На сегодняшний день выпускники образовательных учреждений среднего профессионального образования с трудом устраиваются на работу, а если устраиваются, то не всегда по специальности. Основной причиной является отсутствие опыта. Следовательно, в подготовке будущих дизайнеров проблема усиления практико-ориентированного обучения является наиболее острой.
Проектная деятельность выступает важным этапом профессионального обучения, являясь практическим и профессионально-трудовым элементом. Результат же проектирования позволяет оценить уровень сформированности профессиональных компетенций.
Плакат — вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях [3, стр. 877]. На сегодняшний день плакат является наиболее распространенным видом наружной рекламы.
Эффективное проектирование плаката зависит не только от удачного решения поставленных целей графическими средствами. Поэтому важной становится профессиональная грамотность дизайнера, складывающаяся из технического фактора, междисциплинарных связей и творческого развития личности.
Наиболее выразительные работы возникают на стыке применения современных компьютерных технологий и ручной графики [1, стр. 34]. Поэтому будущему дизайнер наравне с компьютерной графикой нужно освоить шрифт, живопись, рисунок.Кроме того, дизайнер должен хорошо ориентироваться в современных тенденциях и стилях.
Творческое мышление не является врожденным, его можно и нужно развивать. Для развития творческих способностей, кроме желания, нужна вера в себя и свои силы. Педагог на своих занятиях должен стремиться к развитию у учащихся навыков нахождения как можно большего числа решений поставленной перед ними задачи.
Практическая работа учащихся, являясь как бы дополнением к теоретическому курсу, закладывает и формирует основы квалификации специалиста заданного профиля.
В качестве примера можно привести упражнения для учащихся, направленные на развитие творческого мышления. Данные упражнения могут использоваться в рамках курса «Дизайн-проектирование» как для аудиторных занятий, так и в качестве задания для самостоятельной работы.
Цели и задачи данных упражнений — применение теоретических знаний на практике (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия — асимметрия и др.), развитие творческих способностей, развитие образно-ассоциативного мышления, освоение современных принципов, методов и приемов работы над дизайн-проектом, в том числе, особенностей аппаратных и программных средств, применяемых в дизайне.
Для работы студентам понадобиться специально оборудованная аудитория (мастерская), также требуются планшеты формата 50\50 и 50/70 см., инструменты и материалы для выполнения графических работ (тушь, краски, карандаши, канцелярский нож, кисти и так далее).
Оценивание работ по данным упражнениям осуществляется по нескольким направлениям: качество исполнения, теоретическая грамотность, соответствие и раскрытие темы задания, правильный подбор материалов, оригинальность художественного образа.
Упражнение 1. Заполнение простейших фигур (квадрат, круг, треугольник) орнаментом, используя линию, штрих и пятно (рис. 1). Материалы: бумага, карандаш, ручка.
Рис. 1. Заполнение простейших форм
Упражнение 2. Заполнение более сложных форм. Например, силуэта вазы, животного или растения (рис.2). Материалы: бумага, перо, тушь.
Рис. 2. Заполнение сложных форм
Упражнение 3. Стилизация натюрморта (рис. 3). Материал: бумага, карандаш, ручка, перо, тушь.
Рис. 3. Стилизация натюрморта
Упражнение 4. Создание объема, рельефа или пространства на плоскости с помощью линии, пятна (рис. 4). Материал: бумага, карандаш, ручка.
Рис. 4. Создание на плоскости рельефа, объема и пространства.
Упражнение 5. Разработка пиктограммы, иконического знака (рис. 5). Материал: бумага, карандаш, ручка.
Рис. 5. Иконический знак
Упражнение 6. Разработка монограммы (рис. 6). Материал: бумага, карандаш, ручка, кисть, акварель.
Рис. 6. Монограмма
Упражнение 7. Создание композиции путем соединения шрифта и изображения. При этом шрифт может размещаться в свободном от изображения месте или же накладываться на изображение (рис. 7). Материал: бумага, карандаш, ручка, перо, тушь.
Рис. 7. Композиция на основе соединения шрифта и изображения
Методика формирования необходимых навыков заключается в развитии умений находить множество решений одной проблемы всевозможными способами. Наиболее эффективными средствами для формирования умения креативно мыслить выступают метод ассоциаций, метод аналогий и метод «мозгового штурма» [2, стр. 807].
Таким образом, дизайнер должен быть разносторонне-развитой личностью, уметь использовать свои творческие навыки и современные технологии, хорошо ориентироваться в современных тенденциях и стилях. Дизайнеру должен быть информирован последними событиями в мировом сообществе, но еще и много читать. Посещение выставок и мероприятия, общение с людьми из сферы рекламы и дизайна также является неотъемлемой частью становления дизайнера как профессионала. Кроме того, дизайнеру необходимо постоянно совершенствовать свои знания и умения.
Литература:
- Воронов Н. В. Дизайн: русская версия. М.: Тюмень, 2003.
- Мажерина Е. Э. Роль дизайнера в процессе дизайн-проектирования современного рекламного плаката // Молодой ученый. 2013. № 6.
- Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь. М.: БРЭ, 2002.
- Тарасова О. П. Развитие креативного потенциала будущего дизайнера: авт. дис. канд. пед. Наук: 13.00.08/ О. П. Тарасова — Оренбург, 2010.
- Чернышев О. В. Формальная композиция. Творческий практикум. -Мн.:Харвест,1999.-312с. ISBN 985–433–206–3. (иллюстрации).