Перспективы оптимизации питания детей в образовательных учреждениях Ненецкого автономного округа с помощью автоматизированной системы «Рациональное питание — опора здоровья» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 14.10.2016

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Дедкова, Л. С. Перспективы оптимизации питания детей в образовательных учреждениях Ненецкого автономного округа с помощью автоматизированной системы «Рациональное питание — опора здоровья» / Л. С. Дедкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34236/ (дата обращения: 19.12.2024).



Питание представляет собой один из важнейших факторов, определяющих развитие и состояние здоровья детей, а также адаптационные возможности их организма [1]. Соответственно, для детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, организация правильного питания приобретает особое значение в связи со специфическими климатогеографическими условиями проживания в северных районах, которые обусловливают необходимость увеличения норм потребления некоторых пищевых веществ и энергии [2].

Процесс организации рационального питания детей является весьма трудоемким и затратным по времени. В этой связи весьма перспективными представляются возможности современных технологий программно-аппаратного обеспечения в решении вопросов организации питания в детских образовательных учреждениях на платформе 1С — в частности, программы «Рациональное питание — опора здоровья». Программа предназначена для руководителей образовательных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений, органов Управления образованием и здравоохранением, контрольно-надзорных органов, организаторов питания и поставщиков продуктов.

При работе с вкладкой нормативно-справочная информация пользователь может просматривать: нормативно-справочные документы; перечень избранных блюд (блюд, которые могут быть использованы для составления цикличного меню), а также корректирует этот перечень; перечень избранных продуктов; рекомендуемые показатели пищевой ценности рациона питания и наборов продуктов в соответствии с категорией питающихся и режимом питания; сборники рецептур, введенные в базу и прочую сопутствующую информацию. В программу внесены технологические карты из следующих сборников рецептур, рекомендованных для организации детского питания. Кроме того, программа предусматривает расширение базы справочников технологических карт посредством их пополнения из действующих сборников рецептур, в том числе с учетом национальных и этнических особенностей культуры питания.

Справочник продуктов содержит более 3000 наименований продуктов. По всем продуктам в базу введены данные по пищевой и биологической ценности Программа предусматривает возможность введения новых продуктов, продуктов, обусловленных региональной спецификой, что особенно важно для Ненецкого АО, учитывая климатогеографические особенности региона.

Все блюда сгруппированы в группы блюд, по каждому блюду выводится информация о сборнике рецептур. Пользователь может просмотреть перечень продуктов, которые необходимо использовать для приготовления блюда, способ кулинарной обработки. Возможен просмотр технологических карт. Все блюда можно найти с помощью сортировщика, осуществляющего поиск по группе продуктов, по ключевому слову.

Программа предусматривает возможность выбора категории довольствующихся с учетом возраста питающихся и вида образовательного (оздоровительного) учреждения; выбора режима питания и просмотра рекомендуемых показателей организованного питания.

Перечисленные достоинства этого программного обеспечения послужили основанием для его внедрения в ряде образовательных учреждений Ненецкого АО. Целями их участия в проекте стали:

 сокращение времени на написание меню;

 ведение документации по питанию;

 получение отчетности в кратчайшие сроки.

Программа была закуплена в 2013 г. Всего автоматизированную программу «Рациональное питание — опора здоровья» закупили 52 образовательных учреждения Ненецкого АО. Сумма, затраченная на покупку одной системы, составила 12 тыс. руб., соответственно, в целом затраты на автоматизацию организации питания в детских образовательных Ненецкого АО были равны 624 тыс. руб.

Что касается типов учреждений, закупивших программное обеспечение, то они преимущественно находились в сельской местности (рис. 1).

Рис. 1. Распределение типов образовательных учреждений, закупивших программное обеспечение, в соответствии с их локализацией

Примечание: ОУ — образовательное учреждение, * — достоверные различия с долей сельских ОУ (р<0,01).

