Научно-методические основы обучения компетенций связной речи в учебных программах по кыргызскому языку общесреднего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 26.10.2016

Статья просмотрена: 127 раз

Библиографическое описание:

Бийгелдиева, Н. А. Научно-методические основы обучения компетенций связной речи в учебных программах по кыргызскому языку общесреднего образования / Н. А. Бийгелдиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20.1 (124.1). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/archive/124/26614/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье проанализирована связная речь на основе компетентности в учебной программе по кыргызскому языку общесреднего образования, показаны методы преподавания связной речи на основе компетентности.

Ключевые слова: учебные программы, связная речь, компетентность, элементы грамматики, рассказ, стили речи, письменные работы, диалог, монолог, текст.

The article analyzes the connected speech on the basis of competence in the curriculum for the Kyrgyz language of general secondary education, teaching methods are shown connected speech on the basis of competence.

Keywords: academic programs, coherent speech, competence, elements of grammar, narrative styles of speech, written work, dialogue, monologue, text and others.

Программа по кыргызскому языку составлена в 1959–60 учебном году для III–IV классов русских школ. Задачи программы — обучение составлению кратких простых предложений, часто встречающихся в повседневной жизни учащихся, заканчивающих начальную школу, умение их применять, элементарное знакомство с грамматикой кыргызского языка.

В программе рассмотрено чтение и развитие речи в обучении грамматике кыргызского языка, обучение грамматике в связи с правилами письма.

Чтение, письмо, устный рассказ, проведение беседы в форме вопроса -ответа по картине и элементы грамматики обучают во взаимосвязи.

В программе по кыргызскому языку, составленной в 1961 году для III–IV классов средней школы особое внимание уделяется устной и письменной речи учащихся. Для развития связной речи выделено в V классе — 22 часа, в VI классе — 23 часа, в VII классе — 20 часов, в VIII классе — 16 часов.

Для 1961–1962 учебного года учебное управление Министерства Просвещения Кыргызской ССР составила программу по кыргызскому языку и литературе для VIII-X классов средних школ. Там рассмотрено знакомство учащихся с вопросами по общему языкознанию в старших классах. Предложено повторение основных разделов курса грамматики, углубленное изучение орфографических и пунктуационных правил.

В 1964 году по кыргызскому языку и литературе для 5–8 классов составленная программа охватывает раздел «Развитие устной и письменной речи учащихся» [4]. Эта тема касается предмета языка и предмета литературы, состоит из трёх разделов: изложение, сочинение и деловые бумаги.

В 1968 году был разработан проект программы по кыргызскому языку и литературе для восьмилетней средней школы и были специально выделены часы по развитию связной речи учащихся [5].

В составленной на основе проекта программе для IV класса по кыргызскому языку было выделено 175 часов, из них 29 часов выделено на развитие связной речи учащихся. В V классе 24 часа из общего 162 часов, в VI классе 14 часов из 88 часа, в VII классе 18 часов из 72 часов распределено на связную речь.

В IX-X классах для раздела «Развитие связной речи учащихся» также были выделены часы и показаны для каждого класса отдельно как успеть в освоении материала.

В 1984–85 учебном году разница программы по развивающемуся кыргызскому языку посвящена развитию связной речи учащихся. Было отмечено, что из годового количества проводимых часов одна шестая часть посвящена развитию связной речи учащихся. Здесь говорится об умении выполнять учащимися устные и письменные работы, соблюдая нормы литературного языка [5].

В новой программе, составленной в 1987 году, для достижения цели, было уделено внимание на сближении теории с практикой, обобщении и систематизации раздела связной речи, анализу информации в устной и письменной форме, составлению текста. В эту программу были внесены несколько изменений по связной речи и увеличены часы. Например: в V классе — 30 ч., в VI классе — 27 часов, в VII классе — 13 часов, в VIII классе — 13 ч., в IX классе — 15 часов, в X классе — 4 ч., в XI классе — 4 ч. Из общего 592 часов в V-X классах разделу «Связная речь» отведено 106 часов. Уделено особое внимание на применение речевых стилей в написании доклада, реферата, статьи, а также выбору характерных языковых средств, возможности развития связной речи учащихся.

В 1998 году в развивающуюся программу внесены такие виды связной речи, как текст, стили речи и их виды, композиционная форма, анализ текста, составление текста деловых бумаг. Часы по развитию речи были распределены следующим образом: V кл.-30 ч., VI кл.-27 ч., VII кл.-24 ч., VIII кл.-15 ч., IX кл.-16 ч., Xкл.-8 ч., XI кл.-8 ч., в общем с VII по XI классы было увеличено на 23 ч. Отличия от программы 1989 года, начиная с 1990 года отражены в учебной книге «Кыргызский язык» [6,172-б.].

