В статье рассматриваются методические аспекты формирования коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения учащихся 8-х классов на уроках информатики.
Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, коммуникация, информатика.
На современном этапе развития общества успешная социализация после окончания образовательного учреждения, умение налаживать отношения с людьми, работать в группе и коллективе, быть гражданином и патриотом своей Родины не зависят лишь от предъявляемых требований к уровню подготовки выпускника по конкретным предметам. Сегодня выпускнику школы необходимо усвоить не только определенные знания, но и освоить универсальные учебные действия, которые выступают как инструмент самостоятельного успешного усвоения новых знаний и компетенций, включая умение учиться [1].
Подходы к решению проблем формирования коммуникативных учебных действий отражены в работах отечественных ученых А.В. Усова, Ю.К. Бабанского, Д.В. Воровщикова, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, Н.А. Лошкарёва, А.А. Любинской, Г.К. Селевко, Д. В Татьянченко, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого.
Однако отметим, что в данных научных трудах не описывается формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики. Отсюда возникает противоречие между необходимостью формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики и недостатком соответствующих научно-методических рекомендаций.
Исходя из вышеизложенного, была сформулирована проблема исследования: каковы методические аспекты урока информатики в 8-х классах, обеспечивающие успешность формирования коммуникативных универсальных учебных действий?
Обратившись к анализу психолого-педагогической литературы, выявили, что разные ученые, педагоги и психологи подходят к определению понятию «коммуникативные универсальные учебные действия» по-разному.
В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [2].
В контексте концепции универсальных учебных действий под коммуникацией понимается смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Коммуникация предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности – установление контактов, кооперацию, а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера [3]. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:
− социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
− умение слушать и вступать в диалог;
− участвовать в коллективном обсуждении проблем;
− интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Мы можем говорить о том, что коммуникативные УУД – это действия, обеспечивающие социальную компетентность учащихся во взаимодействии и сотрудничестве.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования курс информатика входит в предметную область «Математика и информатика».
Общеобразовательный курс информатики является одним из основных предметов, способный дать обучающимся методологию приобретения знаний об окружающем мире и о себе, обеспечить эффективное развитие общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики, становление умений и навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Говоря о формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики, А.Л. Брезгин рассматривает технические и методические возможности урока. Возможность самостоятельного планирования учебного сотрудничества с администрацией, педагогами, сверстниками и более младшими участниками образовательного процесса через учебные проекты: презентации, рефераты, доклады; уроки-самоуправления обеспечивает формирование умения поиска, обработки и презентации необходимой информации; деловое лидерство (умение проявить инициативу в организации учебного сотрудничества) [4].
Опираясь на теоретические основы, мы разработали методическое содержание уроков информатики в 8-ом классе в соответствии с поставленными целями. Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое, умения с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности, способности договариваться и находить общее решение, а также рефлексия действий можно реализовать на уроках-проектах по теме «Компьютерные презентации».
Целью данных уроков является знакомство с технологией создания компьютерных презентаций. Задача учащихся − создать проект электронного журнала в программе для создания презентаций, применяя навыки и умения оформления компьютерной презентации.
После изучения технологии создания компьютерных презентаций, учащиеся самостоятельно делятся на рабочие группы. Для создания проекта необходимо придерживаться следующих этапов работы, которые формулируются учителем совместно с обучающимися:
1. обсуждение направления и названия журнала;
2. распределение ролей (например, электронный журнал моды: шеф-редактор, редактор отдела моды, фоторедактор, арт-директор, редактор отдела новостей и светской хроники, технический редактор, рядовые журналисты)
3. обсуждение контента и дизайна проекта;
4. поиск информации;
5. оформление проекта;
6. защита проекта в ситуации игрофикации (Фестиваль «NEWжурнал»).
На каждом из этапов создавались условия для организации коммуникации как взаимодействия – обсуждение деятельности этапов работы с учителем, коммуникации как сотрудничества – обсуждение и совместная работа над проектом.
Представление журналов организуется на втором уроке работы над проектом. Данный урок проходит в формате «Фестиваля «NEWжурнал».
Группам выдаются листы с критериями оценивания чужих проектов.
Каждой группе отводится 7 минут для представления итоговой компьютерной презентации (электронного журнала). План выступления должен включать:
1. название проекта, указание авторов проекта;
2. презентация проекта (демонстрация);
3. объяснение использования информационных технологий (используемые программы в работе над проектом, используемые возможности программы для создания презентаций).
Для создания обсуждения используем следующие элементы игрофикации:
- от каждой группы могут последовать замечания и дополнение по доработке проекта;
- после защиты проектов журналов организуется «Ярмарка проектов». Каждая группа в процессе обсуждения (2 мин.) на основе выставленных баллов по критериям оценивания выбирает тот журнал, в который они готовы вложить свои деньги для его издания (при условии, что свой журнал выбирать нельзя).
Таким образом, учащиеся определят наиболее удачные проекты.
