Развитие способности к целеполаганию подростков 15–17 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 10.10.2016

Статья просмотрена: 4178 раз

Библиографическое описание:

Круглик, Е. Г. Развитие способности к целеполаганию подростков 15–17 лет / Е. Г. Круглик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 646-649. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34113/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье проведен теоретический анализ и актуальное состояние по проблеме развития способностей к целеполаганию у подростков 15–17 лет.

Ключевые слова: целеполагание, целеобразование, мотивация, интеллектуально-деятельностная активность субъекта, развитее способностей к целеполаганию

In article the theoretical analysis on a problem of abilities' development to a masters’ goal-setting is carried out.

Keywords: goal-setting, targeting, motivation, intellectual activity of the subject, the development of goal-setting abilities

Актуальность статьи: в подростковом возрасте происходит интеллектуализация высших психических функций, в том числе и воли, что выражается в появлении способности ставить цели и подчинять им свое поведение. Приобретение способности к постановке целей делает возможным осознанное и ответственное участие человека в деятельности, воплощение в ней тех ценностей, которые важны для человека, как представителя культуры. Также требует внимания процесс становления у старших подростков способности к постановке целей с опорой на осознанные ценности и идеалы. Анализ литературы показывает, что навыки постановки целей у подростков развиты недостаточно. К формулированию цели они относятся скорее формально, как к некой необходимости, но вовсе не как к существенному элементу планирования. Основная особенность подростков заключается в том, что в этом возрасте перед ними возникают вопросы самоопределения, выбора сферы деятельности в будущем — профессии, определение человеком своего жизненного пути, поиск своего места в обществе, путей включения себя в жизнь социума. На основе системного и деятельностного подхода к анализу активности человека определено место целеполагания в структуре и процессе становления деятельности, а также в развитии сознания и личности в целом (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.); рассмотрены особенности целеполагания при формировании интеллектуальной активности и управлении познавательной деятельностью (Н. Б. Березанская, Р. Р. Бибрих, Д. Б. Богоявленская, О. К. Тихомиров и др.); изучена связь между целеполаганием и саморегуляцией деятельности (О. А. Конопкин, В. И. Моросанова, А. К. Осницкий и др.); раскрыта специфическая форма целеполагания в учебной деятельности — принятие учебной задачи (В. В. Давыдов, А. К. Маркова, Е. М. Машбиц, В. В. Репкин и др.). Сегодня исследования посвящены выявлению факторов, оказывающих влияние на формирование целеполагания подростков. К таким факторам относятся тип школы, этническая и культурная принадлежность семьи подростка, социальный статус и место проживания семьи (город/сельская местность), цели родителей, выраженность родительского контроля, пол подростка, возраст, уровень интеллекта, самоуважение, восприятие себя в качестве действующего лица, воспринимаемая подростком поддержка со стороны семьи и учителей [8. c 87.]

JI. C. Выготский считает, что в подростковом возрасте происходит интеллектуализация высших психических функций, в том числе и воли, что выражается в появлении способности ставить цели и подчинять им свое поведение. Приобретение способности к постановке целей делает возможным осознанное и ответственное участие человека в деятельности, воплощение в ней тех ценностей, которые важны для человека, как представителя культуры.

Способность к развитию целеполагания у подростков 15–17 лет даёт возможность осуществлять саморегуляцию деятельности и самоконтроль поведение личности.

В деятельностном подходе цель принято рассматривать, как образ будущего результата, имеющий побудительную силу из-за связи с мотивом (О. К. Тихомиров, А. Н. Леонтьев). Для постановки цели необходимо наличие у субъекта таких составляющих, как временные перспективы, сформированные культурные ценности и возможно какие-то личные основания для деятельности, об этом говорят и С. Л. Рубинштейн, Г. П. Щедровицкий, Н. Г. Алексеев, В. В. Давыдов, Ю. В. Громыко, Н. Н. Толстых, A. M. Прихожан, Ж. Нюттен.

О. К. Тихомиров считает, что развитие способности к целеполаганию увеличивается в условиях реальной деятельности, по этой причине важно исследовать возникновение и развитие целеполагания у подростков, участвующих в различных учебных, развивающих или дополнительных, относительно учёбы видах деятельности.[5, с 192.] Целью статьи является осуществление теоретического анализа и выяснение актуального состояние по проблеме развития способностей к целеполаганию у подростков 15–17 лет.

Практика показывает, что навыки постановки целей у подростков развиты недостаточно. К формулированию цели они относятся скорее формально, как к некой необходимости, но вовсе не как к существенному элементу планирования.

