Временные представления это один из видов математических представлений (количественные, пространственные, величинные, геометрические), становление которых происходит на этапе дошкольного детства. Они необходимы для построения у ребенка “житейских” и “научных” понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого “ключа” не только к овладению присущими возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к зарождению целостной “картины мира”.
Дошкольникам следует научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Вместе с тем детям нелегко понять и усвоить понятие «время». Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя приостановить, вернуть и «показать».
Время воспринимается ребенком относительно, через уточнение временных единиц, которые повторяются в повседневной жизни. В связи с этим дошкольников надлежит знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять протяжность, логичность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности. Детей знакомят с временами года, названиями дней недели, определяют, какой день недели был вчера, какой сегодня, какой будет завтра. Знакомство с днями недели уже в старшей группе следует связывать с формированием знаний о неделе как мере рабочего времени. Заостряя внимания на том, что люди пять дней в неделю работают, два дня отдыхают, помогает осознать количественный состав числа 7 (дней недели). Для того чтобы дети лучше освоили название дней недели, их последовательность, можно ознакомить их с возникновением названий дней. Например: понедельник — первый день по прошествии недели, вторник — второй, среда — средний, четверг — четвертый, пятница — пятый, суббота — конец недели, воскресенье — выходной день.
Для того чтобы дети лучше запомнили временные отрезки, следует практиковать на занятиях и в совместной деятельности в математической зоне загадки, пословицы, стихи, рассматривание репродукций картин великих художников (И.Айвазовского, А.Куинджи, И.Левината и др.), чтение художественных произведений, слушание музыки. Понятия детей старшего дошкольного возраста о времени связаны с умением ориентироваться во времени суток по природным явлениям, с представлением о причинно-временных зависимостях ритмичных природных явлений, с овладением временными понятиями (на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь, сутки, неделя, месяц, год). Многие дети не видят отличий в окраске небосклона в разное время суток, не могут определить и последовательность частей суток. В их представлении сутки кончаются ночью, а утром начинаются.
У старших дошкольников требуется сформировать осознанные понятия о сутках. В процессе познания обращается внимание на цикличную смену дня и ночи. Сама природа подсказала людям способ деления времени по принципу: день и ночь — сутки. Для правильного восприятия суток дети должны понять, что сутки можно условно поделить на четыре части: утро, день, вечер, ночь, также старшие дошкольники различают и называют части суток, ориентируясь на восход и заход солнца. В ходе наблюдений за природными явлениями они овладевают такими понятиями, как: на рассвете, в сумерки, в полдень, в полночь. Точным определителем времени для детей является в первую очередь их собственная деятельность. Поэтому, просвещая детей, необходимо заполнять части суток существенными признаками детской деятельности, указывая на соответствующее время.
В дошкольном учреждении воспитатель также может вместе с детьми встретить восход солнца, посмотреть, как постепенно все окрашивается в оранжевые, пурпурные и желтые тона; присмотреться, как по мере появления солнца все вокруг заливается ярким светом. Потом можно познакомиться со стихотворением о солнце, порадоваться свету. В конце дня понаблюдать за обратным явлением: все меняется, погружается в темноту, попрощаться с солнцем до утра. Можно также предложить детям зарисовать день и ночь и выставить работы. И только после этого переходить к разговору о том, как жизнь людей меняется в зависимости от времени суток. Это очень важно, ибо не человек определяет время в соответствии со своими жизненными потребностями, а время оказывает влияние на повседневную жизнь людей.
Значительный потенциал формирования временных представлений у детей старшего дошкольного возраста заложен в проектной деятельности (проектной технологии), которая основана на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Реализация проектной деятельности предполагает перестройку привычных форм взаимодействия в группе, а значит, требует от педагога переосмысления собственной деятельности и даже некоторых ценностей.Предложенный современный подход к планированию проектной деятельности дошкольников позволяет реализовать основную образовательную программу дошкольного образования через разные виды детской деятельности, соблюдая принцип интеграции образовательных задач.
Проект «Его величество Время».
