Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов
Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно включен в процесс общения, предусматривающий разнообразные и многоплановые отношения с теми, кто становится партнером по контакту: с учениками, их родителями, коллегами. Эти отношения возникают и развиваются в процессе совместной деятельности, важнейшим условием осуществления которой является общение.
Эффективности процесса формирования коммуникативной культуры учителя во многом способствует коммуникативная грамотность педагога, умение реализовать принципы партнерства в учебном и в неученом взаимодействии. Коммуникативная грамотность обеспечивается владением будущим учителем знаниями философских, психолого-педагогических положений о человеке как высшей ценности общества, о роли общения в развитии личности; степенью сформированности педагогического мышления. [1,248]
Коммуникативная культура формируется также при условии освоения учителем технологической стороны коммуникативного взаимодействия учителя с другими участниками образовательного процесса.
Коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога, способного к обеспечению эффективного педагогического общения в ходе осуществления субъектного взаимодействия и развития соответствующих личностно-ориентированных взаимоотношений всех участников образовательного процесса.
Сегодня как никогда стала актуальной задача не только сохранения, но и повышения культуры нашего общества. Несомненно, что в данном процессе ведущая роль принадлежит образованию, ведь основными характеристиками современной образовательной парадигмы является культуроцентризм, в контексте которого педагогика выполняет функцию главной коммуникативной технологии, позволяющей интегрировать ценностные и личностные категории культуры в социум. Координатором этого процесса является педагог, который не только транслирует знание, накопленное тысячелетней историей человечества, но и создает условия для вхождения обучающихся в широкий культурный контекст. Именно поэтому культура должна присутствовать в качестве внутренней, опосредующей формы любого акта профессиональной деятельности педагога. Признание области профессиональной деятельности педагога сферой повышения речевой ответственности в настоящее время является бесспорным. Современному преподавателю необходим не только широкий круг знаний в области преподаваемой дисциплины, педагогики и психологии, но и владение грамотной выразительной речью и способностью формировать у учеников образцовое речевое поведение. [2,448]
Для педагога язык, речь — прежде всего рабочий инструмент, средство донесения учебной информации до аудитории, но это еще и средство эмоционального воздействия средство воспитания, в том числе формирования языковой и речевой культуры учащихся. [3,129]
Однако мы полагаем, что уровень речевой культуры как одно из главных условий эффективности воздействия на разум и чувства ребенка особое значение имеет для учителя начальных классов. Это объясняется тем, что у детей младшего школьного возраста очень высок авторитет взрослых-родителей, учителей, школьники буквально «впитывают» и копируют поведение и речь учителя, поэтому именно учитель начальных классов должен стремиться владеть образцовой речью.
Профессионально-речевая культура представляет собой результат и отражение общей культуры личности и выполняет функцию специфического проектирования общей культуры в сферу педагогической деятельности. Это объясняется современными требования к педагогу, который должен быть коммуникативным лидером, человеком творчески мыслящим, умеющим эффективно взаимодействовать на аудиторию. И непременной составляющей его профессионализма является речь — интегративный показатель общей культуры человека. [4,6]
Профессионально-речевая культура-это условие и предпосылка эффективной педагогической деятельности, своеобразный показатель педагогического мастерства. Обоснование данной позиции состоит в том, что учитель является носителем знаний и культуры общества, и поэтому владение речевыми средствами воздействия — важнейшее профессиональное качество, необходимое педагогу. [2,151]
Профессионально-речевая культура учителя начальных классов является метакультурой, так как выступает средством формирования речевой и общей культуры учащихся; профессионально-речевая культура-это системное образование, включающее в себя структурные и функциональные компоненты, имеющие собственную организацию и обладающие интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей. Исходным понятием анализа профессионально-речевой культуры является речевая деятельность, творческая по своей природе. Особенности формирования и реализация профессионально-речевой культуры определяются индивидуально-творческими, психофизическими характеристиками, педагогическим опытом учителя, а также той речевой средой, в которой функционирует учитель начальных классов.
Во-первых, профессионально-речевая культура выступает в качестве показателя личной культуры человека. Издревле риторика ставила в положение взаимозависимости такие понятия, как личность и речь. О необходимости «проверки воспитания человека в разговоре» писал Н. Ф. Кошанский, Ф. И. Буслаев указывал на «нерасторжимое единство родного языка с личностью обучаемого» [2,147].
Профессионально-речевая культура показывает степень сформированности языкового сознания личности, способность творческого использования языкового сознания личности, способность творческого использования средств языка в бытовых и профессиональных ситуациях. В психолингвистике языковая способность рассматривается как механизм, обеспечивающий речевую деятельность, одну из важнейших в процессе становления личности. Кроме того, профессиональное общение создает благоприятные условия для познания окружающего мира и для самопознания.
Во-вторых, профессионально-речевая культура является показателем педагогического мастерства. Рассматривая вопросы профессионального мастерства педагога, исследователи в качестве ведущих компонентов называют речевые, коммуникативные умения. Так В. А. Сластёнин, ВА. Кан-Калик и др. исследователи к числу важнейших педагогических способностей, наряду с дидактическими, конструктивными, перцептивными, экспрессивными, относят и коммуникативные. Анализируя данную проблему, В. А. Сластёнин отмечает, что «педагог, прежде всего с помощью слова может формировать положительную мотивацию детей, познавательную направленность личности, создавать комфортную психологическую обстановку, преодолевать личностные барьеры. Формировать межличностные отношения, — то есть устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с детьми, родителями и коллегами. Успех в организации воспитательной деятельности напрямую зависит от умений педагога видеть многомерно, мыслить нестандартно, ставить вопрос самостоятельно и неожиданно, отвечать точно и недвусмысленно и понимающе, т. е. от умений, опирающихся на языковое сознание личности» [2, 149].
Одной из психологических особенностей младших школьников является высокая подверженность внешним воздействиям. Язык как феномен культуры и речь как деятельность человека, использующего потенциал языка, являются, важнейшими средствами воздействия и влияния на учеников.
Перечисленные аспекты проявления профессионально-речевой культуры учителя начальных классов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Личностные особенности учителя начальных классов позволяют ему творчески осваивать педагогическую технику и технологии деятельности, которые являются основой педагогического мастерства и профессиональной культуры. Это, в свою очередь, дает возможность целенаправленно работать над формированием речевой культуры у учителей начальных классов в образовательной организации.
Таким образом, в системе профессиональной культуры учителя коммуникативная культура является компонентом, обеспечивающим другие составляющие: нравственную, интеллектуальную, духовно-гуманитарную, методологическую, коммуникативную культуру речь отражает культуру личности и сама является средством формирования и проявления профессиональной культуры.
Литература:
- Абрамова, Н. Т. Целостность и управление [Текст] / Н. Т. Абрамова. — М.: «Наука», 2004. — 248 с.
- Афанасьева, О. Ю. О разработке профессионально ориентированного текстового материала в целях управления коммуникативным образованием будущих учителей [Текст] / О. Ю. Афанасьева // Вестн. Помор, ун-та. Сер. «Физиологические и психолого-педагогические науки». — 2006. — № 4. — С. 146–151.
- Бенин, В. Л. Культура и образование [Текст] / В. Л. Бенин. — Уфа: Изд-во Башк. пед. ун-та, 2000. — 129 с.
- Корнеева Н. Ю., Корнеев Д. Н., Менеджмент профессиональной образовательной организации: теория и практика инновационного развития [Текст] / Н. Ю. Корнеева, Д. Н. Корнеев // В сборнике: Гармоничное развитие личности: психология и педагогика сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции.-2016. -С. 4–9