Система контроля как условие управления образовательной организацией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 15.10.2016

Статья просмотрена: 2959 раз

Библиографическое описание:

Роньжова, Н. В. Система контроля как условие управления образовательной организацией / Н. В. Роньжова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 726-728. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34270/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье проведен анализ систем контроля в образовательной сфере. Раскрыты функции систем контроля в управлении образовательной организацией.

Ключевые слова: образовательная организация, система контроля, функции контроля

Сегодня система образования требует определенных реформ — настоящих, профессиональных и понятным для российского общества. Сама система управления образованием должна стать — государственно-общественной, результаты деятельности которой будут способствовать трансформации учебных заведений как особого социального института в образовательные организации, которые будут осуществлять свою деятельность инновационного академического предпринимательства и способствовать развитию бизнеса, социальной и гуманитарной сфер. Деятельность педагогов сегодня должна быть направлена на поиски нового демократического открытого механизма управления образованием, что сориентирует образовательные процессы не на воспроизведение, а на развитие.

За последние годы вопросы контроля управления образованием, как системой, представлены во многих работах ученых. Анализ литературных источников показал, что несмотря на наличие четко сформулированных подходов к определению сущности и ключевых понятий в общей системе контроля управлением в сфере образования данные вопросы не носят единого согласованного подхода.

Целью статьи является определение сущности систем контроля в образовательной организации на основе общей теории управления с учетом особенностей образовательной деятельности.

Современные изменения в образовательном обществе; демографические изменения, связанные с сокращением численности молодого населения требует соответствующего пересмотра политики государственного контроля в этой сфере и выдвигает, в первую очередь, необходимость пересмотра подходов к пониманию функций контроля в первую очередь на уровне образовательной организации [1, С. 32]. Контроль — одна из ведущих функций управления. Говоря о контроле в образовательных учреждениях, следует различать:

− управление контролем и контроль управления;

− процесс контроля и контроль педагогического процесса;

− результаты контроля и контроль результатов.

Управление контролем не может осуществляться без надлежащей коррекции самого процесса управления, приведение его в соответствие с новыми требованиями и представлениями, то есть без контроля управления.

Организация контроля — один из самых сложных видов деятельности руководителя учебного учреждения, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения разными технологиями.

Именно контроль является тем необходимым звеном, по итогам которого начинает работать функция регулирования, осуществляет необходимые коррективы и в аналитическом процессе, и в процессе планирования и организации действия. Избирательность и точность действия функции регулирования всецело будет зависеть от уровня качества проведения контроля. Если регулировка поможет в оперативном порядке устранять выявленные несоответствия, то для принятия решений на стратегическом и тактическом уровне требуется получить информацию о состоянии системы и происходящих процессов, а затем анализировать эти данные. Таким образом, именно контроль является тем необходимым звеном, благодаря которому можно осуществлять функцию анализа. Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности [3, С. 21]. Выделим следующие функции систем контроля в управлении образовательными организациями:

  1. Стратегический контроль — функции управления образовательной организацией, обеспечивающие разработку миссии деятельности учебного учреждения, концепции его развития в целом с целью интеграции научной, образовательной и производственной деятельности в системе образования — реализуются на высшем управленческом уровне образовательной организации и предусматривают следующие элементы — социализирующие, инструментальные, диагностические, стимулирующие и мотивирующие.
  2. Общий — контроль, реализуются на всех управленческих уровнях образовательной организации и предусматривают следующие элементы — планирование, выполнение, проверка и функции постоянного улучшения процесса управления на всех этапах жизненного цикла продукции образовательной организации.
  3. Оперативный контроль — функции управления образовательной организацией, обеспечивающих выполнение конкретных действий — реализуются на более низком управленческом уровне [2, С. 56].

Выводы. Формирование обоснованного понимания о функциях систем контроля управления образовательной организацией, как стратегические, общие и оперативные, дает возможность более глубоко и четко определить значение самого процесса управления, обеспечивающая способность образовательной организации к сохранению, поддержке и развитию своей деятельности в современных экономических условиях. Перспективы дальнейших исследований заключаются в раскрытии сущности каждой из функций систем контроля управления для дальнейшего совершенствования теории и практики управления образовательными организациями, решение проблем, связанных с неоднозначностью понимания круга решаемых задач и выполняемых функций, возникающих при реализации образовательной деятельности.

