This article discloses a system of indicators and the procedure for motivation in a manufacturing enterprise to achieve quality objectives.
Keywords: payment for labor, personnel motivation, stimulation, incentives, performance bonuses
Разработка системы мотивации — одна из наиболее востребованных сегодня консалтинговых услуг. С одной стороны, такая система должна стимулировать сотрудников к эффективной работе, с другой — быть экономически оправданной. С помощью системы мотивации персонала можно добиться следующих целей:
‒ производство конкурентоспособных штампованных изделий автомобилей, удовлетворяющих запросы потребителей по качеству;
‒ повышение результативности и эффективности труда сотрудников;
‒ обеспечение преданности (приверженности) сотрудников;
‒ удержание сотрудников в организации.
Система мотивации предприятия разрабатывается с учетом его специфики и особенности персонала.
Для мотивации людей к эффективности деятельности появляется необходимость применения внутреннего и внешнего вознаграждения:
‒ внутреннее вознаграждение дает сама работа, результатом которой является чувство самоутверждения, значимости выполняемой работы и достижение результата;
‒ внешнее вознаграждение определяется руководством предприятия (повышение заработной платы, продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, материальное вознаграждение и другое).
Система мотивации должна включать в себя материальное и нематериальное стимулирование:
1) Материальное — назначение, повышение или понижение оклада, доплаты и надбавки: переменная часть заработка — премии, комиссионные и прочее.
2) Нематериальное — вознаграждение за заслуги, имеющее денежное выражение, но выдаваемое работнику в неденежной форме (путевки, подарочные сертификаты).
Первый шаг к созданию системы мотивации — это разработка показателей эффективности деятельности как для предприятия в целом, так и для каждого структурного подразделения в отдельности.
При создании системы стимулирования ориентировка идет на следующие требования [6]:
1) Объективность: размер вознаграждения работника должен определяться на основе объективной оценки результатов его труда.
2) Предсказуемость: работник должен знать, какое вознаграждение он получит в зависимости от результатов своего труда.
3) Адекватность: вознаграждение должно быть адекватно трудовому вкладу каждого работника в результат деятельности всего коллектива, его опыту и уровню квалификации,
4) своевременность: вознаграждение должно следовать за достижением результата как можно быстрее (если не в форме прямого вознаграждения, то хотя бы в виде учета для последующего вознаграждения).
5) значимость: вознаграждения для сотрудника должно быть значимым.
6) справедливость: правила определения вознаграждения должны быть понятны каждому сотруднику организации и быть справедливыми, в том числе с его точки зрения.
Программа мотивации персонала.
Под программой мотивации будем считать систему мероприятий, выполняемых в течение года, направленных на стимулирование работников подразделений.
Программа мотивации заключается в:
- Программа мотивации направлена на повышение эффективности при сохранении необходимого уровня качества. При этом для каждой категории сотрудников эффективность и качество определяется и оценивается по разному, согласно (Приложению 1).
- Программа мотивации охватывает все категории сотрудников от рабочих, которые выполняют порученную им работу до руководителей подразделений, от которых зависит итог в целом.
- Срок действия. Сроки действия устанавливаются согласно дат утверждения положений по оплате труда и изменяются приказом по заводу.
- Основными критериями для мотивации персонала является «эффективность» и «качество» выпускаемой продукции. Размер оценки показателя зависит от его значимости.
- Система поощрений и взысканий. Включает в себя разработку, доработку и внедрение положений по оплате труда, а также мотивацию труда всех работников.
- Показатели пересматриваются не реже чем раз в три года с учетом недоработок и ошибок прошлой программы. Основываясь на снижение затрат (потерь по браку, снижение несоответствующей продукции).
- Ответственность за их выполнение несут руководители всех подразделений.
- Бюджет программы мотивации. Выплачивается на основании утвержденного годового бюджета, расходы на выплаты относятся на себестоимость продукции.
Требования к установлению системы показателей.
Показатели — это своего рода язык, на котором можно формализовать стратегии развития и строить гипотезы. Важно подчеркнуть, что комплекс ключевых показателей деятельности для целей управления выделяются из общего множества расчетно-оценочных показателей тем, что они [3]:
‒ соответствуют стратегии организации;
‒ адекватно отражают степень эффективности операционных (непосредственно участвующих в создании стоимости продукции) и функциональных (обслуживающих) процессов в совокупности.
