Вопросы обращения с бытовыми отходами всегда имели большое значение для общества ввиду того, что данные отношения среди экономических субъектов сочетают в себе социальные, экологические и экономические вопросы. В виду особой важности регулирования среды обитания для местного сообщества, данные отношения регулируются государственными и, прежде всего, муниципальными органами власти [1].
Для Краснодарского края проблема обращения с отходами производства и потребления считается первостепенной (согласно классификации экологических проблем края по уровню опасности для здоровья населения и сохранности экосистем). В настоящее время Реестр объектов размещения отходов производства и потребления Краснодарского края включает информацию о 841 объекте размещения отходов производства и потребления, а именно:
– 320 свалок твердых коммунальных отходов;
– 499 навозохранилищ и 29 пометохранилищ;
– 13 объектов размещения промышленных отходов.
Свалки твердых бытовых отходов Краснодарского края можно подразделить на действующие и закрытые. В частности отметим, что из учтенных 320 свалок твердых коммунальных отходов 214 — действующих, а 106 — свалок закрыто.
Общая площадь учтенных ОРО составляет 966,59 га (0,012 % от общей площади края). Количество свалок ТБО в районах изменяется от 1 до 16. Наибольшие площади, занятые свалками ТБО, расположены на территориях Тимашевского (64,8 га), Ейского (58,0 га), Новопокровского (46,7 га), Кавказского (43,8 га), Тихорецкого (35,68 га), Павловского (34,2 га), Кущевского (33,75 га), и Выселковского районов (32,93 га). Наименьшие площади, занятые свалками ТБО расположены на территории Гулькевичского района (4,33 га), города Армавир (6,2 га), города Горячий Ключ (6,9 га) и Тбилисского района (8,37 га) [4].
Инфраструктура в области обращения с отходами производства и потребления на территории края практически не развита и не имеет в своем составе производств с современными технологиями переработки отходов. Оценка влияния деятельности в сфере обращения с отходами на окружающую среду муниципальных образований Краснодарского края показала, что: «очень высокая» экологическая нагрузка отмечается на территории города Краснодар, «высокая» экологическая нагрузка отмечается на территории пяти муниципальных образований: город-курорт Анапа, город-курорт Сочи, город Новороссийск, Белореченский и Усть-Лабинский районы.
Распределение свалок твердых коммунальных отходов по муниципальным образованиям представлено в таблице 1 [4].
Таблица 1
Распределение свалок ТБО по муниципальным образованиям Краснодарского края, 2015 г.
Муниципальное образование |
Количество объектов размещения ТБО, ед |
Площадь, га |
Накоп- лено, тыс т |
Образо- валось в 2015 г, млн м3 |
|
Всего |
Действует |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Абинский район |
6,0 |
5,0 |
15,19 |
2722,14 |
0,066 |
г. Анапа |
1,0 |
1,0 |
25,6 |
4589,09 |
0,473 |
Апшеронский район |
2,0 |
2,0 |
4,3 |
230,077 |
0,1275 |
г. Армавир |
1,0 |
1,0 |
6,2 |
1142,9 |
0,5223 |
Белоглинский район |
12,0 |
12,0 |
14,88 |
94,693 |
0,0287 |
Белореченский район |
2,0 |
2,0 |
14,5 |
927,3 |
0,2107 |
Брюховецкий район |
7,0 |
7,0 |
16,6 |
614,6 |
0,0248 |
Выселковский район |
11,0 |
11,0 |
21,5 |
390,362 |
0,0836 |
г. Горячий Ключ |
1,0 |
1,0 |
5,4 |
314,352 |
0,153 |
Гулькевичский район |
1,0 |
1,0 |
4,3 |
268,1 |
0,1439 |
Динской район |
4,0 |
