Сегодня для педагогического сообщества особо актуальной является проблема развития российского образования. В 2008 году было издано послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева по пяти направлениям развития образования стратегии «Наша новая школа». В одной из них речь шла о дополнительном образовании, что «уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире…».
Хочу поделиться с опытом работы в общеобразовательной школе, где помимо уроков и индивидуальных консультаций, проводилось дополнительное занятие под названием Клубная школа «По следам прошлого…».
Клубная школа «По следам прошлого…» ставит целью — достижения высокого уровня осмысления обучающимися об историческом пути человечества в целом и реального восприятия действительности;
– выявление и объединение школьников среднего звена интересующихся историей;
– ознакомление обучающихся с жизнью общества и человечества, как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений.
– развитие интереса обучающегося к изучению истории;
– раскрытие на конкретном материале положение о том, что каждый из народов оставил позитивный след в истории, сохранил ценности нации для нового поколения. Это дает возможность формировать у обучающихся гражданский патриотизм, терпимость, широту мировоззрения, гуманность;
Для решения этих целей ставятся задачи:
- рассмотреть и отметить уровень знаний обучающихся во время первых занятий клуба;
- показать роль прошлого в контексте современной исторической ситуации;
- формировать гражданский патриотизм, навыки самостоятельного добывания информации, адаптация обучающихся к требованиям современного образования;
- подготовить обучающихся к интеллектуальным мероприятиям, олимпиадам и НПК.
Субъектами выступают учитель и школьники (субъект субъектные отношения).
Объект проекта: изучение ключевых моментов в истории, интересных фактов и событий.
Ключевые компетенции образования более быстро усваиваются через:
- посещение библиотек, музеев, исторических мест, исторических памятников и т. д.
- организацию игровых занятий с использованием различных исторических материалов;
- участие на олимпиадах, чтениях и НПК;
- использование ИКТ и новых технологий;
- организацию детских туров по историческим местам Якутии (Ленские столбы, музеи, места раскопок и т. д.)
Данный клуб опирается на изучение предмета — история. История — универсальная наука, охватывающая все сферы жизни человека с самого его происхождения и современности.
Изучение прошлого и настоящего влияет на становление всесторонне развитого человека, осознающего всю важность исторических процессов. На уроках обучающихся получает основную информацию, а на клубном занятии он пополняют эрудицию, тем самым, закрепляя интерес к истории, а затем происходит процесс самоопределения.
Несомненно, роль руководителя при подборе материалов играет очень важную роль. Нужно отбирать информацию, которая соответствует возрастным критериям, но в то же время находить что-то уникальное, неизведанное, увлекательное для всех членов клуба. Функция руководителя клуба — пробуждать, помогать и направлять обучающихся. Как говорил великий педагог В. А. Сухомлинский «…настоящая инициативность рождается не сразу. Для этого необходимо вначале увлекающая детей коллективная деятельность, нужен опыт борьбы для достижения общих целей, опыт подчинения личных интересов коллектива».
Таким образом, формирующийся разновозрастной группе дается простор для размышлений, новых общих идей и самое главное происходит сплочение коллектива любителей истории в клубной школе. И они работают в группе с интересом и с творческой активностью.
По итогам работы исторического клуба «По следам прошлого…» есть определенные результаты. Все члены клуба участвовали в школьных олимпиадах и конкурсах не только по истории и обществознании, но и по другим предметам. Это показывает, что учащиеся, занимаясь в клубе, расширяют свой кругозор, заинтересованы предметом истории.
Литература:
- Сухомлинский В. А. Воспитание коллективизма у школьников. М., 1956
- Сухомлинский В. А. О воспитании/ Сост. И авт. Вступ. Очерков С. Соловейчик — 5-е издание — М., Политиздат 1985г.