Причины и формы психологического кризиса в системе воспитания подростков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мураталиева, А. Н. Причины и формы психологического кризиса в системе воспитания подростков / А. Н. Мураталиева, А. У. Тулепбергенова, Ж. С. Кушекбаева, Айнур Бакытбайкызы. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 19.2 (123.2). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/archive/123/34443/ (дата обращения: 16.11.2024).



Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Напряженная, неустойчивая, социально-экономическая, экологическая обстановка сложившаяся в настоящее время в нашем обществе обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении людей разного возраста [1,60].

Среди них особую тревогу вызывает прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, влекущие за собой цинизм, агрессивность и жестокость.

В последнее время тема агрессии приобретает особую актуальность в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье.

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано во-первых, с темпом, ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на подростка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции.

В-третьих, с экологическим и экономическими кризисами, поразившие наше общество, что вызывает у детей чувства безнадежности и раздражения при отсутствии личной ответственности из-за того, что старшие поколения оставляют им такое наследство [2,198].

При этом у молодых людей бурно развивается чувство протеста часто неососзнанного и вместе с тем растет их индивидуализация, которая при потере общесоциальной заитересованности ведет к эгоизму. Дело в том, что подростки больше других возрастных групп страдают от не стабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, старые разрушены, но и новые не созданы [3,286].

Подтки теперь не только не знают, во что верить , но и считают, что большинство взрослых обычно говорят неправду, что «сейчас каждый живем для себя, старается как то извернутся, обмануть другого» [4,233].

По нашему мнению, данной убежденности способствует безответсвенная деятельность некоторых средств массовой информации, а также поток кино и телефильмов, заполненных сценами обмана, насилия.

В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей. Тем более, что качественные изменения микросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не выполняет таких важнейших функции, как формирование у детей чувство психологического комфорта, защищенности [5,102].

Здесь не редко имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают детей к послушанию, другая часть не интересуется потребностями ребенка, третья- переоценивает ребенка и недостаточно контролирует.

В результате исследования выявлено, что для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительная ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано, в частности с повышенной внушаемостью, подражательностью.

Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам, как конкретных людей, так и тех стереотипов, которые предлагаются различными средствами информации [5,93]. Отсюда обилие «боевиков», «детективов» и т.п., провоцирующие агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Это проявляется и в желаний занять определенное место в референтной группе, добиться самоутверждения,осознания себя человеком, которого нельзя унижать, подавлять. При этом референтными группами для части подростков становятся различные компании с асоциальной направленностью, где задиристость, агрессивность довольно часто рассматривается как доказательства «бывалости», «мужественности».

Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях как и в системе формальных и не формальных отношений с миром взрослых, обусловливает возникновение отчужденности, грубости , неприязни определенной части подростков, стремления делать назло, вопреки воли окружающих, что создает объективные предпосылки для появления агрессивности, демонстративного неповиновения , разрушительных действий [3,270].

«Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально-целостного отношения к себе , проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетаний таких полярных качеств, как например, самоуверенность и робость, черствость и повышенная чувствительность , развязность и застенчивость – пишет Д. Майерс».

Острота и длительность ломки и перестрой прежних отношений к окружающему миру и к самому себе приобретают форму психологического кризиса, который сопровождается и обостряется кризисом в системе воспитания подростка, когда сталкиваются устаревшие его формы и потребности растущего человека в самореализации.

Расхождение между стремлениями подростка связанными с осознанием своих возможностей и положением ребенка, зависимого от воли взрослого, вызывает существенное углубление кризиса самооценки, интенсифицируя квазипотребности, квазиинтересы растущего человека [4,220]. По мере его взросления изменяется характер и восприятие окружающих, изменяются мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.

Показательно, что на первой стадии подросткового периода онтогенеза (10-11 лет) ребенка характеризуют весьма критичное отношение к себе. Около 34% мальчиков и 26% девочек дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности.

