Воспитание нравственности у дошкольников через ознакомление с семейными традициями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 05.10.2016

Статья просмотрена: 529 раз

Библиографическое описание:

Чугунова, Л. Е. Воспитание нравственности у дошкольников через ознакомление с семейными традициями / Л. Е. Чугунова, Э. В. Прудских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 752-753. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34112/ (дата обращения: 19.12.2024).



Проблема воспитания новых поколений россиян — самая острая проблема дошкольных учреждений, семьи, государства. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса. Ценность семейного воспитания неоспорима. Но когда традиции семьи приветствует дошкольное образовательное учреждение, где воспитывается ребенок, раскрываются новые формы сотрудничества семьи и детского сада, закладываются основы духовно нравственного воспитания подрастающего поколения.

Воспитание ценностного отношения к семье у дошкольников сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем. Современное российское общество характеризуется низким уровнем патриотизма, нравственности, правовой культуры. Оказавшись в центре социальных, экономических, национальных, политических противоречий, необычайно осложнилась проблема воспитания Человека, гражданина России, способного взять на себя ответственность за свою семью, за свою судьбу, судьбу Отечества. В этих условиях воспитатель и родители должны рассматриваться как партнёры в воспитании ребёнка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Воспитание семейных ценностей — это воспитание семейной культуры, нравственности семейных отношений.

Основная задача нравственного воспитания ребенка в семье состоит в формировании начал гуманизма, т. е. таких человеческих качеств личности, как доброта, отзывчивость, чуткость к окружающим, внимательность, предупредительность, заботливость, готовность к сопереживанию и оказанию посильной помощи близким, друзьям и незнакомым людям. Следует отметить, что гуманистические нравственные представления — это фундамент того небоскреба, которым впоследствии становится нравственно зрелая личность. И традиционный семейный уклад помогает ребенку узнать жизнь в разных ее проявлениях и учит включаться в эту жизнь по мере сил и способностей. Все эти задачи подробно расписаны по возрастам в программе ДОУ.

Современный порядок жизни совсем другой, он провоцирует разрушение традиционных семейных связей. И педагогам предстоит хорошая возможность восстановить традиционные духовно — нравственные основы семьи, укрепить связи между поколениями. Нельзя допускать «дистанции» между поколениями: чем старше и опытнее человек, тем больше он может передать младшему поколению, предостеречь его, сохранить своей любовью.

В своей группе педагог рекомендовал бабушкам и дедушкам рассказывать внукам о своих молодых годах, делиться жизненным опытом, при этом вспоминая и своих бабушек и дедушек. Для этого были организованы «Часы встречи с интересными людьми», совместные праздники «День пожилого человека», «День семьи», «День матери», «Бабушкины посиделки», круглый стол «Добро пожаловать!», гостиная «Сильна семья традициями», круглый стол «Коли семья вместе, то и душа на месте», практикум «Праздник в кругу семьи» и др., оформлены семейные фотоальбомы, по которым дети могут рассказать историю своей семьи, подготовленную и записанную в альбомы родителями. Цель этой работы: помочь родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребенка, оказать практическую помощь в подготовке и провидении праздника в домашних условиях (как порадовать детей и всех членов семьи; как создать атмосферу добра и радости в праздничные дни), делиться опытом семейного воспитания (на примере 3 поколений).

В ходе работы с детьми и родителями по данной теме педагог выяснила, какие колыбельные песенки детям дома поются, какие сказки читаются, заучиваются стихи и т. д., потому что дети на всю жизнь это усваивают, а если ребенок лишен такой любви, такой взаимосвязи между поколением, их души недополучают семейной теплоты, черствеют, лишены доброты. И именно поэтому педагог поставила перед родителями первостепенную задачу создания у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.

Особое место в патриотическом и нравственном воспитании ребенка в семье следует отнести чтению. В дошкольном возрасте ребенок очень любит сказки, которые рассказывает ему взрослый. Педагог на начальной стадии своей работы не только собрала любимые книги детей и оформила книжный уголок, но и рекомендовала родителям, какие книги читать детям в зависимости от возраста. В своих консультациях «Приобщайте ребенка к художественной литературе», «Что и как рассказывать детям» групповом конкурсе «Сочиним сказку вместе», рекомендациях «От сказки к воспитанию ребенка» (подробно расписаны нравственные задачи), во время мастер-класса «Что за чудо эти сказки!», тематической встречи «День Семьи», она рассказала родителям, что дети из книг узнают о хороших людях, людях, их делах, о животных и растениях. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к героям, он переживает, радуется и огорчается.

В младшей группепедагог использовал ежедневный ритуал «Утренняя сказка». Для этого он использовал куклу Хорплоху (В. Кулькова ж-л «Дошкольное воспитание» № 8 2011г.). этот персонаж не только участвует в рассказывании сказки, но и меняет внешность в зависимости от того, хороший поступок или плохой совершает малыш или персонаж сказки. Кукла помогает детям делать только хорошие поступки, чтобы Хорплоха была довольна. Во время такого ритуала дети не только слушают сказки, они ее вспоминают по иллюстрациям, слушают мелодию хорошей музыки (закрыв глаза, вспоминают сказку, представляют себя на месте героев, размышляют, как бы они поступили в том или ином случае).

После рассказывания сказки педагог варьирует содержание: он начинает с подбора хорошо знакомых потешек, песенок, сказок. Объединяет в единый сюжет вводит дополнительных персонажей. Например, в сказке «Колобок» появляются живые цветы, несколько зайцев, которые помогают колобку убежать от лисы. В сказке «Репка» внучке помогают ее подружки, а в сказке «Курочка Ряба» воображаемое яйцо разбивают сразу несколько мышат. Это еще больше помогают ребенку осознать, что же доброго, хорошего можно сделать, как помочь герою выйти из затруднительного положения. Закреплением пройденного материала был праздник «Праздник Доброты»

В средней группепедагог усложняла работу. Здесь детям предлагалось создать свой альбом сказок (из рисунков, аппликации, сказок, записанных со слов воспитателя). Предлагалось сочинить концовку сказки, где положительные герои помогают персонажам спастись от лисы, волка, жить всем вместе «в тесноте да не в обиде» и т. д. В начале работы эти сказки имели простой сюжет и очень часто, когда ребенка просили придумать свой сюжет, было повторение известной сказки. Постепенно педагог вводил сказочных персонажей и сказки перевоплощались, они приобретали подлинно сказочный характер со своими эмоциями, переживаниями.

Как бы ни менялосьобщество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей семье, гордости за нее необходимо всегда.В настоящее время актуальность проблемы воспитания определяется самой жизнью, состоянием молодого поколения, перспективами его жизнедеятельности в новых условиях. Можно констатировать глубокий кризис духовности общества в целом, и еще большей степени происходит нарастание бездуховности подрастающего поколения. Оно проявляется в негативном отношении к истории семьи, его культуре, традициям, в потере смысла жизни и жизненных ценностей.У детей наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и познавательной сферы, недостаточность развития различных видов восприятия, внимания, памяти. Поэтому возникают трудности в формировании социальной и культурной компетентности, которая предполагает знание культурных особенностей народа, его исторически сложившихся привычек, традиций, норм поведения и этикета, а также умения понимать и правильно использовать их в процессе общения.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, семья, нравственное воспитание ребенка, педагог, подрастающее поколение, рассказывание сказки, родитель, семейное воспитание.


Задать вопрос