Использование ИКТ в учебно-воспитательном процесседетей дошкольного возраста
Информатизация в сфере образования является естественным и необходимым процессом, который предполагает использование современных информационных технологий в учебных заведениях, в том числе и в дошкольных образовательных учреждениях.
На современном этапе выигрывает тот педагог, который не только может дать базовые знания ребенку, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Для развития у ребят устойчивого познавательного интереса перед воспитателями стоит задача: сделать образовательную деятельность интересной, насыщенной и занимательной. Информационный материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников и способствующие созданию положительной эмоциональной в процессе познания, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно прием удивления ведет за собой процесс понимания. Применение информационных технологий в детском саду как раз позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.
Под современными информационными технологиями подразумевается использование в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Преимущество использования информационно-коммуникативных технологий в образовательной деятельности заключается в:
- привлекательность в передаче информации;
- повышение интереса и мотивации у воспитанников;
- повышения уровня образовательных способностей воспитанников;
- облегчения процесса запоминания и обучения;
- самостоятельный опыт владения ПК.
Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому компьютер в детском саду используется, прежде всего, как средство игры, как новая, сложная, интересная и самостоятельно управляемая ребенком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи. Компьютерные игры предлагаются в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя, а дополняя обычные игры и занятия, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми современными возможностями.
Компьютерные программы можно использовать во всех образовательных областях. В образовательной деятельности по развитию элементарных математических способностей компьютерные игры помогают не только закрепить математическое содержание, а способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, тренируют мыслительные операции ребенка: логическое мышление, анализ, сравнение, обобщение, развивают внимание, память, учат сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Математические игровые программы позволяют индивидуально для каждого ребенка определять время игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению. На занятиях по развитию элементарных математических способностей можно предложить ребенку игры «Лунтик. Матиматика», «Мышиная математика», «Малыш», «Изучаем часы», «Алик» и т. д.
В образовательной деятельности по ознакомлению дошкольник с окружающим миром компьютерные игры не только тренируют мыслительные операции, но и упражняют ребенка умело ориентироваться в потоках информации, показывают последовательность и конечный результат природных явлений, позволяют самому моделировать процессы и явления, и что очень важно, развивают интерес к дальнейшему познанию. Большая подборка компьютерных программа по ознакомлению с окружающим миром имеется в серии «Кузя»: «Кузя в космосе», «Кузя и силы природа» или в серии «Детство Малетов»: «Флора и фауна», «По воде, земле и воздуху», «Форма и цвет».
В опытно-исследовательской деятельности, специально разработанные для детей компьютерные программы, раскрывают широкие возможности для виртуальной экспериментальной деятельности ребенка. В процессе игры ребенок может исследовать реальные объекты и явления, проводить сложные эксперименты, не нанеся никакого вреда здоровью, в худшем случае может произойти виртуальный взрыв или появиться печальный смайлик. Такие компьютерные игры как, «Волшебный эликсир», «Хочу все знать», «Маленький искатель» и т. д., дают расширить кругозор ребенка, получить информацию, научить самостоятельно принимать решения, видеть результат своих первых опытов и, в случае неудачи, повторить попытку и добиться хорошего результата.
Дети с удовольствием играют и вне занятий, тем самым продолжая закреплять знания детей; компьютерные игры можно использовать для индивидуальных занятий с детьми, опережающими сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития мелкой моторики.
Преимущества использования компьютерных игр заключается в следующем:
- вызывают огромный интерес у детей;
- представляют собой, понятный детям, образный тип информации;
- привлекают внимание ребенка за счет звука, движения, анимации и мультипликации;
- стимулируют познавательную деятельность ребенка;
- предоставляют возможность индивидуального обучения;
- предоставляют возможность самому ребенку устанавливать темп и количество решаемых задач;
- позволяют моделировать ситуации, которые невозможно в повседневной жизни (извержение вулкана, космическое пространство);
- придают уверенность ребенку в том, что он многое может;
- вызывают положительные эмоции.
Применение мультимедийных презентаций или интерактивных плакатов, как дополнительного источника информации, позволяет повысить познавательную мотивацию дошкольника, облегчить овладение материалом, сделать процесс познания более привлекательным и эмоциональным. Данные источники являются замечательным наглядным и демонстрационным материалом.
В последнее время мультимедийные презентации широко применяются в проектной деятельности, в ходе которой, решаются следующие задачи:
- создаются условия для социального самовыражения ребенка;
- развиваются познавательные, исследовательские и творческие способности;
- ребенок вовлекается в процесс формулирования проблемы и поиска информации, для решения данной проблемы;
- практическое применение знаний, умений и навыков в нетиповых ситуациях;
- воспитывают в ребенке целеустремленность и сосредоточенность.
Подготовка и реализация проекта включает следующие этапы:
- создание группы,
- формулирование проблемы и разработка индивидуальных и коллективных задач,
- определение ресурсов для сбора информации,
- сбор информации,
- подготовка презентации,
- презентация,
- рефлексия.
Данная деятельность дает возможность детям почувствовать себя значимым, самоутвердиться. Кроме этого, дети приобретают опыт исследовательской деятельности, включая умение её планировать.
Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В дошкольном учреждении информационно-компьютерные технологии используются в работе с педагогами, родителями и детьми. Современный грамотный педагог просто обязан идти в ногу со временем: знать и умело применять в работе ИКТ, которые обогатят и разнообразят образовательный процесс, сделают его познавательным, интересным и занимательным для детей.
Литература:
- Дошкольник и компьютер/под ред. Л. А.Леоновой — М., 2004.
- Информационные технологии в образовании//под ред. И. Г. Захаровой-М., Академия, 2003.
- Комарова И. И. Информационные технологии в работе ДОУ[Электронный ресурс] — Интернет-семинар,- http://www.menobr.ru/
- Компьютерные игры — особенности их использования в дошкольном возрасте. // Разнообразие форм воспитания ж обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте. Сб. научи, тр. — М.: Изд. АПН, 1990, с. 113–119.
- Маханева М. Д. Компьютер в детском саду. // Дошкольное воспитание. — 1996.-№ 8.- с.38–39.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2003.
- Педагогические технологии в дошкольном образовании/под ред. Хабарова Т. В. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
- Структура и организация занятия с использованием компьютера в дошкольном образовательном учреждении материал с сайта Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» и «Интернет-Гномик» (i-Gnom.ru)
- Шаченко С. И. Организация занятий для дошкольников с использованием компьютера в ДОУ. Эл. ресурс: d-s20.edusite.ru › DswMedia…yuteravdou.doc
- Щербинина И. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ [Электронный ресурс] — http://nsportal.ru/