Будущее России зависит от её способности производить самые совершенные научные знания, быстро, энергично и безошибочно внедрять опирающиеся на них технологии в экономику, военное дело, социальную сферу, культуру, здравоохранение и образование. К системе высшего профессионального образования требованиями времени выдвигается задача подготовки специалистов, владеющих компетенциями, методологией творчества, сформированным творческим мышлением, развитыми профессионально значимыми личностными качествами [1, с. 73].
Для создания конкурентоспособной продукции и проведение эффективной деятельности на внешнем рынке необходимо, чтобы специалисты владели не только профессиональными компетенциями, но и готовностью к коммуникации на иностранном языке в сфере инновационной деятельности. Несмотря на то, что многие стороны делового английского языка детально изучены, методы формирования «инструментов» деятельности и познания в процессе языковой подготовки у студентов неязыковых вузов требуют научного осмысления. В результате языковой подготовки должны быть сформированы инструменты деятельности (говорение, чтение, письмо, аудирование) и инструменты познания:
‒ операции мышления (сравнение, анализ, синтез, абстракция конкретизация);
‒ формы мышления (суждение, понятие, умозаключение);
‒ функции дискурсивного мышления (индукция, дедукция).
Рассмотрим этапы профессионально творческой деятельности:
‒ анализ проблемной ситуации;
‒ выявление и формулирование проблемы;
‒ выявление и формулирование профессиональной творческой задачи;
‒ решение профессиональной творческой задачи;
‒ принятие решения.
Конкурентная среда характеризуется следующими факторами: проблемностью, неопределенностью, многогранностью, противоречивостью, дефицитом ресурсов. В условиях конкуренции методы разработки и принятия нестандартных творческих решений в условиях рынка технических инноваций приобретают особую актуальность для специалистов, чья профессиональная деятельность связана с разработкой, реализацией, коммерциализацией инновационных продуктов, процессов и услуг в условиях неопределенности, противоречивости, риска и дефицита ресурсов. Определение инноваций приведено в статье [3, с.316–317].
На рис. приводится авторская модель Володиной И. В. «Модель формирования «инструментов» деятельности и познания в процессе языковой подготовки у студентов вуза» Структура общения представлена компонентами: мотивационным, когнитивно-информационным, аффективно-эмпатийным, поведенческим и социально-перцептивным [9, с. 198–199]. Анализ коммуникативных потребностей будущих специалистов, чья деятельность будет связана с созданием инновационных продуктов, процессов и услуг приведен в работе Володиной И. В. [2, c.199]. Схема познавательной деятельности:
‒ знать и владеть методологией творчества;
‒ развивать творческое воображение;
‒ преодолевать психологическую инерцию;
‒ формировать этику творчества, (отношение специалиста к людям, окружающему миру и к себе в процессе напряженной профессионально-творческой деятельности).
Модель образовательного пространства [7, c. 44] строится на основе глобальных, национальных или региональных компьютерных систем (интернет), обучающая среда на основе локальных компьютерных систем в рамках учебного заведения или класса. Включение компьютерной техники в комплект дидактических средств способствует активизации образовательной деятельности. УМК по дисциплине «Иностранный язык» дополняется блоками: информационный блок, содержащий основную учебную информацию модуля; компактность информации достигается путем структурирования терминологии по инновационной деятельности: классификация инноваций, типы инноваций, определение инноваций; проблемный блок, содержащий проблемные задания; блок самоконтроля и контроля. Модуль учебного курса «ProfessionalEnglishForInnovationActivity» [8] состоит из несколько блоков (дидактических единиц), задача которых заключается в том, чтобы вызвать определенные умственные действия направленные на развитие «инструментов» деятельности (говорение, письмо, чтение, аудирование) и познания: операций мышления (сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация), форм мышления (суждение, понятие, умозаключение),функций дискурсивного мышления (индукция, дедукция).
Рис. Модель формирования «инструментов» деятельности и познания в процессе языковой подготовки у студентов вуза
Авторская модель Володиной И. В.
Для формирования деятельности и познания, широко используется вопросо-ответный развивающий прием.
Структура приема состоит из:
‒ алгоритма последовательно включающего студента в мыслительную деятельность;
‒ классификатора вопросов;
‒ перечня (операции, формы и функции мышления) [5, с. 107– 108];
Для преодоления психологической инерции мышления широко применяется мозговой штурм. В качестве метода активизации воображения — синектика, аналогия.
Также для самостоятельной работы студентам в пособии предлагаются тексты для чтения, знакомящие с жизнью и творчеством классиков менеджмента, что необходимо для расширения их кругозора и формирования достойной жизненной позиции. Доклады, презентации, дискуссии и педагогические игры [4, c. 386–387] демонстрируют способность студентов отстаивать свою позицию в условиях наличия противоположной точки зрения у других участников и экспертов.
Для формирования у студентов в процессе обучения целостной, логически последовательной системы знаний о природе и обществе англоязычных стран нами разработано учебно-методическое пособие «Страноведение Великобритании» [6]. Именно системные знания, а не разрозненные сведения из разных сфер жизни этих государств, создают прочную основу для формирования лингвосоциокультурной компетенции, которая является главной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Таким образом, предложенные нововведения,основанные на современных теориях, методологии и технологиях дают возможность формировать «инструменты» деятельности и познания в процессе языковой подготовки у студентов неязыковых вузов. Такие специалисты востребованы в настоящее время и будут востребованы в будущем.
Практическим вкладом в процесс профессионального становления специалиста является, по нашему мнению, осуществление языковой подготовки в вузе на основе системного подхода, реализующего профессиональную направленность обучения, включая инновационную деятельность и систему культурологических знаний.
Литература:
- Володина Е. В., Володина И. В. Формирование готовности к инновационной деятельности как средство профессионализации студентов вуза. Известия Балтийской Государственной Академии рыбопромыслового флота. — 2015. — № 3 (33). — С. 75–77.
- Володина И. В. Формирование готовности будущих инженеров к инновационной деятельности средствами иностранного (английского языка) в образовательном процессе вуза Образование, наука, научные кадры. — Юнити-ДАНА. — 2014. — № 1. — С. 198–201.
- Володина И. В. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку инновационных менеджеров в техническом вузе. Молодой ученый — 2012. — № 8. — С. 315–318.
- Володина И. В. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку инновационных менеджеров в техническом вузе. Молодой ученый — 2013. — № 8. — С. 385–387.
- Володина Е. В. Формирование профессионально направленной иноязычной коммуникативной компетенции будущих педагогов профессионального обучения: Дисс. кандидата пед. наук Москва, 2008. — 159 с.
- Володина Е. В. Володина И. В. Страноведение Великобритании: Учебно-методическое пособие. — М.: Издательство «Спутник+», 2015. — 136 с.
- Володина И. В., Володина Е. В. Формирование готовности студентов вуза технических и экономических специальностей к инновационной деятельности средствами иностранного языка. — В.: Вестник Воронежского Государственного Университета.: Проблемы высшего образования» — 2016. — № 1 — С. 44.
- Володина И. В. ProfessionalEnglishforInnovationActivity: Учебно-методическое пособие. — М.: Издательство «Спутник +», 2015. — 153 с.
- Реан А., Бордовская Н., Розум С. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2004. — 432 с.
- Щукин А. Н. Теория обучения иностранным языкам (лингводидактические основы). — М.: Икар, 2012. — 321 с.