Литература:

  1. Васгонов С. М. Мониторинг эффективности ВУЗа: от контроля к управлению / С. М. Васгонов, Н. П. Мордовцев // Совет ректоров. — 2013. — № 5. — С. 29–39.
  2. Логачев М. С. Разработка универсальной структуры автоматизированной системы контроля и управления образовательным процессом / М. С. Логачев // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. — 2016. — № 6. — С. 56–60.
  3. Панькин А. Б. Учебное пособие «Управление образовательными системами» / А. Б. Панькин // Хроники объединенного фонда электронных ресурсов — Наука и образование. — 2014. — Т. 1. — № 2 (57). — С. 38.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, контроль управления, необходимое звено, образовательная деятельность, самый процесс управления, система контроля, система образования, учебное учреждение, функция систем контроля, функция систем контроля управления.


Ключевые слова

система контроля, образовательная организация, функции контроля

Похожие статьи

Мониторинг как инструмент управления качеством образования в общеобразовательной организации

В статье рассматривается механизмы управления качеством образования. Описывается механизм построения в общеобразовательной организации системы управления качеством образования. Рассматривается мониторинг как один из инструментов управления качеством ...

Эффективное управление образовательной организацией. Сущность понятия «Эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией

В статье представлен анализ управления образовательной организацией. Раскрыты критерии оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации.

Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации

В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.

Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией

В статье рассматривается специфика деятельности руководителя образовательной организации в современных образовательных условиях, профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации, стили и функции управления.

Роль организации внутрихозяйственного контроля на предприятии АПК

В статье изучены элементы системы внутреннего контроля, порядок организации системы внутреннего контроля, основные направления совершенствования внутрихозяйственного контроля.

Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности

В статье рассматривается проблема эффективности и конкурентоспособности современной образовательной организации, раскрывается роль управления и непосредственно деятельности руководителя в обеспечении эффективности деятельности образовательной организ...

Мониторинг учебной деятельности

В статье автор исследует методы и инструменты мониторинга учебной деятельности, его роль в повышении качества образования, а также преимущества и ограничения мониторинга в общеобразовательной школе.

Мониторинг как средство управления качеством образования

В данной статье раскрывается роль мониторинга как одного из элементов в управлении качеством образования в школе.

К вопросу оценки достижений обучающихся

В статье рассматриваются вопросы оценки достижений учащихся.

Педагогические условия управления качеством процесса обучения в образовательной организации

В статье рассмотрены основные организационно-педагогические условия управления качеством учебного процесса в образовательной организации, способствующие совершенствованию самого образовательного процесса. Выделены этапы развития системы управления пр...

Похожие статьи

Мониторинг как инструмент управления качеством образования в общеобразовательной организации

В статье рассматривается механизмы управления качеством образования. Описывается механизм построения в общеобразовательной организации системы управления качеством образования. Рассматривается мониторинг как один из инструментов управления качеством ...

Эффективное управление образовательной организацией. Сущность понятия «Эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией

В статье представлен анализ управления образовательной организацией. Раскрыты критерии оценки эффективности управленческой деятельности в дошкольной образовательной организации.

Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации

В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.

Специфика деятельности руководителя в системе управления современной образовательной организацией

В статье рассматривается специфика деятельности руководителя образовательной организации в современных образовательных условиях, профессиональные компетенции директора общеобразовательной организации, стили и функции управления.

Роль организации внутрихозяйственного контроля на предприятии АПК

В статье изучены элементы системы внутреннего контроля, порядок организации системы внутреннего контроля, основные направления совершенствования внутрихозяйственного контроля.

Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности

В статье рассматривается проблема эффективности и конкурентоспособности современной образовательной организации, раскрывается роль управления и непосредственно деятельности руководителя в обеспечении эффективности деятельности образовательной организ...

Мониторинг учебной деятельности

В статье автор исследует методы и инструменты мониторинга учебной деятельности, его роль в повышении качества образования, а также преимущества и ограничения мониторинга в общеобразовательной школе.

Мониторинг как средство управления качеством образования

В данной статье раскрывается роль мониторинга как одного из элементов в управлении качеством образования в школе.

К вопросу оценки достижений обучающихся

В статье рассматриваются вопросы оценки достижений учащихся.

Педагогические условия управления качеством процесса обучения в образовательной организации

В статье рассмотрены основные организационно-педагогические условия управления качеством учебного процесса в образовательной организации, способствующие совершенствованию самого образовательного процесса. Выделены этапы развития системы управления пр...

Задать вопрос