В исследовании вопроса о развитии способности к целеполаганию у подростков в качестве гипотезы выступило предположение о том, что способность к целеполаганию, явно или неявно включенная во все внешнеплановые и внутриплановые этапы интеллектуально-деятельностного компонента субъекта, может быть развита в процессе специальных технологий, тренингов, опирающихся на психологические механизмы саморазвития субъекта в учебной деятельности. Причем усилия в подготовке подростков следует сосредоточить в направлении развития способности к целеполаганию. Постановка целей не выступает для подростков, как специальная. Для них она является сложной, мыслительной задачей. В этой связи возникает вопрос о специальных психотехнических средствах развития навыков формулирования целей — тренингах и других упражнениях. [3.c 83].

Для выявления актуального состояния проблемы в качестве экспериментальной группы были выбраны школьники 9 класса средней школы № 10 г. Красноярска им. Овчинникова с углубленным изучением некоторых предметов. Класс, участвующий в эксперименте является средним классом, базовым, т. е. в нём учатся дети по стандартной программе, без погружения в какой-либо предмет, без углубленного изучения какого-либо профиля. Эксперимент, направленный на развитие способности к целеполаганию у подростков 15–17 лет, был начат в начале учебного года, и направлен на выявление актуальности проблемы и возможности развития способности к целеполаганию.

Для диагностирования способностей к целеполаганию у подростков были использованы строго формализированные методики-тестирование, и методики малоформализованные — мини-сочинение (проективный подход), беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Данные виды методов были выбраны не случайно. В групповом тестировании имеется ряд преимуществ и недостатков, относительно других методов, например преимуществом является, то, что имеют определённую форму, обработка результатов объективна, тесты можно обрабатывать при помощи специальных программ на компьютере, т. е. легкость в обработке, конфиденциальность испытуемых, самым главным недостатком является исключительная субъективность испытуемых при ответе на вопросы, незнакомые с такой процедурой, могут показать более низкие результаты при групповом тестировании, чем при индивидуальном тестировании. По этой причине были выбраны и такие методы исследования, как малоформализованные методики. Мини-сочинение дает возможность сделать выводы независимо от субъективного мнения испытуемого, так же, как беседа, предполагается, что характер ответов обследуемого определяется особенностями его личности, которые «проецируются» в его ответах. Цель проективных методик относительно замаскирована, что уменьшает возможность испытуемого давать такие ответы, которые позволяют произвести желательное о себе впечатление. Недостатками этих методов является отсутствие единой формы, отсутствие возможности обработки с помощью программ на компьютере, но только при использовании различных методик в проводимом исследовании могут дать более точный результат.

В ходе исследования подростки с интересом шли на контакт, во время беседы охотно делились своими впечатлениями о том, как добиваться цели, те, кто достиг положительного результата давали советы, тем, кто не смог добиться

Рассказ одного мальчика был особо показательным. Он рассказал о том, что его целью стало похудеть и нарастить мышечную массу. Этот подросток очень правильно подошёл к своей проблеме. Он разделил возникшие вопросы (подцели) на две категории: те, которые сам может решить и на те, в которых ему потребуется помощь. Родители его поддержали, мама организовала консультацию с диетологом, помогала соблюдать диету, и сама стала придерживаться этой диеты, чтобы ребёнку было легче. Папа помог выбрать спортзал, тренера, комплекс тренировок и сам, стал посещать тренажёрные зал, чтобы своим примером поддерживать сына. Со слов мальчика, ему это очень помогло. Самым сложным для него оказалось не планирование, не следование плану, а соблюдение диеты, очень хотелось кушать, особенно первое время, и не сорваться ему помогли не только родители, но и образ себя в будущем. Именно этот образ и был основным мотивом, основным стимулом и двигающей к цели силой. Этот рассказ стал для многих одноклассников примером того, как можно добиться поставленной цели, как можно преодолеть трудности на пути к цели. Второй подросток рассказал о том, как он смог занять первое место в соревнованиях по каратэ. Изначально он ходил на секцию просто потому, что его туда привели родители. Но за время тренировок появился дух соперничества, и после того, как однажды он случайно победил на соревновании, у него появился вкус победы. Захотелось побеждать, со временем это желание стало целью. Подросток стал серьёзнее относиться к тренировкам, стал посещать их не только из-за родителей, а потому, что у него появилась цель победить, а для этого нужно тренироваться. Конечно были рассказы и о том, что жизнь скучная и не интересная, цель одна- поскорее бы закончились уроки и можно было бы пойти гулять. У таких подростков как правило отсутствует чувство планирования, чувство времени, при вопросе «Сколько тебе требуется времени, что бы прейдя домой начать выполнять домашнее задание» они терялись, вспоминали свои действия до начала выполнения уроков, сколько они тратят времени на то, что бы раздеться, помыть руки, разогреть обед и т. д. Такие подростки не способны планировать, и даже если и планирую, строят цели, то не всегда следуют плану, как правило цели не добиваются, и на данный момент не видят своего места в будущем. Но таких детей оказалось в меньшинстве.