4,0 |
14,5 |
195,647 |
0,185 |
Ейский район |
12,0 |
12,0 |
58,1 |
896,852 |
0,243 |
Кавказский район |
8,0 |
7,0 |
35,72 |
1415,6 |
0,171 |
Калининский район |
12,0 |
12,0 |
19,9 |
176,578 |
0,0404 |
Каневской район |
1,0 |
1,0 |
8,96 |
303,45 |
0,19 |
Кореновский район |
10,0 |
10,0 |
41,13 |
361,026 |
0,019 |
Красноармейскийрайон |
1,0 |
1,0 |
9,17 |
236,463 |
0,159 |
г. Краснодар |
1,0 |
1,0 |
8,79 |
24000,0 |
4,30 |
Крыловский район |
6,0 |
6,0 |
12,6 |
2083,1 |
0,0662 |
Крымский район |
6,0 |
2,0 |
7,43 |
1241,075 |
0,2844 |
Курганинский район |
6,0 |
6,0 |
16,78 |
113,115 |
0,053 |
Кущевский район |
4,0 |
4,0 |
13,76 |
161,333 |
0,1029 |
Лабинский район |
1,0 |
1,0 |
21,3 |
1279,275 |
0,1029 |
Ленинградский район |
8,0 |
8,0 |
22,24 |
835,0 |
0,045 |
Мостовской район |
6,0 |
6,0 |
11,0 |
69,031 |
0,0282 |
Новокубанский район |
6,0 |
6,0 |
16,2 |
988,422 |
0,1173 |
Новопокровский район |
9,0 |
9,0 |
46,0 |
323,85 |
0,0466 |
г. Новороссийск |
2,0 |
2,0 |
25,0 |
7723,605 |
1,10 |
Отрадненский район |
2,0 |
2,0 |
10,0 |
88,883 |
0,0173 |
Приморско-Ахтарский район |
16,0 |
5,0 |
31,7 |
1548,115 |
0,0799 |
Северский район |
7,0 |
7,0 |
21,3 |
726,360 |
0,138 |
Славянский район |
8,0 |
8,0 |
24,2 |
818,138 |
0,3487 |
Староминской район |
1,0 |
1,0 |
20,0 |
212,75 |
0,051 |
Тбилисский район |
7,0 |
7,0 |
10,4 |
109,198 |
0,057 |
Темрюкский район |
12,0 |
12,0 |
27,3 |
468,885 |
0,1893 |
Тимашевский район |
1,0 |
1,0 |
3,0 |
492,273 |
0,137 |
Тихорецкий район |
13,0 |
13,0 |
33,68 |
489,657 |
0,101 |
Туапсинский район |
2,0 |
2,0 |
8,54 |
6785,93 |
0,415 |
Успенский район |
7,0 |
7,0 |
8,79 |
194,975 |
0,0368 |
Усть-Лабинский район |
4,0 |
4,0 |
7,82 |
193,424 |
0,1328 |
Щербинский район |
6,0 |
6,0 |
12,9 |
880,5 |
0,073 |
Итого |
233,0 |
216,0 |
736,68 |
66706,12 |
10,864 |
Отличительной особенностью обращения с бытовыми отходами можно считать проблему постоянного накопления бытовых отходов, что также говорит о накоплении экологических проблем в нашем обществе, а сам вывоз мусора на свалки не решает проблем экологической угрозы, исходящей от ТБО для окружающей среды и среды обитания самих людей.
В целях улучшения санитарного состояния поселений, улучшения экологической ситуации, снижения загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления при непосредственном участии Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю была разработана краевая целевая программа «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края на 2009–2013 гг». Законодательным Собранием Краснодарского края принят Закон Краснодарского края № 1649-КЗ от 29 декабря 2008 г. «Об утверждении краевой целевой программы «Обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края на 2009–2013 гг» [3]. Однако, не смотря на принятый закон и краевую целевую программу, многие намеченные цели не были реализованы.
На наш взгляд, при разработке мероприятий по повышению качества организации и управления обращением твердых бытовых отходов объектами управления должны быть все источники образования бытовых отходов. В этой связи управляющее воздействие целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
– создавать условия для снижения количества бытовых отходов;
– увеличивать количество используемого вторичного сырья;
– совершенствовать условия для повышения экологической безопасности хранения и захоронения бытовых отходов.