Ситуативно отрицательное отношение к себе сохраняется и на второй стадий подросткового возраста (в 12-13 лет), обусловливаясь, в значительной мере оценками окружающих, как взрослых, так и сверстников.

На третьей стадии этого возраста (в 14-15 лет) наблюдается сопоставление подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, принятыми в референтных группах.

Каждый ребенок – это неповторимый мир. Признавая данное положение в педагогической практике, тем не менее, многие годы учитывались половые различия детей. Между тем известно, половые различия не ограничиваютя собственно половыми характеристиками и особенностями психосексуалного развития. Девочки созревают гораздо раньше мальчиков.

Так в подростковом возрасте психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше чем у мальчиков и длится в течение 3-4, а не 4-5 лет.

Мальчики несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают гораздо больше чувствительностью к воздействию как физических, так и психологических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек встречаются психические нарушения.

Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьезную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведений девочек и мальчиков, обусловленные в частности, стереотипами феминности и маскуллинности, принятыми в обществе [5,107].

Входе исследования выявлено, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, а в случае антиобщественных поступков находятся 10:1. Дело в том, что психические различия мальчиков и девочек определяется как половым диморфизмом и соответсвующими общими особенностями и закономерностями его развития, так и специфическим проявлением характерных типа мужественности и женственности, обусловленных воздействием социальных факторов, уровнем развития общества.

Между тем, агрессивное поведение подростков нередко связано с алкоголизацией. Поскольку подростки алкоголизируются, как правило, в группе, то подогретое алкоголем стремление не отставать от других и жажда подвига часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам. Особенно усиливает подобные действия наличие в компании подростков женского пола. Нередко они же являются и организаторами противоправных действий. Причем, по сравнению с подростками мужского пола, у них отмечается более выраженное огрубление личности. При этом можно отметить агрессивные проявления.

С агрессивным ребенком нельзя разговаривать на повышенных тонах тем самым вы «подключаетесь» к его возбуждению и провоцируете усиление агрессивных импульсов. Последовательное использование спокойной, плавной речи позволяет ребенку переключиться и начать слушать вас. Особенно важно при этом признать право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами. После такого признания ребенок начнет к вам прислушиваться, и тогда у вас появляется шанс помочь ему освоить более приемлемые методы «выхода» агрессивных импульсов [5,110].

Агрессивные проявления можно снимать с помощью некоторых упражнений, хорошо помогает психофизическая тренировка. Чтобы усвоить модель агрессивного поведения, его достаточно наблюдать, поэтому самое главное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведении. Воспитание на принципах сотрудничества - это главное условие предотвращения агрессивности.

Литература:

  1. Абрамова Г.С. «Возрастная психология», Екатеринбург:1999
  2. Александров А.А. «Современная психотерапия», СПб: 1997
  3. Андреева Г. М. «Социальная психология», М:1988
  4. Бандура А.,Уолтерс Р. «Подростковая агрессия.», «Изучение влияния воспитания и семейных отношений» –М: изд-во Эксмо пресс 2000
  5. Бютнер К. «Жить с агрессивными детьми», М: изд-во «Педагогика»1991
Основные термины (генерируются автоматически): подростковый возраст, ребенок, агрессивное поведение, девочка, мальчик, подросток, растущий человек, том, форма поведения, часть подростков.


Похожие статьи

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в семьях учителей

Направления формирования этнической толерантности у подростков в общеобразовательной школе

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса

Психологические особенности проявления виктимного поведения у современной молодежи

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Нравственное воспитание в процессе формирования личности младшего школьника

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Из истории возникновения педагогических аспектов профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Похожие статьи

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в семьях учителей

Направления формирования этнической толерантности у подростков в общеобразовательной школе

Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса

Психологические особенности проявления виктимного поведения у современной молодежи

Психолого-педагогические особенности игры в развитии детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические условия формирования мотивации младших школьников в учебном процессе

Нравственное воспитание в процессе формирования личности младшего школьника

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Из истории возникновения педагогических аспектов профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Задать вопрос