Социально-экономические преобразования в стране, правовое признание собственности способствовали активизации рыночных отношений в обществе. Они вызвали изменения в социальной жизни, сознании и поведении людей, особенно в их мировоззрении и ценностном отношении к труду. Это наглядно проявилось в недостаточном уровне финансовой грамотности населения, его разумном финансовом поведении, обоснованных решениях, ответственном отношении к личным финансам. В связи с этим возникает необходимость в повышении уровня финансовой компетентности граждан, особенно у подрастающего поколения, которое переживает период активной профессиональной социализации и индивидуализации, освоения норм экономического поведения и взаимоотношения с людьми в рамках определенного вида будущей трудовой деятельности. Такая ситуация требует от системы образования поиска новых способов и средств в решении проблемы формирования финансовой компетентности у учащейся молодежи.
Финансовое образование школьники получают как в рамках специальных элективных экономических курсов, так и в процессе изучения домашней экономики на уроках технологии. Именно образовательная область «Технология» имеет больше всех возможностей формировать у детей и подростков умение решать практические задачи по минимизации финансовых рисков, возникающих в повседневной жизни, умение управлять личными финансами и эффективно инвестировать их.
Уроки технологии призваны подготовить подрастающее поколение к:
– активной самостоятельной социальной и трудовой жизни;
– гуманистически природосообразной созидательной деятельности в обществе;
– системе производственных и финансовых отношений в условиях рыночной экономики;
– социально-трудовому самоопределению с овладением будущих профессиональных навыков.
Формирования у учащихся финансовой компетентности в образовательной области «Технология» представлено в овладении умения вести любое хозяйство в двух видах деятельности: преумножение благ и их рациональное использование. С одной стороны, рациональное распоряжение человеком домашними ресурсами ведет к более быстрому преумножению благосостояния его семьи, а значит и благосостояния общества в целом. С другой стороны, повышение уровня благосостояния общества позволяет жить лучше каждому отдельному человеку. В связи с этим экономика домашнего хозяйства рассматривается как составная часть экономики государства. В домашней экономике действуют те же законы, что и в большой экономике. Соответственно главной задачей финансового образования школьников на уроках технологии является формирование экономической культуры, которая представлена в умении осуществлять верный экономический выбор в условиях противоречий между потребностями людей и ограниченностью ресурсов.
Важнейшим фактором успеха в освоении финансовой грамотности подрастающего поколения является специальная подготовка преподавательского состава, а именно формирование экономической компетентности у будущих учителей технологии. Профессиональная подготовка учителей данного профиля должна включать дополнительный аспект — формирование готовности к финансовому образованию школьников на уроках технологии.
Проблема финансового образования учащихся как самостоятельное направление педагогической деятельности стала рассматриваться с 60-х годов ХХ века. Приоритетными вопросами в исследованиях является экономическая подготовка как всех трудящихся (Л. Н. Пономарёв, Л. Е. Эпштейн), так и учащейся молодежи (А. М. Бирман, В. П. Локтев, А. П. Пономарёв и др.). Анализ социально-педагогических предпосылок в работах Е. И. Дукановой, В. Д. Симоненко выявил необходимость и возможность экономического обучения и воспитания школьников через рациональное ведение домашнего хозяйства, при этом Т. М. Матвеева отмечает высокую значимость семьи в формировании у них финансовой культуры. Изучение домашнего хозяйства на уроках технологии рассмотрено в исследованиях Л. Х. Нематова, И. В. Петриковой и др. Применение компетентностного подхода в процессе экономической подготовки учителей технологии представлена в работах Н. А. Лацко, В. Д. Симоненко,Е. В. Хлопотовой и др. [3, с.4–5].
Анализ научной литературы по теме исследования позволил выявить противоречия:
– между потребностью образовательной практики в финансовом образовании школьников и низким уровнем готовности будущих учителей технологии к реализации данного направления педагогической деятельности;
– между необходимостью формирования у будущего учителя технологии экономической компетентности и недостаточной научной обоснованностью дидактического обеспечения этого процесса.
Поиск путей разрешения указанных противоречий определил проблему исследования: как организовать процесс формирования экономической компетентности будущих учителей технологии в условиях высшей школы? Соответственно цель нашей исследования состоит в теоретическом обосновании организационно-методического обеспечения процесса формирования экономических компетенций у будущих учителей технологии в условии высшей школы.
Экономическая компетентность будущего учителя технологии — это способность студента ориентироваться в основополагающих ценностях экономических отношений в системе личность — государство — общество, владеть знаниями и умениями рыночно-трудовых отношений, а также навыками финансового образования учащихся на уроках технологии в общеобразовательной школе. Профессиональная подготовка учителя данного профиля предполагает овладение высокой финансовой грамотностью, которая включает более глубокое познание экономических проблем эффективно управлять личными финансами; осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства; осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование; оптимизировать соотношение между сбережением и потреблением; разбираться в особенностях финансовых продуктов и услуг; принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг.