Остановимся кратко на содержании развивающейся программы по кыргызскому языку и литературе, составленной для V-XI классов 1989 года.

Основная цель преподавания кыргызского языка — оказание содействия в освоении учащимися школ словарного богатства, грамматического строения, орфографических, орфоэпических и других норм кыргызского языка. Данная цель внедряется с помощью решения следующих задач:

— дать необходимые знания учащимся о языке и речи;

— бережное отношение к устной и письменной речи, сформировать навыки по их изучению.

В орфографической, орфоэпической, пунктуационной речевой тренировке учащегося считается основной работой — уделение внимания теоретическим информациям, обеспечение неразрывной связи теории с практикой. В данной программе понятие связной речи даётся глубже [6]. Давались требования каждому учебному году принятие информаций о видах речевой деятельности в устной и письменной форме, их анализу, составлению нового текста в устной и письменной форме. Также усиление практического направления учащегося считалось сближением теории с практикой.

В программе было отведено для V класса по кыргызскому языку — 75 ч., по связной речи — 27 ч., для 6 класса по кыргызскому языку — 140 ч., по связной речи 27 ч., для VII класса по кыргызскому языку — 70 ч., по связной речи — 13 ч., для VIII класса по кыргызскому языку — 70 часов, по связной речи — 13 ч., для IX класса по кыргызскому языку — 68 часов, по связной речи — 14 ч., для X класса по кыргызскому языку — 35 ч., по связной речи — 4ч., для XI класса из общего 34 часов на связную речь отведено 4 часа.

Программа по кыргызскому языку, которая вышла в 1994 году отличается от программы 1987–89 гг. тем, что в данной программе в обучении системного курса кыргызского языка в каждом разделе практических направлений «Связной речи» даются общие темы. Основной упор делается на формирование письменной связной речи, темы, содержащие вопросы развития текста, составления текста даются через тренировочные упражнения на формирование устной и письменной связной речи.

В учебных программах 1998–2000 гг. предложены тренировочные упражнения по видам и стилям речи, а также темы сочинений на разные темы.

С некоторыми дополнениями и изменениями в программе 2004–2006 гг. вместо «Связной речи» были отведены часы на виды и стили речи. Если для V-XI классов кыргызскому языку было отведено в общем 748 часов, то из них 132 часа отведено на «Связную речь».

В программе 2009 года на занятиях по связной речи рассмотрены свободное выражение мысли учащихся устно и письменно, связанных с логикой, обучение грамотному изложению мысли, усвоению речевых понятий, тренировочные задания в составлении текста, обучение темы связной речи в тесной связи с фонетикой, лексикой, морфологией, синтаксисом, словообразованием, орфографией. В V классе из 170 ч. 25 ч., в VI кл.136 (21), в VII кл. 102 (20), в VIII кл. 102 (19), в IX кл. 68 (13), в X кл. 68 (15), в XI кл. 68 (15), в общем по V-XI классам из 714 часов 138 ч. отведено на связную речь. Тематические материалы текстов связной речи даются через разделы стили и виды речи.

Программа, составленная в 2012 году, учитывая законы «Об образовании», «О государственном языке» правительства КР и программу 2012 года «Устойчивость и счастливая жизнь» на основе государственного стандарта по кыргызскому языку разработана согласно учебным требованиям, утверждённым Министерством образования и науки КР.

Учебная программа кыргызского языка состоит из таких разделов языка, как связная речь, фонетика, графика и орфоэпия, лексика и фразеология, словообразование, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация.

Разделы языкознания составляют главное содержание программы, основаны на дидактических принципах, проводится как систематический курс для V-XI классов. Связная речь является одним из направлений теоретического материала кыргызского языка в обучении устной и письменной речи. Например, часы по связной речи распределены следующим образом: для V кл.-25 ч., для VI кл.-35 ч., для VII кл.-20 ч., для VIII кл.-26 ч., для IX кл.-13 ч., для X кл.-15 ч.

В программах рассматриваются пути эффективного обучения кыргызскому языку как родного языка с освоением устной и письменной культуры речи, обобщённо говоря, правильное применение в общении различных речевых стилей, образцовой речи, умение самостоятельно творчески составлять диалог, монолог, проявление коммуникативных способностей в составлении текстов, формирование навыков в выполнении практических тренировочных упражнений. Самое главное в обучении кыргызскому языку — согласно задачам и целям обучения на основе речевой, языковой и культурно-познавательной компетенции направить обучение на личности и после полученных знаний, учащиеся могли овладеть названными компетенции.