Считаем, что первые два направления могут рассматриваться также как критерии для оценки эффективности организации селективного сбора и дальнейшего использования вторичного сырья. На наш взгляд, совершенствование структуры по управлению твердыми бытовыми отходами должно предусматривать:
– совершенствование экономического механизма управления отходами;
– разработку основ и критериев эколого-экономической оценки отдельных муниципальных образований;
– совершенствование нормативно-правовых актов в сфере регулирования образования, использования и размещения бытовыми отходами;
– создание эффективной системы мониторинга за движением бытовых отходами;
– разработку мероприятий по эффективному и экологически безопасному использованию бытовых отходов;
– разработку предложений по совершенствованию переработки отдельных фракций твердых бытовых отходов.
Изменения в системе современного управления бытовыми отходами требуют четкого согласования и гармонизации технических, организационных и экономических мероприятий. Что особенно актуально в виду того, что изменение технологий переработки вторичного сырья неизменно приводит к изменению структуры управления, тарифной политики. Нам представляется, что существующая система управления бытовыми отходами в Краснодарском крае имеет ряд недостатков:
– многозвенность управления при обилии подрядных организаций, занятых вывозом и захоронением бытовых отходов, делает систему мало управляемой на региональном уровне, что также приводит к образованию несанкционированных свалок;
– отсутствием налаженной системы оперативного контроля за вывозом твердых бытовых отходов, децентрализация управления и финансирования, в ряде случаев приводит к увеличению стоимости услуг;
– возможность бесконтрольного открытия в регионе несанкционированных свалок, что в результате приводит к отвлечению бюджетных средств на их ликвидацию.
На наш взгляд, совершенствование системы управления обращением бытовыми отходами на региональном уровне во многом должно начинаться с лицензирования всех организаций занятых вывозом и утилизацией бытовых отходов, а также регламентации видов их деятельности, качества работ и услуг, что должно способствовать проявлению таких положительных изменений, как:
– уменьшение бюджетных расходов за счет упорядочения потоков вывоза твердых бытовых отходов на объекты инфраструктуры переработки ТБО (полигоны для захоронения мусора, мусороперерабатывающие предприятия);
– целевое финансирование захоронения и переработки отходов, что позволит более рационально и эффективно отслеживать использование бюджетных средств;
– появление возможности для создания централизованной системы регионального управления обращением бытовыми отходами;
– возможность формирования информационной системы об организациях ведущих селективный сбор и (или) переработку вторичного сырья, что может позволить накапливать и перенимать накопленный положительный опыт.
На наш взгляд, в современных условиях в Краснодарском крае также должна быть налажена и функционировать система социального надзора и санкций, которая действовала бы как обратная связь, позволяя наказывать за халатность экономических субъектов работающих с твердыми бытовыми отходами. Считаем, что местное население должно обладать информацией о том, кто отвечает за сбор и вывоз мусора на локальном уровне, на какого жаловаться в случае халатного отношения к своим обязанностям, а также кому пожаловаться, чтобы оперативно решать возникшие трудности. Нам представляется, что именно создание условий позволяющих активно и действенно взаимодействовать органам власти, населению и организациям [2], занятых в сфере сбора и переработки ТБО, являются одним из важных базовых условий, позволяющих повысить качество и эффективность управления обращением с бытовыми отходами в регионе.
Литература:
- Мубаракшина Ф. Д. Современные проблемы и технологии переработки мусора в России и за рубежом / Ф. Д. Мубаракшина // Известия КГЛСУ. — 2011. — № 4. — С. 91–99
- Роль органов власти и КГАУ в проведении эффективных антикризисных мероприятий на территории Краснодарского края / Андреев С. Ю., Тауш Л. Э. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2010. — № 55. — С. 207–213.
- К вопросу о повышении эффективности государственного управления национальной экономикой / Андреев С. Ю. // материалы Международной научно-практической конференции «Инновационное развитие современной науки», 2015. — С. 87–90
- Состояние окружающей среды в Краснодарском крае: Стат. сб. / Краснодарстат — Краснодар, 2015. — 62 с.