Исследование показало, что у большей части испытуемых способность к целеполаганию развиты на среднем и выше среднего уровня, вопреки ожиданиям так, как анализ литературы показывает, что навыки постановки целей у подростков развиты недостаточно.

Это можно объяснить тем, что исследование проводилось на базе СОШ № 10 им. Ю. Овчинникова с углубленным изучением отдельных предметов, в данной школе высококвалифицированный педагогический состав, с начальных классов детей мотивируют на успех, постоянно проводятся мероприятия, в которых подросток может реализовать себя, с начальной школы дети приобщаются к участию в различных олимпиадах, конференциях, конкурсах, как к внутришкольным, так и на других уровнях, до международных. Ведётся тесное сотрудничество педагогов и родителей, поощряется занятость подростков во внеурочное время в кружках, секциях, центрах дополнительного образования. В школе регулярно проводятся выездные мероприятия, направленные на развитие в детях положительных личностных качеств.

Для развития способности к целеполаганию у подростков 15–17 лет предлагается авторская программа, в задачи которой входит

1) развитие способности к целеполаганию:

2) умение планировать своё время с учётом ближних и дальних перспектив, с учётом важности задач;

3) способность к выявлению оптимальных путей в решении задач;

4) умение правильно устанавливать цели и достигать их.

Для решения этих задач предлагается следующий план мероприятий:

  1. Беседа, ознакомление с темой целеполагания, составляющие целеполагание и т. д.; (данное мероприятии знакомит подростков с существованием целеполагания в их жизнедеятельности, как субъектов).
  2. Конференция с выступлением подростков по данной теме;(конференция даёт возможность детям лично разобраться с основными понятиями целеполагания, сформировать своё отношение к необходимости владеть навыками целеполагания).
  3. Мероприятие «Минута славы» в рамках которого, подростки, достигшие в какой-либо сфере своей деятельности, будут делиться с другими детьми историей своего успеха. Рассказ будет строится по определенной схеме: как появилось данное увлечение, когда захотелось добиться успеха, мотив, какие трудности на пути к успеху возникали, или не возникали, почему, как преодолевались, были ли помощники, те кто поддерживал, рекомендации тем, кто в начале пути к достижению своих побед;(В процессе рассказа о достижении своего успеха, подросток проговаривает вслух процесс возникновения мотива, и формирование цели, пути её достижения ит.д., слушающие дети такую подачу информации от своих сверстников лучше воспримут и проще и быстрее поймут процесс формирования целеполагания. Данное упражнение по проговариванию формирования процесса целеполагания от нескольких разных детей закрепит навыки, полученные ребенком опытным путём и информация запомнится).
  4. Встреча с человеком, который пользуется уважение у детей данной группы, который достиг определённого уровня успеха, определённых достижений в своей жизни. Предполагается пригласить Казанову Татьяну Ивановну — председателя Горсовета Красноярска, которую дети знают, как директора их школы. В беседе Татьяна Ивановна на своём примере расскажет детям о важности целеполагания, ответит на возникшие у них вопросы. (Пример известного и уважаемого, авторитетного для подростков человека повысит мотивацию, целеполагание, самоконтроль, общую способность к самоуправлению).
  5. Тренинг «Целеполагание», рекомендованный для школьных психологов сайтом «ИНФОУРОК» (свидетельство СМИ «Проект «Инфоурок» Эл. ФС77–60625) (Тренинг поможет определить понятий цель и целеполагание, обучить правильной постановке целей, визуализировать и осознавать цели посредством методики «Лестница достижений», определить основные жизненные цели и ценности, расставить приоритеты).

Реализация плана мероприятий для развития способности к целеполаганию у подростков 15–17 лет должна дать положительный результат, удостовериться в котором можно проведя те же методы и способы диагностирования, что были проведены для выявления актуального состояния проблемы и основываясь на анализе и сравнение результатов сделать выводы о способности к развитию целеполаганию у подростков 15–17 лет и о качестве авторской программы, направленной на решение этой проблемы.