Литература:

  1. Программа кыргызского языка. Для III–IV классов — Кыргыз окуу Педмамбас, Фрунзе, 1959.12 с.
  2. Программа для 8–10-классов по кыргызскому языку и литературе средних школ управления Министерства Просвещения Кыргызской ССР. — Фрунзе, 1961–1962-гг.
  3. Остановимся на программе восьмилетней школы по кыргызскому языку и литературе для V-VIII классов (издательство Государственная учебная педагогика, Фрунзе — 1964, 82 с.)
  4. Программа по кыргызскому языку и литературе для V-VIII классов Министерства Просвещения Кыргызской ССР. — Ф., 1964, 14 с.
  5. Проект программы развития кыргызского языка для восьмилетней средней школы. — Ф., 1968, 14 с.
  6. Программа по кыргызскому языку. Для III–IV классов. — Фрунзе, 1987.12
  7. Программа по кыргызскому языку. Для V-XI классов. Составители: Б.Өмүралиев, С.Үсөналиев, С.Рысбаев, В.Мусаева — Б., 1996–2006, — 95 с.
  8. Программа по кыргызскому языку для 5–11-классов средних школ и гимназий, обучающих на кыргызском языке. — Бишкек, 2012. Составители: А.Сапарбаев, Б.Өмүралиев, С.Үсөналиев, В. И. Мусаева, Н.Абдесов.

1

Основные термины (генерируются автоматически): кыргызский язык, связная речь, VII, VIII, класс, час, V-XI, программа, связная речь учащихся, III.


Ключевые слова

компетентность, диалог, текст, рассказ, учебные программы, связная речь, элементы грамматики, стили речи, письменные работы, монолог

Похожие статьи

Текст как основа обучения подготовленному монологическому высказыванию на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей обучения подготовленному монологическому высказыванию на основе текста на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе. Текст следует рассматривать как важнейшую опору и как средство...

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Видеоматериалы как средство формирования навыков говорения на английском языке у обучающихся средней школы

В работе автор исследует вопросы формирования навыков говорения у обучающихся средней общеобразовательной школы посредством использования видеоматериалов в учебном процессе.

Совершенствование лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования

В работе автор исследует вопросы совершенствования лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования.

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Методы оценки уровня сформированности лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов

В статье представлены тестовые задания входного и итогового контроля для апробации оригинальной методики формирования лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов, изучающих русский язык как иностранный, разработанной на базе фа...

Некоторые характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному

В статье рассматриваются характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируются некоторые наиболее характерные особенности преподавания РКИ, способствующие формированию языковых компетенций у иностр...

Методические аспекты модульного обучения английскому языку студентов неязыковых направлений подготовки

В данной статье рассматриваются методические аспекты применения технологии модульного обучения английскому языку студентов технического вуза. Обозначены условия применения модульного обучения в раках реализации дисциплины «Английский язык» в высшей т...

Использование игровой деятельности в практике обучения иностранному языку младших школьников

В статье автор представляет методическую разработку программы по обучению устной иноязычной речи младших школьников с использованием игровой деятельности на примере английского языка.

Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации

Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...

Похожие статьи

Текст как основа обучения подготовленному монологическому высказыванию на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе

Данная статья посвящена рассмотрению особенностей обучения подготовленному монологическому высказыванию на основе текста на практических занятиях по иностранному языку в техническом вузе. Текст следует рассматривать как важнейшую опору и как средство...

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Видеоматериалы как средство формирования навыков говорения на английском языке у обучающихся средней школы

В работе автор исследует вопросы формирования навыков говорения у обучающихся средней общеобразовательной школы посредством использования видеоматериалов в учебном процессе.

Совершенствование лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования

В работе автор исследует вопросы совершенствования лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования.

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Методы оценки уровня сформированности лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов

В статье представлены тестовые задания входного и итогового контроля для апробации оригинальной методики формирования лингвокультурологической компетенции китайских студентов-филологов, изучающих русский язык как иностранный, разработанной на базе фа...

Некоторые характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному

В статье рассматриваются характерные особенности обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируются некоторые наиболее характерные особенности преподавания РКИ, способствующие формированию языковых компетенций у иностр...

Методические аспекты модульного обучения английскому языку студентов неязыковых направлений подготовки

В данной статье рассматриваются методические аспекты применения технологии модульного обучения английскому языку студентов технического вуза. Обозначены условия применения модульного обучения в раках реализации дисциплины «Английский язык» в высшей т...

Использование игровой деятельности в практике обучения иностранному языку младших школьников

В статье автор представляет методическую разработку программы по обучению устной иноязычной речи младших школьников с использованием игровой деятельности на примере английского языка.

Новые педагогические технологии в обучении устной иноязычной речи на старшем этапе обучения в общеобразовательной организации

Статья посвящена проблеме обучения устному иноязычному общению на старшем этапе школьного языкового образования. В статье рассматриваются современные образовательные технологии, способствующие эффективному формированию навыков устного иноязычного общ...

Задать вопрос