В статье рассматривается стремление студентов рационализировать свою учебную деятельность, найти наиболее эффективные приемы изучения материала. Успешность их усилий в данной области зависит от уровня развития навыка самоанализа, воли, мотивации. Недостаточная сформированность любого из этих компонентов приводит к существенным просчетам в организации самостоятельной работы, следствием чего и является низкий уровень академической успеваемости.
Ключевые слова: учебная деятельность, студенты, академическая успеваемость
Keywords: learning activities, students, academic performance
В вузе необходимо максимальное использование всего арсенала возможностей учебно-образовательного процесса и внеучебной работы, ориентированных не только на прочное, глубокое усвоение знаний и формирование профессиональных навыков и умений, но и на развитие профессионального самоопределения студентов — будущих специалистов. Важным представляется организация психологического сопровождения учебной деятельности с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Студент, не отдающий себе отчет, зачем и для чего он учится в вузе, не знающий ни своих собственных ресурсов, ни требований профессии, не реализующий себя в конкретной общественной практике, не развивающий в себе нужные компетенции, личностный и профессиональный потенциал, не готовящий себя к жесткой конкурентной борьбе в мире взрослых профессионалов, вряд ли станет успешным в профессиональной деятельности.
Очень важным является вопрос об осознанном, осмысленном отношении студента к своей учебной деятельности. На первый взгляд мысль о том, что, обучаясь в вузе, студент должен уметь планировать и программировать свое будущее, кажется банальной. Но при ближайшем рассмотрении жизненных и профессиональных целей наших студентов можно только констатировать, что четких и более-менее осмысленных представлений о своем ближайшем будущем у них, как правило, нет [1]. Современный компетентностный подход в образовании, выделяет для нас новую задачу формирование у студентов навыков самообразования и самообучения, но это становится невозможным без самоопределения целей и мотивов самого студента. Для успешной образовательной деятельности студенту необходимо расставлять приоритеты, формулировать свои личные цели и задачи. Можно предположить, что подобный процесс возникает сам собой, но это далеко не так. Подобного рода работой необходимо настойчиво заниматься, начиная с первых лет обучения в университете.
Следует формировать у каждого студента убеждение в своей профессиональной пригодности, а также ясное понимание необходимости овладения всеми дисциплинами, видами подготовки, предусмотренными учебным планом данного вуза [2]. Воспитание студентов — это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств — направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др. [3].
На современном этапе развития российского образования полностью пересмотрена концепция высшей школы, и многие российские студенты уже получают образование по европейской системе. Как отмечают Любченко В. С. и Синюгина Т. В., парадигма европейского образования заключается в том, что теперь уже не человека учат, а человек учится [4].
Особенно это актуально для высшей школы. Акцент делается на самостоятельной форме обучения студентов, при этом она переходит на качественно новый уровень. В основу данной парадигмы положена компетентностная модель специалиста, менее жестко привязанная к конкретному объекту и предмету труда. Наличие образовательного модуля дает широкое пространство для выбора вариантов изучения тех или иных дисциплин по конкретной специальности, где студенты являются полноправными партнерами в управлении процессом получения высшего образования.
Обучение в вузе осуществляется через различные формы: лекции, практические, семинарские и лабораторные занятия, самостоятельную работу (подготовка рефератов, рецензий, докладов, самостоятельная работа над первоисточниками, курсовое и дипломное проектирование, самостоятельные научные исследования по линии студенческого научного общества). Используются и специфические формы работы: консультации и коллоквиумы. Первые — для разъяснения и уточнения, вторые — для проверки и углубления знаний. Причем и во время лекции, и в ходе различных практических занятий центральное место занимает самостоятельная мыслительная деятельность обучающегося [5].
Студенты имеют большую свободу в организации самостоятельной учебной работы. Полный отчет о ее результатах они дают, как правило, на экзаменах.
Современная психологическая наука придает большое значение сознательному отношению студента к учебному процессу. Формирование навыков самостоятельной работы студентов — важная задача преподавателей вуза. Без целенаправленного руководства умение работать приобретается медленно, так как студент тратит много времени на поиски рациональных приемов организации самостоятельной работы.
