Конструктивный диалог учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в преодолении ОНР у старших дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.10.2016

Статья просмотрена: 156 раз

Библиографическое описание:

Лобанова, Т. И. Конструктивный диалог учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в преодолении ОНР у старших дошкольников / Т. И. Лобанова, В. Ю. Семёнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 369-371. — URL: https://moluch.ru/archive/123/34045/ (дата обращения: 17.10.2024).



В настоящее время мы имеем возможность наблюдать за повышением требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем. Связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребёнка в школе во многом зависят от его готовности к ней.

Подготовка к школьному обучению предполагает решение двух основных задач: во-первых, всестороннее воспитание ребёнка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое), во-вторых, специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.

В дошкольном детстве закладывается основа здоровья, формируются основные физические качества, двигательные умения и навыки. Основной задачей дошкольного учреждения является охрана и укрепление здоровья дошкольника, его всестороннее и гармоничное развитие, функциональное совершенствование основных физиологических систем детского организма.

Дети, которые поступают в логопедические группы, имеют не только речевые дефекты, но и специфические нарушения моторного развития, двигательной сферы, неловкости, малому объёму движений, недостаточному темпу и переключаемости.

Поэтому так необходима ребёнку — логопату всеобъемлющая помощь всех специалистов детского сада. В данном случае речь пойдёт о роли работы инструктора по физическому воспитанию.

Во-первых, занятия по физической культуре должны доставлять детям радость, поддерживать настроение, воспитывать интерес к активной двигательной деятельности.

Во-вторых, занятия необходимо проводить в игровой форме. Формировать широкий круг игровых действий. Для детей характерна потребность в активных, разнообразных движениях.

В-третьих, очень важно вести работу параллельно с учителем-логопедом, воспитателями логопедических групп, ознакомиться с медицинскими картами каждого ребёнка и знать особенности развития каждого ребёнка.

В соответствии с этим и планируется работа по физическому воспитанию, подбираются комплексы утренней гимнастики, игровые движения, игры разной подвижности. Учитывается их динамика, систематичность и целесообразность использования. Также актуально использовать различные предметы, снаряды, как традиционные, так и нетрадиционные, которые изготавливать могут и родители вместе с детьми. Полезно использовать речевые считалки, стихи. Речевое сопровождение делает выполнение упражнения интересным, но кроме этого — ребёнок учится согласовывать движения и речь, контролирует дыхание, активизирует и контролирует процесс. Он выполняет многосложную инструкцию, и это тоже на пользу ребёнку.

У детей с ТНР, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием логомоторных функций присуще отставание в развитии двигательной сферы. Дети неловки в выполнении упражнений, скованны в выполнении и воспроизведении двигательных заданий по словесной инструкции.

Поэтому игры и физические упражнения имеют неоценимую роль в развитии быстроты реакции, координации, внимания, памяти, восприятия, формирования представлений об окружающем мире, координации деятельности слухового и зрительного анализаторов.

Комплексы упражнений и игр для детей с диагнозом — общее недоразвитие речи, подобраны на одну неделю и связаны с лексической темой. Комплекс включает в себя общеразвивающие упражнения, речевую игру, игровое упражнение, игры разной подвижности, возможно игру-эстафету.

При систематических физкультурных занятиях на свежем воздухе вырабатывается стереотип, обеспечивающий правильное ритмичное сочетание углублённого дыхания с движениями. Важно проводить физкультурные занятия и в холодный период года.

В «Программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной особое внимание уделяется общекорригирующим упражнениям. И этому следует уделять особое внимание. Коррекция особенностей моторного развития детей осуществляется за счёт специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Она направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминании серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонкой двигательной координации, необходимой для полноценного становления навыков письма.

Особое внимание уделяется развитию тонкой моторики пальцев рук. Дети с удовольствием и интересом выполняют следующие упражнения:

− Сжимать резиновый, теннисный мячи;

− Отстреливать каждым пальцем поочерёдно пинг-понговый шарик;

− Тренировать захват мячей различного диаметра;

− Захватывать мелкие предметы небольшого размера различными пальцами;

− Перебирать разными пальцами натянутую резинку или шнурок;

− Вырабатывать переключение движений правой — левой руки;

− Воспроизводить различные позы руки.

Авторы программы рекомендуют упражнения начинать в медленном темпе, постепенно ускоряя и увеличивая количество повторений. Кроме этого, необходимо следить за чёткостью и ритмичностью выполнения, не допускать содружественных движений и нарушения пространственной ориентации.

Детям интересно заниматься с мячиком- ёжиком. В течение первого года обучения они научились владеть им. Выполнять движения, согласовывать текст было занимательно и эмоционально. Особенно было приятно детям произносить фразу: «Я хочу с тобой поладить. Я хочу тебя погладить!»

На втором году обучения дети большой мячик-ёж меняют на Су-Джок. Это массажёр (медицинский) для интенсивного воздействия с двумя кольцевыми пружинами. Ребятишки с интересом занимаются с данным пособием, несомненна комплексная помощь.

И так, следует вывод, что детям с ТНР необходима помощь специалиста по физическому воспитанию, который грамотно и интересно построит помощь и проведёт коррекцию.

А также подготовит ребёнка к успешному обучению в школе.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, физическое воспитание, особое внимание, двигательная сфера, движение, упражнение.


Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в развитии речи детей с ОВЗ

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения в условиях современного детского сада

Взаимодействие в работе учителя-логопеда с инструктором по физической культуре как условие успешного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ

Содержание работы учителя-дефектолога по коррекции временных представлений у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью

Похожие статьи

Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в развитии речи детей с ОВЗ

Особенности совместной работы учителя-логопеда и воспитателя по развитию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционно-логопедической работы с ребенком

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей на начальном этапе обучения детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе

Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения в условиях современного детского сада

Взаимодействие в работе учителя-логопеда с инструктором по физической культуре как условие успешного развития детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ

Содержание работы учителя-дефектолога по коррекции временных представлений у младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью

Задать вопрос