Формирование умения слушать и слышать друг друга, способности строить понятные для партнера высказывания, взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания реализовывалось на уроке закрепления и систематизации знаний и умений учащихся по теме «Текстовый процессор» путем организации деятельности по созданию социального рекламного плаката.
Для создания социального плаката учащиеся на предыдущем уроке делятся на 6 групп и получают домашнее задание − найти информацию об алкоголе из разных областей наук, опираясь на название и описание рубрик, и принести на следующий урок на USB-флеш-накопителе:
№ гр. |
Наука |
Название рубрики |
Описание |
1 |
Химия |
«Зеленый змий»; |
Состав алкоголя |
2 |
История |
«Лента времени алкоголя» |
появление и распространение алкоголя в России |
3 |
Биология |
«Влияние губительно» |
влияние алкоголя на организм человека |
4 |
Литература |
«Вредные привычки героев прошлого времени» |
примеры описания вредных привычек персонажей в литературных произведениях |
5 |
Социология |
«Статистика не врет!» |
описание данных социологических исследований по проблемам, вызванным употреблением алкоголя |
6 |
Обществознание |
«Здоровым Обязан Жить» |
Борьба с алкоголем в обществе |
На уроке учитель создает условия для постановки цели и учебных задач. Например, с помощью психологической приема «Выбор».
Инструкция: в карточке записаны следующие понятия: учеба, дружба, здоровье, деньги, авторитет. Проранжируйте от 1 до 5 (1− очень ценю,…5 – ценю меньше всего).
В результате данного приема учитель, скорее всего, выявит, что большинство учащихся считают здоровье главнее всего.
Для формулирования темы урока учитель читает притчу о зеленом змие.
Жил один человек долгое время в непроходимом лесу в хижине. Однажды у него не стало пищи, и пошел он по лесу искать чего-либо съедобного. Спустя некоторое время увидел он в одном месте красивую яблоню с яблоками. Когда отшельник начал собирать яблоки, увидел на яблоне зеленого змия, который обвивался вокруг нее. Заговорил змий человеческим голосом: «Знаешь ли ты меня, человек, и слышал ли про меня?» Великий ужас напал на отшельника, но когда он пришел в себя, то спросил: «Кто ты, чей я слышу голос? Скажи мне о себе, я не знаю тебя!» «Скажу тебе, человек, о себе: я − зеленый змий». Человек снова спросил: «Какую силой обладаешь?» «Если сдружится со мной трудящийся человек, то я сделаю его ленивым, станут у него дрожать руки, и он не захочет ничего делать, и я сделаю его горьким пьяницей; он пропьется весь, разорю его дом; и отступят от него все друзья и родные. Если не хочешь попасться в мои уловки, уходи, чтобы не видеть тебе зла». |
Притча впоследствии обсуждается учащимися и учителем, что создает условия для коммуникативного взаимодействия.
Учитель в процессе обсуждения задает следующие вопросы:
− О чем говорится в притче?
− Какая вредная привычка в ней описана?
− Как вы думайте, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Учитель просит вспомнить учащихся о том, что они изучали на предыдущем уроке (текстовый процессор и его назначение) и актуализирует знания учащихся о текстовом процессоре. На основе результатов актуализации знаний и подготовленного материала об алкоголе учащиеся формулируют учебную задачу − создать социальный рекламный плакат о пагубном влиянии алкоголя, используя свои знания и возможности текстового процессора.
Учащиеся определят цель обращения к обществу и средства ее достижения с помощью вопросов:
− Кто является вашим реальным и потенциальным потребителем?;
− Какие слова, отражающие идею плаката, нужно использовать?;
− Какие визуальные (графические) образы можно использовать для привлечения внимания к социальному рекламному плакату?
Кроме того, учащиеся определяют основные требования к содержанию и оформлению социального рекламного плаката, опираясь на возможности текстового процессора, составляют примерный кластер, который пригодится им в практической работе.
В течение 20 минут учащиеся создают социальный рекламный плакат в группах, используя материал, подобранный дома. На данном этапе учащиеся находятся в коммуникативном сотрудничестве, обсуждая дизайн плаката, его структуру и наполнение и подбирая средства оформления плаката в текстовом редакторе.
После того, как каждая группа подготовит свою рубрику, всё распечатывается и оформляется в один общий социальный рекламный плакат.
Таким образом, использование данных методических разработок способствуют эффективному формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики в 8 классах.
Литература:
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. //Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.- 159с.
- Лисина М.И. //Проблемы онтогенеза общения: монография / М.И. Лисина. – Москва: Педагогика, 1986. – 144 с.;
- Словарь–справочник современного российского профессионального образования/авторы-составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. - Выпуск 1.− М.: ФИРО, 2010. –С.;
- Брезгин Л.А. К вопросу о формировании универсальных учебных действий в курсе «Информатика и ИКТ» // Научный поиск, − Шуя: Изд-во: Технологический центр, 2015. – С. 57-59, Режим доступа: http://elibrary.ru/download/25755441.pdf.