Влияние занятий аквааэробикой на женщин разных возрастов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №19 (123) октябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 04.10.2016

Статья просмотрена: 1010 раз

Библиографическое описание:

Казакова, Н. А. Влияние занятий аквааэробикой на женщин разных возрастов / Н. А. Казакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19 (123). — С. 422-424. — URL: https://moluch.ru/archive/123/34088/ (дата обращения: 16.11.2024).



Среди средств оздоровления различных возрастов с глубокой древности одно из первых мест занимают упражнения в воде. В настоящее время водная аэробика в различных её проявлениях широко применяется для оздоровления и физического развития людей различного пола и возраста. В России большой популярностью пользуется аквааэробика, в основном, для женщин среднего и старшего возраста. [4, с. 42; 6, с. 110; 7, с. 150] В зарубежных исследованиях по этой теме наибольшее внимание также уделено представителям старших возрастных групп. [8, с. 55; 9, с. 549]

Одновременно с этим необходимо отметить недостаток научно- обоснованных данных влияния занятий водной аэробикой на физическое состояние и здоровье девушек в возрасте17–20 лет.

Наиболее привлекательны упражнения в воде для девушек и женщин, их применение позволяет в относительно короткие сроки получить красивые формы тела и достичь нового, более высокого статуса в обществе. Занятия в воде улучшают физическую форму, помогают сбросить лишний вес, приносят терапевтический и расслабляющий эффект, стимулируют ведение здорового образа жизни, снимают стресс, улучшают общее самочувствие, укрепляют здоровье.

Имеется экспериментальный материал, характеризующий положительное влияние данного вида двигательной активности в воде на морфофункциональные показатели, физическую работоспособность и психоэмоциональное состояние женщин зрелого возраста (И. А. Васильева).

Проведенные исследования с участием девушек в возрасте 17–20 лет позволили выдвинуть нам гипотезу о возможности установления определенных закономерностей влияния указанных средств на уровень и динамику показателей состояния женщин.

На основании анализа научных исследований представилась возможность сопоставить особенности оздоровительных и развивающих эффектов при использовании средств аквааэробики для женщин и девушек разных возрастов. Такая попытка нами была сделана на основе сравнительного анализа результатов, представленных в работах Васильевой (Лысовой) И.А. и Полухиной Т. Г. для женщин возрастных групп в диапазоне 21–55 [2, с. 16; 5, с. 160] лет и наших собственных исследований с девушками в возрасте 17–20 лет. [1, с. 42]

В группе женщин в возрасте 21–35 лет (по И. А. Васильевой) ведущим мотивом к началу занятий водной аэробикой было желание «улучшить фигуру», в группе 36–55 лет — «улучшить состояние здоровья». Занятия водной аэробикой проводились три раза в неделю по 45 минут. Основным из критериев влияния занятий водной аэробикой являлось изменение морфологических особенностей конституции женщин зрелого возраста.

Для девушек в возрасте 17–20 лет главными задачами занятий были: оптимизация двигательного режима, улучшение морфофункционального состояния, повышение работоспособности и эмоционально-психологического состояния, совершенствование физической подготовленности и физического здоровья. Задачи решались посредством организации регулярных занятий в бассейне также три раза в неделю, продолжительность 45–60 минут.

Показано, что применение программы занятий водной аэробики оказало благоприятное воздействие на конституционные характеристики женщин зрелого возраста. В результате эксперимента отмечено улучшение следующих морфо-функциональных показателей: уменьшение массы тела на 3,6 % (21–35 лет) и 2,9 % (36–55 лет); снижение жирового компонента на 18,6 % (женщины 21–35 лет) и 15,6 % (женщины 36–54 года).

В группе девушек кроме снижения массы тела (2,3 %) отмечено уменьшение объемов талии (2,1 %), бедра (2, 1 %) и живота (3,5 %).

Жизненная емкость легких у испытуемых достоверно увеличилась в группе женщин 21–35-летнего возраста на 6,4 %, у девушек изменения показателя ЖЕЛ составили 5,1 %. Соответственно динамика показателя в виде способности противостоять кислородному долгу (задержка дыхания на вдохе) возросла на 27,1 % у 21–35-летних и на 22,7 % у 36–55-летних женщин. Для девушек соответствующие сдвиги составили в среднем 27,6 %.

Достоверное увеличение подвижности плечевых суставов зарегистрировано у женщин двух возрастных групп на 7,6 % и 6,4 %, у девушек подобные изменения составили 4,9 %. Изменения показателя гибкости позвоночного столба — на 48,4 и 134,9 %, у девушек — 10,1 %.

