В настоящее время в различных регионах Узбекистана идет эксперимент по совершенствованию содержания средне-специального образования. Анализ материалов эксперимента показывает, что учебные средства и организация учебного процесса в академическом лицее или колледже должны позволить ученикам, по своей инициативе, выполнять выбор уровня сложности и способа изучения материала; овладевать умениями самообразования; включиться в творчество в соответствии со своими интересами и возможностями; получить помощь в выполнении упражнений и домашних заданий; рефлексировать свои возможности учиться и решать задачи; проверить свои возможности и своевременно осуществить корректировку своей подготовки и др.
Изучение только этой части требований показывает, что не только известные учебники на бумажном носителе не удовлетворяют этим требованиям, но в принципе учебники на бумажном носителе принципиально не могут удовлетворить таким требованиям [3].
Процесс вхождения школы в мировое образовательное пространство требует совершенствования, а также серьёзной переориентации компьютерно-информационной составляющей. Стремительный процесс информатизации школ на основе современных компьютеров, поступающих в учебные заведения страны, открывает в образовании путь электронным учебникам. Этот термин в настоящее время наиболее устойчив, и к этому типу разработок относятся все в большей или меньшей степени целостные компьютерные курсы учебного назначения [1].
Учебник, в классическом понимании, это книга для учащихся, в которой в определенном прядке излагается материал в определенной области знаний на современном уровне достижений науки и культуры. Следовательно, учебник как электронный, так и печатный, имеют общие признаки, а именно:
‒ учебный материал излагается из определенной области знаний;
‒ этот материал освещен на современном уровне достижений науки и культуры;
‒ материал в учебниках излагается систематически, т. е. представляет собой целое завершенное произведение, состоящее из многих элементов, имеющих смысловые отношения и связи между собой, которые обеспечивают целостность учебника.
Необходимо четко определить отличительные признаки электронного учебника от печатного. Они заключаются в следующем [1]:
- Каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определенный исходный уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. Электронный учебник весь размещен на одном компакт-диске, содержит иллюстрации, карты к тексту, задания для проверки знаний в интерактивном режиме.
- Наглядность в электронном учебнике значительно выше, чем в печатном.
- Электронный учебник является по своей структуре открытой системой. Его можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации.
- Для обеспечения многофункциональности при использовании электронного учебника на уроках:
‒ поддерживание школьной программы по предмету и использовать учебный материал согласно имеющемуся тематическому планированию.
‒ объединение всего изучаемого материала по курсу «Информатика» 5–9 класс, такой электронного учебника можно использовать на уроках, для самостоятельных занятий и для подготовки к сдаче экзаменов.
В электронном учебнике выделяется четыре основные части: содержательная, процессуальная, управляющая и диагностическая. Содержательная часть учебника включает следующие компоненты: познавательный, демонстрационный; процессуальная часть включает компоненты: моделирующий, контрольный, закрепляющий. Познавательный компонент направлен на передачу знаний обучаемому. Это, как правило, текстовая информация. Демонстрационный компонент поддерживает и раскрывает содержательный компонент, который позволяет применять знания к решению практических задач. Контрольно-закрепляющий компонент определяет степень усвоения учащимися изучаемого материала. Управляющая часть представляет собой программную оболочку электронного учебника, способную обеспечить взаимосвязь между его частями и компонентами. Диагностическая часть хранит статистическую информацию о работе с конкретными программами.
Технология создания электронного учебника достаточно трудоемка и включает следующие этапы: определение целей и задач разработки; разработка структуры электронного учебника; разработка содержания по разделам и темам учебника; подготовка материала электронного учебника; программирование; апробация; корректировка содержания электронного учебника по результатам апробации; подготовка методического пособия для пользователя [1].
Отправной точкой в создании электронного учебника является дидактические цели и задачи, для достижения и решения которых используется информационные технологии [2]. Все разделы курса и их компоненты взаимосвязаны, находятся в общей программной оболочке. Каждый компонент в указанных разделах электронного учебника доступен для пользователя из любой другого компонента.
Понятие о содержании электронного учебника является частью понятия содержания образования, под которым понимается система знаний, умений, навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных способностей школьника.
При разработке содержания учебный материал распределен следующим образом: по степени сложности восприятия; по степени сложности подачи.
В ходе этой работы особое внимание уделяется выделению: основного учебного материала; второстепенных моментов в изучении учебного материала; связей с другими темами учебного курса.
Познавательный интерес в педагогической практике рассматривают часто как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольно внимание учеников, заставят активизировать их мышление, волноваться, переживать [4].
Материал электронного учебника — это распределение содержания учебного курса и его процессуальной части в рамках программных структур разного уровня и назначения. Демонстрационная часть включает в себя все то, что необходимо представить на экране монитора для раскрытия содержательной части. Программные структуры разного уровня — это компоненты мультимедийных технологий: гипертекст и т. п. Использование этих средств носит целенаправленный характер: для активизации зрительной и эмоциональной памяти, для развития познавательного интереса, повышения мотивации учения.
Педагогическая технология — это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению планируемого результата. Применение интерактивных методов обучения влияет на успешное усвоение материала, которое отражается на отношение учащихся к предмету. Использование методов интерактивного обучения позволяет преподавателю подготовить учащихся к повседневной жизни и развить их личность. Организация интерактивного обучения осуществляется на любом этапе изучения темы.
Для преподавания информатики используются методы изучения и обучения, позволяющие передать учащимся необходимые знания и умения с целью получения соответствующей квалификации. Для проведения теоретических занятий, наряду с традиционными методами, такими как лекция, презентация, демонстрация, учебная беседа, необходимо применять интерактивные методы обучения, направленные на самостоятельное решение проблем, системное мышление, самостоятельное рабочее планирование, учение с целью понимания, развитие компетенции личности.
Любая разработка программного обеспечения включает в себя задачу проектирования деятельности будущего пользователя создаваемой системы. В зависимости от целей разработки, задач выбирается вид электронного носителя для учебника и язык программирования, который должен учитывать вид носителя. Электронный учебник, существенно отличается технологически от бумажного и должен поддерживаться электронными технологиями, к которым относятся: анимация, многоуровневые и многовариантные задания, гипертекст и т. д., то, что обеспечивает адаптивность содержательной части электронных учебников для различных кругов пользователей. В результате использования обучающимися электронного учебника происходит индивидуализация процесса обучения. Каждый ученик усваивает материал по своему плану, т. е. в соответствии со своими индивидуальными способностями восприятия. В результате такого обучения уже через 1–2 урока (занятия) учащиеся будут находиться на разных стадиях (уровнях) изучения нового материала. Это приведет к тому, что учитель не сможет продолжать обучение школьников по традиционной классно-урочной системе [1]. При таком подходе к решению проблемы у преподавателя появляется возможность реализовать дифференцированное, а также разноуровневое обучение в условиях традиционного школьного преподавания.
Обобщая вышесказанное, хотим, отметит, что пользование электронном учебником развивает в учениках творческое мышление, повышает их интерес к информатике, а также позволяет увеличению наглядности в ходе урока. А это служит для повышения качества и производительности образования в целом.
Литература:
- Лубашевская, Е. Г. Технология создания авторского электронного учебника по курсу. «География России» [http://www.openclass.ru/stories/150368 — Размещено: Елена Геннадьевна Лубашевская — вс, 29/08/2010]
- Сапрыкин, Г. А. Сибирский институт образовательных технологий РАО.
- Тайлаков, Н. И. Организация дистанционных курсов по информатике для средних школ Вестник ТГТУ. — 2004. — № 1. — С.34–39.
- Щукина, Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика. — 1988. — 204 с.