нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов [3, с. 87].
Профилактика аддиктивного поведения — устранение, сглаживание, снятие причин, условий и факторов, которые вызывают аддиктивные направленности в поведении личности [1, с. 120].
Семья выполняет роль базиса для реализации задатков и способностей человека, важнейшим социальным институтом, располагающим широким диапазоном уникальных средств влияния на формирование и саморазвитие личности. Поэтому особое место в системе развития семейного воспитания должно уделяться:
– пропаганде семейных ценностей, формирование основ педагогической культуры (на родительских собраниях, конференциях);
– помощь обучающимся в определении своего поведения в семье (ролевые игры).
Целью школы в работе с семьей является налаживание эффективного взаимодействия школы и семьи по социализации школьника.
Она осуществляется по следующим направлениям:
– индивидуализация учебного процесса с учетом образовательных потребностей семьи;
– включение в образовательные программы по различным предметам тем, затрагивающих семейные отношения;
– предоставление дополнительных образовательных услуг по вопросам семьи; психологическая поддержка ребенка в сложных семейных отношениях;
– профилактика тревожных состояний ребенка, стрессов и кризисов возрастного развития;
– просвещение родителей по вопросам физического и психологического развития школьника;
– обмен опытом по использованию эффективных методов воспитания ребенка в школе;
– защита прав ребенка;
– профилактика аддиктивного поведения детей;
– проведение различных совместных школьно-семейных мероприятий, посвящённых профилактике аддиктивного поведения младших школьников [4, с. 51].
Также в профилактических технологиях работы с родителя, чьи дети имеют аддиктивные направленности в поведении, может быть предложен перечень рекомендаций, основанных на традиционном и психосоциальном подходах.
Традиционные подходы:
– информационный подход. Его суть состоит в предоставлении детям фактических данных о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях курения, употребления алкоголя и других психоактивных веществ, последствиях аддиктивно направленной деятельности и т. д.
Информационный подход основан на убеждении, что дети, узнавшие о вреде и последствиях аддиктивных форм поведения, выработают к ним отрицательное отношение и примут рациональное решение никогда их не реализовывать.
– запугивание. В противоположность точной фактической информации, на которой строится информирование, при запугивании используют преувеличенные эмоционально насыщенные призывы не уподобляться данным формам поведения. Классическим примером является демонстрация фотографий автомобильных аварий с целью предупредить вождение в нетрезвом виде.
– морализирование. Профилактика, облеченная в форму моральных и этических суждений, является следующим традиционным подходом. Хотя подход довольно популярен, вследствие своей простоты, он, к сожалению, неэффективен. Дети из религиозных семей обычно не уподобляются аддиктивному поведению, а для нерелигиозных детей, имеющих иные ценностные ориентации, моральные и этические нормы, данные призывы мало привлекательны и актуальны.
– организация досуга. Подход основан на идее предоставления детям возможности испытать и проявить себя в различных формах активного отдыха, дополнительного образования, общественной работы, которые выступают как привлекательная альтернатива аддиктивному поведению [6, с. 98].
Психосоциальные подходы:
– программа формирования навыков сопротивления давлению. Основана на признании важности социальных влияний на младших школьников. Идущие от семьи, сверстников, СМИ социальные влияния способствуют усвоению социально приемлемого или асоциального поведения. В рамках профилактических программ с помощью ролевых игр младших школьников учат отказываться реализовывать аддиктивные формы поведения под давлением группы. «Нет», сказанное в игровой ситуации, становится своеобразной психологической прививкой: вероятность того, что ребёнок повторит его в реальной ситуации, возрастает.
– программа развития личности ребёнка. Программа направлена закладывание основ развития полноценной, комплексно развитой личности, самостоятельной, ответственной за принимаемые решения, социабельной и коммуникабельной.
В рамках данной программы у младших школьников должен быть сформирован широкий спектр личностных и социальных навыков: умение адресовать проблемы себе, конструктивно вести себя в конфликте, эффективно общаться, «выставлять» свои личностные границы и не нарушать чужие, критично относиться к содержанию воспринимаемой информации, к предлагаемым образцам поведения [2, с. 43].
Работа с родителями осуществляется по следующим основным направлениям:
– информирование и консультирование родителей по проблеме аддиктивного поведения детей младшего школьного возраста;
– работа с конфликтными семьями (семьями “группы риска”);
– психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал проявлять различные формы аддиктивного поведения.
Формы работы:
– лекция;
– беседа;
– семинар;
– конференция;
– психотерапевтические занятия;
– тренинг;
– ролевая и деловая игра;
– мозговой штурм;
– круглый стол;
– дискуссия;
– социологический опрос.
Основными проблемами и сложностями организации профилактической работы с семьями является организация работы с так называемыми семьями «группы риска», т. к. именно здесь можно встретить мощное сопротивление и нежелание принимать какие- либо меры по устранению имеющихся аддиктивных проявлений. Также трудности вызывает ситуация сложившегося устойчивого негативного общественного мнение о ребенке, которое только усугубляет и без того неблагоприятную ситуацию и способствует развитию аддиктивного поведения. Окружающие связывают негативные поступки ребенка с его общей порочностью. Столь генерализованное осуждение не столько проступка, сколько самого ребенка, проявление обобщенного отрицательного отношения к нему вызывают у него ответную реакцию. Так формируется конфронтация, которая способствует укреплению данных негативных черт в структуре личности ребенка. Важна переориентация взглядов взрослого окружения на ребенка и в объединении усилий по его поддержке, что, безусловно, может способствовать созданию благоприятных условий для его самореализации и положительного психологического самочувствия в социуме. Изменение отношения окружающих, в том числе семейного окружения способствует развитию позитивных тенденций в позиции самого ребенка, что позволяет строить с ним работу по осознанию собственных проблем, формированию заинтересованности быть принятым, а не отвергаемым ближайшим окружением.
Таким образом, психопрофилактические мероприятия по предупреждению и коррекции аддиктивного поведения младших школьников должны носить системный и структурный характер, иметь комплексную и целостную организацию взаимодействия семейного воспитания и школьного обучения.
Литература:
- Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Дрофа, 2006.- 156 с.
- Буторина, Е. Н. Зырянова, А. Т. Дети родителей, страдающих алкоголизмом / Е. Н. Буторина, А. Т. Зырянова.- М.: Педагогика, 2005.- 266 с.
- Горьковая, И. А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков / И. А. Горьковая.- СПб: Питер, 2006.- 177 с.
- Фурманов, И.А, Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов. — Минск: Литература, 2006.- 166 с.
- Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения: Пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов. — М.: Просвещение, 2006.- 188 с.
- Хозиев, В. Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников / В. Б. Хозиев.- М.: Педагогика, 2006.- 205 с.