Значимость сформированности навыков организации самостоятельной работы студентов очевидна, так как самостоятельная работа позволяет студентам осуществлять глубокое изучение сущности вопроса, основательно в нем разобраться, вырабатывать стойкие индивидуальные взгляды и убеждения, развивать умение самостоятельно приобретать и углублять знания, формировать трудолюбие, дисциплинированность, аккуратность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления.
Все это особенно важно в условиях бурного развития науки и техники, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится заниматься самообразованием — повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения различных литературных источников. Задача преподавателя — создание условий для достижения высоких результатов обучения.
Обычно к вузовской системе обучения быстрее других адаптируются студенты, которые строго соблюдают режим дня, учитывают проделанную за день, за месяц работу, добросовестно и умело конспектируют и обрабатывают лекции, систематически готовятся к различным практическим занятиям и т. д. [6].
Существует целый ряд факторов, влияющих на успешность обучения студентов в высших учебных заведениях: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике довузовского обучения; форма обучения; наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность вуза; индивидуально-психологические особенности студента.
Значительная часть студентов стремится рационализировать свою учебную деятельность, найти наиболее эффективные приемы изучения материала. Успешность их усилий в данной области зависит от уровня развития интеллекта, самоанализа, воли.
Недостаточность развития любого из этих свойств приводит к существенным просчетам в организации самостоятельной работы, следствием чего и является низкий уровень регулярности занятий, неполная подготовленность к экзаменам.
Интеллектуально более развитые студенты в обычных, рассчитанных на среднего студента условиях обучения не стремятся к выработке рациональных приемов усвоения знаний. Этот стиль учебы — «штурмовщина», риск, недоучивание материала — складывается еще в школе. Потенциальные возможности таких студентов остаются нераскрытыми, особенно при недостаточном развитии воли, ответственности, целеустремленности личности.
В связи с этим возникает необходимость дифференцированного обучения, особенно в вузе. Принцип «от каждого по способностям» должен пониматься не как снижение требований при равнении на слабых, а как повышение требований к способным студентам. Только при таком подходе полностью реализуются интеллектуальные и волевые способности каждой личности, становится возможным гармоничное ее развитие. Студенты с более высоким уровнем регулярности учебной работы являются, по самооценке, более волевыми, тогда как занимающиеся менее регулярно чаще рассчитывают на свои интеллектуальные возможности. Умение работать систематически даже при средних интеллектуальных способностях обеспечивает студентам устойчивую высокую успеваемость. Отсутствие же умения организовать себя, равномерно распределить учебные занятия даже при наличии достаточно развитого интеллекта ослабляет способность к усвоению программного материала и препятствует успешной учебе. Следовательно, несистематичность учебных занятий является одним из значимых факторов отсева студентов.
Литература:
- Ботвич Т. А., Кожевникова Т. А., Становление видов направленности у студентов высших учебных заведений / В книге: Избранные вопросы современной науки Центр научной мысли. Москва, 2016. С. 93–110.
- Виноградова Г. А. К проблеме субъективного благополучия студентов в условиях социально-экономического кризиса / В сборнике: Психологическая культура и психологическое здоровье личности в современных социокультурных условиях региональная научно-практическая конференция. Ответственные редакторы: В. Е. Якунин, Е. А. Денисова, В. В. Пантелеева. 2015. С. 114–117.
- Виноградова Г. А., Сашилова Т. П. Развитие психологических ресурсов студентов-первокурсников (на примере студентов-социологов) / Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2009. Т. 11. № 4–6. С. 1481–1488.
- Любченко В. С., Синюгина Т. В., Студенты технического вуза: основные типы жизненного самоопределения / Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2013. № 2. С. 197–202.
- Николаева А. А., Караханян К. Г. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление / В сборнике: Образование в современном мире: инновационные стратегии сборник научных трудов. 2016. С. 39–48.
- Николаева А. А., Фролова Н. А., Социальные технологии формирования молодежной активности в современном российском обществе / Образование и общество. 2012. № 3. С. 51