Экономическая компетентность студентов профиля «Технологическое образование» определяется готовностью их осуществлять взаимодействие с учениками в ситуациях поиска решений учебных и жизненных финансовых вопросов. Такая готовность представлена следующими компонентами:
– когнитивный, включающий базовые экономические знания, необходимые для понимания и осознания сущности фактов, понятий и идей в области экономических отношений общества, государства, региона и семьи;
– информационно-коммуникативный, характеризующий тактику и стратегию экономических отношений, их коммуникационные каналы и специфику общения в системе рыночно-трудовых отношений;
– ценностный, характеризующий уровень культурного и экономического развития конкретной личности, связанный с пониманием смысла и значения экономических проблем, их взаимосвязи и взаимозависимости с юридическими нормами и морально-нравственными основами экономической культуры:
– процессуально-деятельностный, включающий комплекс практических и практико-ориентированных умений и навыков финансового образования учащихся на уроках технологии в процессе решения ими учебных и жизненных экономических вопросов ведения домашнего хозяйства [1].
Эффективное формирование экономической компетентности у будущих учителей технологии предусматривает применение модульно-компетентностного обучения в условиях высшей школы. Модульность программы обучения, основанная на системе компетенции, позволяет гибко обновлять или заменять отдельные конкретные модули по овладению студентами финансовой грамотностью, формирование у них педагогических знаний и умений осуществлять экономическое обучение школьников. В данном случае модульная система представляет четкую структуру курса обучения финансовой грамотности, способствует отслеживанию связи между ее элементами (информационно-экономическими модулями), предполагает наглядность, прогнозированность, индивидуализацию, вариативность, мобильность, комплексность, накопительный принцип оценивания сформированности экономической компетентности у будущих учителей технологии, возможность их самоконтроля и самооценки.
Модульно-компетентностный подход в профессиональной подготовке студентов позволяет использовать интерактивные формы экономического обучения, переводя их на субъект-субъектную основу:
– выбор уровня финансовой грамотности студента;
– обучение в индивидуальном темпе;
– использование различных форм финансово-экономических отношений в условиях ведения человеком домашнего хозяйства;
– самостоятельность в решении финансовых проблем повседневной жизни;
– гарантированность достижения результатов обучения финансовой грамотности, а также сформированности экономической компетентности.
Важным элементом каждого модуля является экономическое целеполагание, которое предполагает упорядоченную систему целей:
– усиление деятельности студентов в решении экономических задач;
– поэтапность и перспективность дальнейшего совершенствования экономической профессиональной подготовки студентов;
– конъюнкция в совместной работе преподавателя и студента;
– активное сознательное (мотивированное) участие студентов в овладении финансовой грамотностью и экономической компетентностью;
– создание системы оценивания сформированности у студентов экономической компетентности.
Постановка цели дает представление о степени ее реализации в процессе формирования экономической компетентности у будущих учителей технологии [2, с.19].
Таким образом, модульно-компетентностный подход в процессе формировании экономической компетентности у студентов представляет собой современную организацию образовательного процесса в вузе, где в качестве его цели выступает совокупность профессиональных компетенций в области финансового образования учащихся, в качестве средств — междисциплинарные модули, в качестве технологии — модульное построение.
Экономическая компетентность будущих учителей технологии является составной частью их профессиональной готовности к формированию финансовой грамотности у подрастающего поколения, которое отражается в целях, задачах и воспитательных функциях ведения домашнего хозяйства. Основными компонентами профессиональной готовности студентов к данной деятельности являются: когнитивный, информационно-коммуникативный, ценностный, процессуально-деятельностный. Организационно-методическое обеспечение формирования экономической компетентности студентов выражено в модульно-компетентностном обучении как интегративной форме теоретического и практического образования на субьект-субъектной основе.
Литература:
- Синицын Ю. Н., Хентонен А. Г. Методологические регулятивы разработки педагогической деятельности современного учителя // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 12–2. С. 280–283.
- Хентонен А. Г. Применение модульно-компетентностного подхода в формировании готовности будущего учителя технологии к развитию нравственного сознания школьников // Актуальные проблемы современной науки, образования и культуры: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием (28–29 февраля 2012 года). Башкирский гос. ун-т, Сибайский ин-т (фил.). Сибай, 2012. С. 19–23.
- Хлопотова Е. В. Формирование экономической компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.08: Челябинск, 2005 183 c.