Представляет также интерес сравнение динамики показателей состояния участников экспериментальной и контрольной групп в обоих исследованиях. В контрольных группах женщины и девушки участвовали в занятиях по программам общего физического развития с учетом возрастных особенностей.

Характерным является достоверное снижение массы тела, уменьшение практически всех охватных размеров тела у женщин экспериментальных групп. У девушек показатели веса и окружности талии, живота, бедер в экспериментальной группе оказались достоверно лучше.

В процессе занятий водной аэробикой у женщин установлено достоверное уменьшение толщины всех кожно-жировых складок. В группе женщин, занимавшихся аэробикой в зале, за некоторым исключением, этого не наблюдалось. У девушек экспериментальной группы в результате занятий в воде подобные изменения составили 4,7 %, в контрольной группе ОФП — только 3,4 %. [3, с. 25]

Во всех изученных возрастных диапазонах исследователи отметили улучшение психоэмоционального состояния испытуемых.

У женщин и девушек после занятия водной аэробикой зарегистрированы достоверные положительные изменения таких характеристик, как «физическое самочувствие», «настроение», «удовлетворенность прошедшим днем». У испытуемых всех возрастных групп сохранялась достаточно высокая самооценка показателя «желание тренироваться» к концу занятия.

Выводы:

  1. Сравнительный анализ результатов наблюдений за группами женщин и девушек разных возрастов в процессе занятий водной аэробикой показал положительное влияние организованных упражнений в воде на физическое и функциональное состояние испытуемых, что, несомненно, способствовало улучшению их здоровья.
  2. У занимающихся под влиянием средств водной аэробики при уменьшении объемных показателей талии, живота, бедер, снижении жировой массы тела формируется положительный психологический эффект, который проявляется для них в виде повышения субъективной оценки собственного социального статуса.
  3. В наших исследованиях подтвержден факт повышения эмоционального состояния у девушек в процессе занятий аэробикой в водной среде, отмеченный ранее в других исследованиях для женщин зрелого возраста.

Литература:

  1. Казакова, Н. А. Исследование эффективности использования средств аквааэробики в процессе физического воспитания девушек 17–19 лет / Н. А. Казакова // Научно-методическое обеспечение физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры: сб. науч. трудов. — Челябинск.: УралГАФК, ЧГНОЦ Уро РАО, 2005. — №.8. Ч.I. — С.41–46.
  2. Булгакова, Н. Ж. Обоснование методики занятий аэробикой / Н. Ж. Булгакова, И. А. Лысова // Здоровье и физическое состояние населения России на рубеже XXI века. — М., 1994. — С. 15–17.
  3. Булгакова, Н. Ж. Аквааэробика: учебно-методическое пособие / Н. Ж. Булгакова, И. А. Васильева. — М.: РГАФК, 1996. — 30 с.
  4. Кохан, Т. А. Повышение мотивации студенток к активным занятиям физической культурой посредством применения аквааэробики / Т. А. Кохан // Спорт и здоровье: первый междунар. науч. конгресса (9–11 сент. 2003 г., Россия, СПб.) / Т. А. Кохан; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. — СПб., 2003. — Т. 2. — С. 42–43.
  5. Полухина, Т. Г. Классификация и типология упражнений в аквааэробике как основа для разработки технологии обучения: дисс. … канд. пед. наук / Т. Г. Полухина. — М., 2003. — 160 с.
  6. Хозяйнова, Д. А. Методика оценки и совершенствования координационных способностей у девочек 14–15 лет средствами оздоровительной аэробики с учетом типа телосложения / Д. А. Хозяйнова, И. Ю. Горская. — Омск: СибГУФК, 2004. — 116 с.
  7. Цыба, И. А. Методика применения средств оздоровительной аэробики в физическом воспитании студентов с использованием современных информационных технологий: дисс. … канд. пед. наук / И. А. Цыба. — М., 2000. — 161 с.
  8. Lanza, M., Raffaelli C. Water based activities: classification and abilities involved, Sport Kinetics, 9th Intern / М. Lanza, С. Raffaelli. — Scientific Conf, 2005. — 52–57 р.
  9. Takeshima N., Rogers Me., Watanade E., Brechue W. F., Okada A.; Water-based exercise improves health-related aspects of fitness in older women, Medicine/ Science in Sport/ Exercise, 33(3), 544–551 (2002).
Основные термины (генерируются автоматически): водная аэробика, группа женщин, девушка, женщина, зрелый возраст, возраст, процесс занятий, контрольная группа, положительное влияние, экспериментальная группа.


Задать вопрос