В статье рассматривается значение современных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения. На примере созданного автором мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» с разграниченным доступом для пользователей сделан вывод, что успешность процесса обучения, эффективность использования в нем различных методов и форм обучения в значительной степени зависят от удачного выбора средств обучения. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность обучающихся, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению представленного материала.
Средство обучения — совокупность предметов, идей, явлений и способов действий, обеспечивающих реализацию учебно-воспитательного процесса. В результате соединения информационных и коммуникационных технологий создается новая среда знаний. Значение современных информационных и мультимедийных технологий в их универсальности и многофункциональности. [3]
С использованием последних достижений науки и техники подготовка технического специалиста– это одно из приоритетных направлений высшего профессионального технического образования. На данный момент в обучении одной из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса — это применение современных информационных технологий. Необходимость удовлетворения обозначенных потребностей в условиях неуклонно растущей информатизации учебного процесса требует от вузовского преподавателя знаний и умений в области применения новейших педагогических технологий, владения прогрессивными методами и средствами современной науки. Поэтому необходимо овладевать современными информационными технологиями в качестве перспективного и своевременного направления повышения эффективности процесса обучения в высшей школе. [1]
Мультимедийность создает положительные моменты, способствующие восприятию и запоминанию материала с включением интуитивных реакций студента: подведение итогов или выдача задания могут в каждой лекции курса предваряться каким-либо звуком или мелодией, настраивающей студента на определенный вид работы. Это обеспечивается заранее в процессе подготовки курса и не требует сосредоточения внимания преподавателя. Мощное средство обучения — интерактивные мультимедийные учебники, которые делают процесс нашего обучения более эффективным, индивидуализированным. Материал в таком учебнике подается с учетом особенностей человеческого воспроизведения и памяти. Одновременное представление информации в аудиальной и визуальной формах, с использованием всего богатства средств, представляемых компьютером, позволяет облегчить запоминание материала студентом. Интерактивность, то есть возможность для студента самому управлять скоростью и подробностью обучения, а наличие контрольных блоков, позволяет проверить, насколько студент усвоил информацию и в случае необходимости — провести работу над ошибками и на основании вышеизложенного позволяет использовать этот учебник для самостоятельного обучения.
С этой целью был разработан электронный учебник по дисциплине “Программно-аппаратная защита информации” с разграниченным доступом для пользователей, то есть отдельное окно для преподавателя и для студентов. Преподаватель имеет свой уникальный логин и пароль необходимый ему при входе, без какой-либо предварительной регистрации, так как эти данные хранятся в системном файле config, где далее будут храниться данные тех студентов, которые зарегистрировались и имеют доступ.
Первое диалоговое окно; которое будет встречать любого пользователя, независимо от его статуса, это окно входа:
Рис. 1. Первое диалоговое окно
Где преподаватель или уже зарегистрированный пользователь могут войти в систему электронного учебника и начать пользования данным приложением. А не зарегистрированные пользователи, введя свой логин и пароль должны пройти регистрацию. Далее открывается окно регистраци:
Рис. 2. Окно регистрации
Окно преподавателя и окно студента различны, так как окно первого предусматривает наличие дополнительной функции, функции контрольных впоросов/ответов, где находятся список тестов, вопросы и правильные варианты ответа.
Рис. 3. Окно преподавателя
В то время как данная функция не доступна для зарегистрированных студентов, во избежании дальнейших проблем.
Рис. 4. Окно студента
В главным окне электроннго учебника можно пройти, как показано на высшеуказанном рисунке, по следующим категориям: первое цели и задачи курса, где можно ознакомится с приветствием автора и с целью и задачей курса.
Второе, это тематический план курса, представленный на двух языках, на русском и английском языках:
Третья функция содержит весь курс, то есть представляет содержание всего курса, который включает заголовки и подзаголовки тем, начиная с установка ActiveDirectory, заканчивая поиском и устранением проблем.
Рис. 5. Содержание курса
Четвертым представлено тестирование для студентов по тематике всего курса с четырмя вариантами ответов. Данная функция позволяет оценить усвоенный материал и закрепить новую информацию.
Пятым доступны видео-уроки по 10 тематикам курса. Данный курс позволяет более глубже усвоить навыки полученные входе освоения теоретической информации и практически закрепить весь освоенный материал.
Шестым доступен глоссарий учебника на двух языках, русском и английском, который включает определению терминов от А до Я использованных в теоретическом материале курса.
Рис. 6. Глоссарий
Седьмым представлены контрольные тесты и правильные ответы, которые доступны только для преподавателей.
Рис. 7. Окно тестирования
Каждое диалоговое окно со своей основной функцией выполняет дополнительно несколько действий, таких как: смена языка, переход на главную страницу, печать данной страницы, переход в список использованной литературы (значок открытой книги) и переход в глоссарий (значок очки).
Очевидно, что электронные учебные пособия и любые другие средства являются альтернативой деятельности обучающего, предполагают своеобразные формы подачи материала, выполнения упражнений и контроля знаний. Это один из способов подачи материала совместно с традиционными учебниками, к сожалению, без живого общения обучающего и обучающегося. Однако, вместе с тем, это не просто автоматизация деятельности обучающего и освобождение его от рутинного труда, а поиск и реализация тех форм и методов применения компьютеров, когда он становится партнером обучающего в достижении учебных целей. [2]
Умение учиться всегда было наиболее важным качеством. Электронный учебник дает возможность каждому работать в своем темпе. Никто не торопит, не подгоняет. Для одного этот процесс протекает быстро, а с применением электронного учебного пособия, еще быстрее, при этом задаваемый преподавателем темп зачастую сдерживает его возможности. Для некоторых процесс освоения знаний идет медленнее, чем с преподавателем, при обучении приходится полагаться только на себя. В результате соединения информационных и коммуникационных технологий создается новая среда знаний. [4]
Значение современных информационных и мультимедийных технологий в их универсальности и многофункциональности. Но при всех своих больших возможностях эти технологии предоставляют собой только средства, потенциально позволяющие сделать более эффективной деятельность обучающего. В том, как раскрыть этот потенциал для образовательного процесса, и состоит главная многоплановая проблема совершенствования образования на базе информационных технологий.
Литература:
- Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 3-е изд., — М.: «Академия», 2007. — 192 с.
- Красильников И. В. Информационные аспекты разработки и применения в вузе электронных учебных пособий. Монография. М.: «РХТУ», 2007. — 114 с.
- Даненова Г. Т., Сейдыгалымов С. С. Информационные технологии управления учебным процессом // Международный журнал экспериментального образования, № 4 (часть 2), 2015.
- Коккоз М. М., Жумабай А. Р. Методика построения информационно-аналитических систем // «Молодой ученый» № 4 (часть 1), 2016.