Ключевые слова: социальной эффект, коммуникативной, подготовка, учитель, формирования, специалист, студент, коммуникации
Ни у кого уже не вызывает сомнения характеристика современного общества как общества информационного. В информационном обществе происходит трансформация образования: более совершенных его технологий, роста экономической и социальной эффективности; направленности на появление новых социальных слоев, для которых «работа со знанием», мыслительная творческая деятельность станет доминантой образа жизни.
Интеллектуальный потенциал является ключевым условием обеспечения стабильного развития любого государства, его экономического и социального благосостояния. Именно высокий уровень образования рассматривается сегодня в Узбекистане как основа свободного демократического общества и как фактор экономической и социальной независимости республики. Сегодня «решающим фактором возможностей каждого государства, каждой нации являются знания и образованность, интеллектуальный и духовный потенциал людей» [1].
В этих условиях наряду с функциями социальной дифференциации, профессионально-экономической функцией, приоритетной для системы образования, становится функция формирования интеллектуального ресурса, создания интеллектуального капитала, подготовки специалистов, ориентированных на инновационный стиль мышления и деятельности. Подготовка специалиста в современном учебном заведении предполагает как формирование профессиональной компетентности, так и формирование компетентности социальной, являющейся основанием успешности личности. Обучение в вузе должно быть ориентировано не столько на усвоение узкоспециализированных знаний, сколько на овладение всем многообразным миром культурных ценностей, на формирование навыков получения, анализа и использования интеллектуальных ресурсов, на умение применять эти знания для решения конкретных проблем.
Формирование и развитие коммуникативной культуры студентов относится к одной из основных задач сегодняшнего образования. В процессе подготовки педагогических кадров решение этой проблемы представляется чрезвычайно важной, весьма актуальной и практически востребованной, поскольку профессионально-педагогическая деятельность строится на общечеловеческом и педагогическом общении — важных факторах воспитания гармонично развитого поколения.
Культура общения — это многосторонние отношения, в которых происходит самопознание, саморазвитие, самовоспитание, самосовершенствование. Важно, чтобы каждый обладал культурой общения, культурой этического мышления, использовал правильно адекватные знания в различных моральных ситуациях (на основе гуманных форм общения и поведения). В процессе общения на высоком культурном уровне активизируется коммуникабельность людей, их единство, динамичнее становится образ жизни, расширяются межличностные культурные и деловые контакты, способствующие развитию солидарности, толерантности, взаимопомощи, взаимопонимания.
Культура общения поможет будущим специалистам найти свое место в жизни, облегчит адаптационные кризисы, будет способствовать улучшению процесса коммуникации, и, в конечном итоге, станет основополагающей в профессиональном росте.
Будущим учителям необходимо знать основы, закономерности и правила общечеловеческого и педагогического общения, их технологию и технику на коммуникативное — позитивном уровне, знать и овладевать техникой и приемами общения, обусловливающими продуктивность, высокую результативность. Следовательно, встает необходимость решения проблемы эффективного общения студенческой молодежи, будущих специалистов, прежде всего, в сфере народного образования. Важно, чтобы студенты не формально, а реально, в жизненных ситуациях, в том числе, профессиональных, приобщались к практике общения посредством творческого отношения к его технологии и технике.
Подготовка студентов педагогических вузов к технологии и технике эффективного общения осуществляется на внеаудиторных занятиях по авторской программе «искусство общения»
Возможности внеаудиторных занятий со студентами в подготовке их к технологии и технике эффективного общения очень благоприятные, поскольку специфика, особенности внеучебных занятий и содержание программы «Искусство общения» [2].
Возможности внеаудиторных занятый со студентами в подготовке их к технологии и технике эффективного общения очень благоприятные, поскольку специфика, особенности внеучебных занятый и содержание программы «Искусство общения» обеспечивают необходимые условия для педагогически результативной подготовки студентов. Кроме того, студенческая молодежь сознательно и мотивационно обоснованно стремится к совершенствованию культуры общения, к его построению, эстетике элементов «языка тела», знаков и символов общения.
Программа внеаудиторных занятый «Искусство общения» учитывает специфику, особенности и широкие образовательное- воспитательные возможности внеучебных занятий, личностно ориентированный поход к студентам, связь теории и практики общения, роль технологии и техники в нем, в его эффективности, соответствующие тренинги и практикумы.
Программа внеаудиторных занятий рассчитана на достижение у студентов критерием подготовки к культуре общения, технологии и технике эффективного общения, в том числе, педагогического.
На внеаудиторных занятиях по искусству общения наиболее приоритетными обозначены темы, посвященные не только теоретическим основам общения, но и технологи- конструктивному подходу студентов к общению, изучению элементов бессловесного общения, их техники, обоснованию роли технологии и техники общения в эффективности коммуникативной деятельности (на межличностном, групповом и коллективном уровнях), в том числе, в педагогической среде.
Литература:
- Из выступления И. А. Каримова в 2003 году на открытии Международного Вестмнистерского университета.
- Нурманов А. Т. Подготовка студентов к технологии и технике эффектного общения. 2009 год 76 стр.
- Ғозиев Э. Ўқувчиларнинг ўқув фаолиятини бошқариш. — Тошкент: Ўқитувчи, 1988.- 104 б.