Все показатели делятся на стратегические и диагностические.
Стратегические показатели отражают фактические результаты деятельности организации по достижению намеченных целей (достигнуты или нет).
Диагностические позволяют отследить ход реализации стратегии (динамику успешности достижения целей). На основе диагностических показателей принимается решение о необходимости корректировки мероприятий по реализации стратегии.
При разработке системы показателей должны учитываться следующие требования:
‒ Утвержденные показатели и нормативы должны быть достижимы. Цель должна быть реальной, но в то же время являться стимулом.
‒ Каждый показатель должен быть в сфере ответственности тех людей, которые подвергаются оценке.
‒ Показатели должны способствовать мотивации персонала, а это напрямую связано с постановкой целей. Например, при выполнении плана по изготовлению товарной продукции цехами основного производства премия по данному показателю выплачивается в полном объеме, при невыполнении плана премия выплачивается дифференцированно в зависимости от процента выполнения.
‒ Показатели также должны быть сопоставимыми, то есть одни и те же показатели можно сравнивать в подобных ситуациях.
‒ Динамика изменения коэффициента должна иметь возможность быть представленной наглядно, чтобы на основании результатов можно было делать выводы и принимать решения.
‒ Каждый показатель должен нести смысл и являться базой для анализа.
Показатели разработаны как для всей организации, так и для работников отдельных подразделений с учетом их деятельности:
‒ выполнение производственного плана товарной продукции по заводу;
‒ выполнение плана реализации товарной продукции по заводу;
‒ не превышение плановых затрат на выпуск продукции, работ на 1 рубль товарной продукции;
‒ не превышение плановых затрат по фонду заработной платы на 1 рубль товарной продукции;
‒ выполнение установленного норматива уровня дефектности по заводу;
‒ не превышение установленного норматива потерь от брака по заводу;
‒ доля дефектной продукции, выявленной у потребителей по заводу;
‒ соблюдение нормативного состояния складов;
‒ не превышение норматива простоя оборудования по металлу, заготовкам;
‒ соблюдение норматива текучести кадров;
‒ не превышение норматива простоя оборудования;
‒ обеспечение подразделений завода конструкторской документацией по плану работ;
‒ не превышение производственного травматизма по сравнению с базовым Кчастоты.
Основанием для начисления премии работникам являются данные о выполнении основных и дополнительных показателей премирования. Данные предоставляются в ООТиЗ руководителями подразделений ответственных за данные показатели в виде отчетов.
Основанием для выплаты премии является приказ, подписанный генеральным директором.
Дополнительные показатели премирования.
Показатели, разработанные для основных и вспомогательных рабочих:
‒ за выполнение нормированного задания. С целью материальной заинтересованности в выполнении заданий, качественном обслуживании производственных бригад.
‒ за культуру производства. С целью организации работы по повышению уровня культуры производства является обеспечение благоприятных и здоровых условий труда, создание возможностей для развития творческой инициативы работающих, повышение производительности и качества продукции.
‒ за профессиональное мастерство. С целью стабильности и качественного выполнения работ, достижения более высоких показателей по сравнению со средними показателями рабочих той же профессии.
‒ за мотивацию персонала в управлении системой качества. С целью обеспечения качества, управления качеством, улучшения качества.
Литература:
- Герш М. В. Оптимизация персонала // Отдел кадров коммерческой организации. — 2014 — № 10
- Каменская С. В. Некоторые особенности современных подходов к регулированию заработной платы (на примере грейдинговых систем оплаты труда). / «Социальное и пенсионное право», 2013, № 4
- Мамонов Е. Нематериальная мотивация персонала. Мифы и правда // Кадровик.ру: электрон. журн. 2014. N 11.
- Орлова Е. Мотивация в кризис: когда помочь могут не только деньги // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2016. N 2. С. 77–84.
- Справочник кадровика: полн. практ. рук. / под ред. А. В. Шалаева. 10-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016. 737 с.
- Сунгатуллина Л. Б. Бухгалтерский управленческий учет расходов на вознаграждения работников: монография. М.: Магистр, ИНФРА-М, 2015. 400 с.