Из данных диаграммы следует, что образовательные учреждения, расположенные в сельской местности, закупали программное обеспечение в 5,5 раз чаще, чем городские. Этот факт можно расценить как положительный, поскольку результаты исследований выявили, что именно в сельской местности наиболее часто отмечаются отклонения организации питания детей от нормативов.

Что касается типов образовательных учреждений, закупивших программное обеспечение, то в большинство случаев это были общеобразовательные учреждения — их доля была достоверно больше, чем ДОУ. Кроме того, в одном случае автоматизированная система «Рациональное питание — опора здоровья» была закуплена Управлением образования, молодежной политики и спорта Администрации МО «Городской округ» Город Нарьян — Мар» (рис. 2).

Рис. 2. Распределение образовательных учреждений, закупивших программное обеспечение, в соответствии с их типом

Примечание: ДОУ — дошкольное образовательное учреждение, ООУ — общеобразовательное учреждение, * — достоверные различия с долей ДОУ (р<0,05); ** — достоверные различия с долей ДОУ и ООУ (р<0,01).

В ходе реализации проекта было выделено три этапа — подготовительный, организационный и аналитический. Подготовительный этап занял около шести месяцев. Он предусматривал проведение технического дооснащения образовательных учреждений, обучение специалистов, выполнение подготовки баз данных к работе:

 были загружены базовые справочники и классификаторы, включая календарь дней типового меню, нормы потребления, приемы пищи, характеристики пищевой ценности;

 введены сведения об организациях

 создан справочник по продуктам, дополнен справочник блюд традиционными блюдами северных народов;

 создано циклическое меню.

В настоящее время реализуется организационный этап и ежедневная работа в программе.

Таким образом, в настоящее время весьма перспективным представляется внедрение в практику программного обеспечения, позволяющего автоматизировать процесс организации питания детей в образовательных учреждениях. Это позволяет существенно сократить время на составление меню, контролировать соблюдение рекомендуемы нормативов питания детей, производить точный учет продуктов на складе и стоимости питания и т. д. В Ненецком АО началась работа по внедрению подобного программного обеспечения в образовательных учреждениях — преимущественно в школах сельской местности.

Литература:

  1. Батурин, А. К. Разработка системы оценки и характеристика структуры питания и пищевого статуса населения России: автореф. дисс. д-ра мед. наук: 14.00.07. / Батурин Александр Константинович. — М., 1998. — 45 с.
  2. Еганян Р. А., Гамбарян М. Г., Карамнова Н. С.Особенности питания жителей Крайнего Севера России // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 2005. — № 4. — С. 33–37.
Основные термины (генерируются автоматически): Ненецкого АО, программное обеспечение, сборник рецептур, блюдо, программа, Рациональное питание, учреждение.


Похожие статьи

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Реализация проекта «Мое здоровье» как оптимальная организация здоровьесберегающего образовательного процесса в ДОУ

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта работы образовательной организации «Доступная среда»

Эффекты деятельности региональной инновационной площадки «Гендерное обучение как условие активизации и поддержки образовательной субъектности у взрослых и детей» в Лицее № 6 г. Благовещенска

Развитие способностей воспитанников группы компенсирующей направленности в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» как условие успешной подготовки к школьному обучению

Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в практике работы детского сада с бассейном

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность

Похожие статьи

Практические аспекты развития коммуникативных навыков у первоклассников с тяжелыми нарушениями речи на уроках по учебному предмету «Развитие речи»

Технологии формирования ценностей здорового образа жизни у участников образовательных отношений в дошкольном учреждении (из опыта работы)

Реализация проекта «Мое здоровье» как оптимальная организация здоровьесберегающего образовательного процесса в ДОУ

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в рамках проекта работы образовательной организации «Доступная среда»

Эффекты деятельности региональной инновационной площадки «Гендерное обучение как условие активизации и поддержки образовательной субъектности у взрослых и детей» в Лицее № 6 г. Благовещенска

Развитие способностей воспитанников группы компенсирующей направленности в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» как условие успешной подготовки к школьному обучению

Интеграция образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» в практике работы детского сада с бассейном

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность

Задать вопрос