Сроки реализации: апрель-май.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Таблица 1
Технологическая карта «Характеристика деятельности детей иобразовательных задач»
Виды исодержание деятельности детей |
Задачи |
Социально-коммуникативное развитие |
|
Вид деятельности: коммуникативная, игровая. Содержание деятельности: дети обсуждают тему проекта, договариваются о сотрудничестве, способах взаимодействия, играют в дидактические — ролевые игры: «Путешествие во времена года», «Дни недели», «Когда это бывает?» (части суток), «Часы и время» и т. д. |
Способствовать расширению знаний детей о временных отношениях. Совершенствовать умение объединятся в игре, согласовывать действия и совместными усилиями достигать результата. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками. Стимулировать умение вести диалог, учитывая мнение партнера. Упражнять в умении высказывать свои предложения. |
Познавательное развитие |
|
Вид деятельности: познавательная, восприятие художественной литературы, ручной труд. Содержание деятельности: дети рассматриваютплакаты с изображением времен года, дней недели, частей суток, тематические альбомы, просматривают презентации. Совершенствуют такие понятия, как: «Вчера», «Сегодня», «Завтра», «Послезавтра», «на следующей неделе» и т. д. |
Способствовать расширению представлений детей о частях суток, их характерных особенностях, последовательности (утро — день — вечер — ночь). Способствовать формированию умения детей на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что потом, определять какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. |
Речевое развитие |
|
Вид деятельности: восприятие художественной литературы, коммуникативная. Содержание деятельности: дети заучивают стихи о частях суток. Прослушивают чтение книг, беседуют о прочитанном, совместно с воспитателем обсуждают. поступки героев. Участвуют в беседах познавательного характера: «Часовая мастерская», «Закат и восход»… Составляют небольшие рассказы по картинкам «Части суток» и «Времена года». |
Стимулировать умение эмоционально, осознанно и выразительно читать стихи. Совершенствовать диалогическую речь: закреплять умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Способствовать формированию умения пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. Способствовать развитию умения составлять небольшие рассказы по картинкам и из личного опыта, рассказывать связно, полно и выразительно, чётко выстраивать композицию рассказа. Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря в процессе работы над проектом. Расширять представление детей о времени. |
Художественно-эстетическое развитие |
|
Вид деятельности: изобразительная. Содержание деятельности: дети рисуют и раскрашивают картинки «Время суток», «Время года», помогают воспитателю в изготовлении настольных игр по данной теме для Лэпбука. |
Способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей. Тренировать навыки работы с бумагой. Совершенствовать умение аккуратно раскрашивать, не заходить за поля. Развивать умение передавать в рисунке несложный сюжет с одним персонажем, создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов. Совершенствовать умение передавать расположение частей сложных предметов и соотносить их по величине. |
Физическое развитие |
|
Вид деятельности: двигательная. Содержание деятельности: детииграют в игры «Изобрази правильно» (используя циферблат часов), «Движение круглый год» (используя картинки времен года). |
Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями. Способствовать развитию физических качеств. Становление ценностей здорового образа жизни. |
Таблица 2
Технологическая карта «Деятельность педагога идетей»
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Мотивационный этап (представление информации опроекте ивозможность участия внем) |
|
|
|
Проектировочно-организационный этап (организация деятельности) |
|
– планирование детской деятельности по решению задач проекта – распределение ролей и действий, ответственности между субъектами согласно принятой модели взаимодействия. – форма презентации результатов, итогов деятельности («лэпбук») |
|
Содержательно-деятельностный этап (осуществление деятельности) |
|
|
1. Выполняют действия в соответствии с предложенным планом. 2. Используют готовые промежуточные результаты для воплощения главной цели (проведения акции). 3. Согласовывают взаимодействие друг с другом в процессе совместной деятельности. 4. Самоконтроль правильности выполнения задания. |
Оценочно-рефлексивный этап (подведение итогов ипрезентация проекта) |
|
|
|
Таблица 3
Технологическая карта «Характеристика компонентов среды»
Компоненты среды |
Содержание |
Перечень материалов (что?) |
Материалы и оборудование для деятельности: иллюстрации, презентации, книги, изобразительный материал, раскраски, игрушки, атрибуты, театр. Дидактический материал: тематические альбомы, дидактические и настольно- печатные игры. |
Характеристика материалов (какие?) |
Иллюстрации: «Времена года», «Части суток», «Часы». Презентации: «История возникновения часов». Видеофильм: «Часы» Игры: «Школа» (я иду в первый класс), «Путешественики» (лето — чудная пора). Книги: «Двенадцать месяцев» (С.Маршак),«Старик — годовик» (В.Даль), «Сказка о потерянной времени» (Е.Шварц), загадки из цикла «Время года» и «Часы». Тематические альбомы: «Часовая мастерская». Дидактические игры: «Разложи по порядку: Когда это бывает?», «Кто в какое время суток работает?», «Времена года», «Собери часы», «Назови соседей», «Покажи соответствующую цифру». Изобразительный материал: цветной картон, цветная бумага, ножницы, клей, листы бумаги, карандаши выставка детских рисунков: «Времена года». Раскраски изцикла «Времена года», «Части суток». |
Организационный (где и как представлены?) |
Книги, иллюстрации, видеофильмы, тематические альбомы, размещаются в книжном уголке на полках, дидактические и н/п игры размещаются в познавательном уголке на полках; атрибуты, театр, изобразительный материал, раскраски находятся в уголке худ.-эстетического развития на полках; игрушки для сюжетно- ролевых игр размещаются в уголке социально-коммуникативного развития в прикладах на полках. Для индивидуальной или групповой работы дети используют столы в группе. |
Личностный (что делают?) |
В ходе беседы с воспитателем дети принимают решение как можно больше узнать о времени, временных изменениях, чтобы изготовить «лэпбук» — книгу на коленях по ознакомлению с временными представлениями. Обсуждают содержание книги. Совместно с воспитателем дети подбирают иллюстрации, стихи о времени и днях неделях, принимают участие в изготовлении настольно- печатной игры «Умные стрелки». Совместно рассматривают иллюстрации, альбомы, просматривают презентации, беседуют, разучивают стихи, обыгрывают сценки. По завершению работы дети совместно с воспитателем изготавливают «лэпбук». |
Литература:
- Примерная общеобразовательная программа под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой.
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А. А. Столяра.- М.: Просвещение, 1988г.
- Т. Д. Рихтерман Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1991г.