Литература:

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991- 299 с.
  2. Иванов, К. С. Практикум по целеполагания: методическое пособие, — Спб. — 2007. — 164 с.;
  3. Адизес И. К. Управление жизненным циклом корпорации. Пер. с англ. СПб.:Питер, 2007. — 384 с.
  4. Пейсахов Н. М., Шевцов М. Н. Практическая психология. — Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. — 121 с.
  5. Тихомиров О. К. Психология мышления. — М.:Изд-во Моск. ун-та,1984.-272 с.
  6. Борытко Н. М. Педагогическое целеполагание в воспитательной работе // Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается: Материалы ме-тодол. семинара пам. проф. В. С. Ильина. — Волгоград, 2001. — Вып. 5. — С. 104–110.
  7. Чунаева А. А. Категория цели в современной науке и ее методологическое значение. -Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1979. — 148 с.
  8. Ковальчук А. С. Основы имиджелогии и делового общения: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/'Д: Изд-во «Феникс»,
  9. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового возраста. 12-е изд. -СПб.:Питер, 2014. — 816 с.: ил.- (Серия «Мастера психологии»).
  10. Фрейд З. Будущее одной иллюзии//Сумерки богов. М.: Издательская группа АСТ, 2011г. 251 с.
  11. Методологические основы психологии: учебное пособие для вузов/Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Изд.2-е, испр. и доп. — Красноярск,2014. — 232 с.
  12. Жемчугов А. М., Жемчугов М. К. Цель предприятия и стратегия ее достижения // «Менеджмент в России и за рубежом» № 3 за 2011 г. с.25–32.
  13. Воробьева И. Н. Эффективность развития способности к целеполаганию у менеджеров: автореф. дис…канд.наук: 19.00.13. — М.,2009. — 25с.
  14. Журнал «Ученые записки Казанского университета». Серия: Гуманитарные науки. Выпуск № 5–1/ том 151/2009. Авторы: Попов Л. М., Дмитриева И. А. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnoe-issledovanie-razvitiya-sposobnosti-studentov-k-tselepolaganiyu#ixzz3VVh5GRG6
  15. AM Zhemchugov; The goal and goal setting in the theory of organization. / / Problems of Economics and Management, № 4, 2012 c.6–13.
Основные термины (генерируются автоматически): подросток, развитие способности, постановка целей, ребенок, навык постановки целей, том, углубленное изучение, авторская программа, групповое тестирование, некая необходимость.


Ключевые слова

мотивация, целеполагание, целеобразование, интеллектуально-деятельностная активность субъекта, развитее способностей к целеполаганию

Похожие статьи

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью

В статье проанализирован процесс формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью в учебно-воспитательном процессе.

Формирование коммуникативных навыков у подростков во внеурочное время

В статье автор представляет направления работы во внеурочное время с подростками по формированию коммуникативных навыков.

К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития

В статье представлены основные подходы к пониманию сущности понятия «образ Я», структура образа Я. Рассмотрен эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития.

Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения

В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Похожие статьи

Особенности формирования эмоционального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности (теоретический аспект)

В статье рассматриваются результаты изучения актуального уровня развития эмоционального интеллекта младших школьников. В исследовании приняли участие 31 школьник, описаны особенности развития эмоционального интеллекта.

Возможности ДОО в познавательном развитии детей дошкольного возраста

В данной статье рассмотрена актуальность познавательного развития детей дошкольного возраста. Описаны формы и методы формирования познавательной активности, познавательных интересов дошкольников как в процессе непосредственно образовательной деятельн...

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Влияние детско-родительских отношений на мотивацию и интеллектуальную сферу младшего школьника

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью

В статье проанализирован процесс формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью в учебно-воспитательном процессе.

Формирование коммуникативных навыков у подростков во внеурочное время

В статье автор представляет направления работы во внеурочное время с подростками по формированию коммуникативных навыков.

К вопросу о формировании познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

В статье автор рассматривает влияние особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья на выбор технологий, используемых в коррекционно-развивающей работе.

Эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития

В статье представлены основные подходы к пониманию сущности понятия «образ Я», структура образа Я. Рассмотрен эмоционально-оценочный компонент образа Я дошкольников с нарушением речевого развития.

Развитие дивергентных свойств мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения

В статье описана технология работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию у них вербального и образного творческого мышления.

Исследование особенностей взаимосвязи структурных компонентов ассертивности подростков 12–13 лет

В статье рассмотрены взаимосвязи структурных компонентов ассертивности в поведенческой, эмоционально-волевой и когнитивной сферах у подростков 12–13 лет. Выявлены основные связи между факторами школьной тревожности, навыком уверенного поведения и ирр...

Задать вопрос