Контрафактная и фальсифицированная продукция: понятия, сущность, отличительные особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 12.10.2016

Статья просмотрена: 8940 раз

Библиографическое описание:

Еськова, С. П. Контрафактная и фальсифицированная продукция: понятия, сущность, отличительные особенности / С. П. Еськова, В. В. Коварда. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 306-308. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34275/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье проведен сравнительный анализ дефиниций «контрафактная продукция» и «фальсифицированная продукция», приведены основные причины появления контрафактной продукции.

Ключевые слова: контрафактная продукция, фальсифицированная продукция, патентообладатель, товарный знак

В современных условиях проблема контрафакции является одной из важнейших проблем, с которой приходится сталкиваться не только на внутренних рынках отдельных государств, но и в международной торговле товарами и услугами. В последние годы в России отмечается рост правонарушений и преступлений, связанных с ввозом, производством и сбытом поддельных товаров.

Необходимо подчеркнуть, что в научно-популярных изданиях, экономической и юридической литературе, средствах массовой информации, других источниках в отношении поддельных товаров употребляется различная терминология: контрафактные продукты, «пиратская» продукция, фальсифицированные товары, поддельные экземпляры, изделия с нарушением права интеллектуальной собственности, «серый импорт» и пр.

Отсутствие разграничения указанных терминов и понятий, связанных с оборотом поддельных товаров, затрудняет процесс выработки эффективных мер, направленных на защиту добросовестных представителей бизнеса, как отечественных, так и иностранных, от наплыва контрафактной и фальсифицированной продукции.

Попробуем рассмотреть каждое их вышеназванных понятий.

В словаре иностранных слов контрафакция (фр. «contrefaction» — подделка и лат. «contra» — против и «facere» — делать) определяется как литературная подделка; нарушение авторского права путем воспроизведения и распространения чужого произведения [1].

В первые годы экономических преобразований в стране (начало 90-х гг. 20 века) термин «контрафакт» ассоциировался с поддельной аудио- и видеопродукцией, а впоследствии получил более широкое толкование. Контрафактную деятельность можно определить как «изготовление продукта (изделия), который настолько близко имитирует продукт другой компании, что он кажется продуктом именно этой фирмы».

Контрафакт может представлять форму незаконного использования товарных знаков, т. е. «заимствование» чужих брендов, и форму нарушения авторских прав в виде незаконного тиражирования книг, программных продуктов, аудио- и видеозаписей. Контрафактная продукция — продукция, выпускаемая предприятием с нарушением исключительных прав патентообладателей, дизайнеров товарных знаков, авторских прав на тиражирование аудиовидеопродукции, программного обеспечения, баз данных и т. п.

Номенклатура контрафактной продукции охватывает все без исключения сектора хозяйственной деятельности: спортивная одежда, обувь, парфюмерная и косметическая продукция, лекарства, автомобильное оборудование, одежда, обувь, табак, алкогольные и безалкогольные напитки, СD, DVD, и т. д.

Доли контрафакта сильно варьируют в зависимости от товарных категорий, в связи с чем имеет смысл разделить их на четыре основные сферы:

1) сферу господствующего распространения контрафакта — на уровне 70–80 % (CD, DVD-продукция);

2) сферу массового распространения контрафакта — на уровне 30–40 % (одежда и обувь, алкогольная продукция);

3) сферу широкого распространения контрафакта — на уровне 10–15 % (парфюмерия, медикаменты и лекарственные средства);

4) сферу ограниченного распространения контрафакта — на уровне 1–2 % (чай, кофе, бритвенные лезвия и др.).

Причина появления контрафактных товаров очевидна. Рыночные отношения постоянно ставят перед предпринимателем вопрос о получении коммерческой выгоды. Однако процесс разработки, производства и вывода на рынок продукции, соответствующей требованиям безопасности и качества, требует значительных финансовых и материальных вложений, что в условиях современного рынка связано с высокой степенью риска. Поэтому, пытаясь сократить время и финансовые затраты на проведение исследований, разработку новой продукции, ее создание и продвижение на рынок, недобросовестные производители незаконно используют чужую интеллектуальную собственность, ввозят и производят продукцию, несоответствующую установленным нормативно- правовым требованиям, вводят в заблуждение о ее потребительских свойствах.

Таким образом, контрафакция — это незаконное использование отдельными организациями (фирмами) известных на рынке товарных знаков, с целью извлечения доходов от производства и реализации товаров, сходных с товарами известных фирм-производителей в целях недобросовестной конкуренции и введения в заблуждение покупателя (приобретателя), ведение «дела» под чужим именем, незаконное использование чужого патента при изготовлении и продаже товаров. Термин «контрафакция» имеет место в законодательстве многих стран, а данный вид деятельности преследуется по закону соответствующего государства.

В соответствии со ст. 1252 ГК РФ под контрафактом понимается изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, приводящие к нарушению исключительного права на такой результат или такое средство. Кроме того, на основании пункта 1 ст. 1515 ГК РФ контрафактными являются товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение [2].

Не следует путать понятие «контрафакта» с понятием «фальсификата», которое также часто используется в средствах массовой информации, научной, экономической литературе. Эти понятия имеют различия с правовой точки зрения: под первым понимается нарушение интеллектуальных прав, а под вторым — нарушение технологии производства. Не случайно в Федеральном законе от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», законодатель дал отдельные определения данным категориям. Так, согласно ст. 4 указанного закона, контрафактное лекарственное средство — лекарственное средство, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства. При этом отмечается, что фальсифицированное лекарственное средство — лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о его составе и (или) производителе.

Фальсификация (от лат. Falsifico — подделываю) — это умышленное качественное изменение продукта с целью выдать товар низкого качества за товар оригинальный; подделывание чего-либо, изменение вида или свойства какого-то предмета с целью обмана для того, чтобы выдать его за предмет другого вида или качества; действия, направленные на обман покупателя и (или) потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью. Поэтому фальсификация, в широком понимании, может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение тех или иных потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных показателей, но не являющиеся существенными для потребителя.

Таким образом, под фальсифицированным товаром понимается товар, который отличается от оригинального не просто внешним видом, а внутренней составляющей, то есть качественными характеристиками, а под фальсификацией — качественное изменение товара с целью выдать товар более низкого качества за оригинальный товар.

Понятие фальсифицированной продукции применяется в основном в отношении лекарственных препаратов, продуктов питания, напитков как алкогольных, так и безалкогольных, табачных изделий. Наиболее опасным является производство и распространение фальсифицированных лекарственных препаратов, применение которых может нанести непоправимый вред здоровью человека, и даже привести к летальному исходу. В отдельных случаях понятие фальсифицированной продукции может применяться и к таким товарам, как игрушки, посуда, одежда и обувь, в случае если при производстве этих товаров использованы материалы, которые могут содержать опасные вещества.

Два этих понятия — контрафакция и фальсификация очень близки, и часто практически невозможно отнести товар к той или другой конкретной категории. Предназначенная к реализации контрафактная продукция может быть как фальсифицированной, так и подлинной (оригинальной) продукцией, но, например, с истекшими сроками хранения, либо оригинальной продукцией, но произведенной незаконопослушным правообладателем сверх объемов, отраженных в данных налоговой и иной официальной отчетности.

Следовательно, понятие «контрафактная продукция» шире термина «фальсифицированная продукция», причем некачественные изделия являются частным случаем контрафактной продукции, поскольку объем понятия «контрафактная продукция» полностью включает в себя объем термина «фальсифицированная продукция».

Литература:

1 Еськова С. П., Минакова И. В., Цуканова Н. Е., Коварда В. В., Рогов Р. А. Особенности защиты таможенными органами Р. Ф. прав интеллектуальной собственности (учебное пособие)/ СПб.: Изд-во «Интермедия». 2015. — 272 с.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

Основные термины (генерируются автоматически): товар, продукция, фальсифицированная продукция, лекарственное средство, незаконное использование, DVD, ГК РФ, массовая информация, нарушение, товарный знак.


Ключевые слова

товарный знак, контрафактная продукция, фальсифицированная продукция, патентообладатель

Похожие статьи

Контрафактная продукция: понятие и отличие от других форм подделок

В статье автор пытается дать исчерпывающее определение контрафактной продукции и выявить главные отличительные признаки контрафакта от других форм подделок.

Определение контрафактной продукции и отличие от других форм подделок

В статье автор пытается определить, что именно подразумевается под понятием «контрафакт», а также выяснить историю происхождения данного термина.

Международно-правовые аспекты защиты прав на товарные знаки в мировой экономике

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме контрафакта и поддельных товаров. Особое внимание уделено роли товарного знака (знака обслуживания), а также брэнда в международных экономических отношениях. В статье выяснены особенности обес...

Альтернативный метод маркировки импортной табачной продукции

В статье автор рассматривает необходимость и возможный вариант изменения действующего алгоритма маркировки импортной табачной продукции.

Особенности импортозамещения демериторной продукции в Российской Федерации

В статье рассматриваются актуальные проблемы импортозамещения в отраслях, выпускающих демериторную продукцию — табачную и алкогольную.

Недобросовестная конкуренция с использованием результатов интеллектуальной собственности

В статье автор исследует основные понятия недобросовестной конкуренции с использованием интеллектуальной собственности, а также их виды, последствия и методы борьбы.

Фальсификация швейных и трикотажных изделий

Любое несоответствие подлинности товара квалифицируется как подделка (фальсификация). А любая подделка нарушает право потребителя на получение товаров надлежащего качества. Поэтому одной из острых проблем современности является предотвращение фальсиф...

Недобросовестная конкуренция в отношении общеизвестных товарных знаков

В статье анализируются отдельные виды актов недобросовестных конкурентных действий, связанных со смешением товарного знака с общеизвестным. Кроме того, в статье рассматриваются различные подходу к пониманию, что представляет собой смешение и существу...

Проблема маркировки лекарственных препаратов в Российской Федерации

В статье автор пытается выделить основные проблемы маркировки лекарственных препаратов в Российской Федерации. Поэтапный переход всех участников рынка на маркировку лекарственных препаратов.

Особенности понятия и содержания дефиниции «наркотизм»

Актуальность исследования обусловлена устойчивым негативным характером сложившейся в Российской Федерации наркоситуации. В статье анализируется содержание дефиниции «наркотизм», проводится сравнение понятий «наркомания» и «наркотизм», их взаимосвязан...

Похожие статьи

Контрафактная продукция: понятие и отличие от других форм подделок

В статье автор пытается дать исчерпывающее определение контрафактной продукции и выявить главные отличительные признаки контрафакта от других форм подделок.

Определение контрафактной продукции и отличие от других форм подделок

В статье автор пытается определить, что именно подразумевается под понятием «контрафакт», а также выяснить историю происхождения данного термина.

Международно-правовые аспекты защиты прав на товарные знаки в мировой экономике

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме контрафакта и поддельных товаров. Особое внимание уделено роли товарного знака (знака обслуживания), а также брэнда в международных экономических отношениях. В статье выяснены особенности обес...

Альтернативный метод маркировки импортной табачной продукции

В статье автор рассматривает необходимость и возможный вариант изменения действующего алгоритма маркировки импортной табачной продукции.

Особенности импортозамещения демериторной продукции в Российской Федерации

В статье рассматриваются актуальные проблемы импортозамещения в отраслях, выпускающих демериторную продукцию — табачную и алкогольную.

Недобросовестная конкуренция с использованием результатов интеллектуальной собственности

В статье автор исследует основные понятия недобросовестной конкуренции с использованием интеллектуальной собственности, а также их виды, последствия и методы борьбы.

Фальсификация швейных и трикотажных изделий

Любое несоответствие подлинности товара квалифицируется как подделка (фальсификация). А любая подделка нарушает право потребителя на получение товаров надлежащего качества. Поэтому одной из острых проблем современности является предотвращение фальсиф...

Недобросовестная конкуренция в отношении общеизвестных товарных знаков

В статье анализируются отдельные виды актов недобросовестных конкурентных действий, связанных со смешением товарного знака с общеизвестным. Кроме того, в статье рассматриваются различные подходу к пониманию, что представляет собой смешение и существу...

Проблема маркировки лекарственных препаратов в Российской Федерации

В статье автор пытается выделить основные проблемы маркировки лекарственных препаратов в Российской Федерации. Поэтапный переход всех участников рынка на маркировку лекарственных препаратов.

Особенности понятия и содержания дефиниции «наркотизм»

Актуальность исследования обусловлена устойчивым негативным характером сложившейся в Российской Федерации наркоситуации. В статье анализируется содержание дефиниции «наркотизм», проводится сравнение понятий «наркомания» и «наркотизм», их взаимосвязан...

Задать вопрос