In this article features of an organizational stage of a modern lesson at elementary school are considered, effective acceptances of a psychological spirit of younger school students on assimilation of the studied content are described. Some ways of realization of the described lesson stage are characterized, indicators of efficiency of their application are formulated.
Keywords: modern lesson; organizational stage of a lesson; methods of implementation of an organizational stage; acceptances of a psychological spirit; elementary school.
Изучением вопроса организации и построения урока, его структуры занимались такие ученые, как В. А. Онищук, Н. А. Сорокина, И. В. Страхов, Ю. А. Корнажевский, Н. М. Яковлева, М. Н. Скаткина, Н. Е. Щуркова и мн.др. В современной научно — методической литературе дается множество определений понятия «урок».
Наиболее полное определение предложил В. А. Сластенин, по его мнению, «урок — специально организованная форма обучения, во время которой педагог познавательной деятельностью класса с учетом индивидуальных особенной каждого из учеников, используя различные средства и методы, которые создают благоприятные условия для овладения каждым учеником основ изучаемого предмета, а также для формирования и развития познавательных способностей учащихся» [5].
Н. Е. Щуркова вводит понятие «современный урок», в ее понимании, это свободный урок, где ученик чувствует себя раскрепощенно, отсутствует страх.
Каждый урок имеет свое строение — структуру, последовательность определенных этапов. Традиционно выделяют следующие этапы: организационный, проверка домашнего задания, объяснение нового материала, его закрепление и применение на практике [4].
Психологи отмечают, что познавательный интерес и активность младшего школьника динамически развиваются, могут как прогрессировать, так и регрессировать под воздействием различных факторов. В настоящее время традиционные формы организации и проведения урока устарели, необходимо завладеть вниманием ученика, заинтересовать его, формировать познавательный интерес и активность.
Организационный этап урока является одним из наиболее значимых в ходе урока, так как он является предпосылкой формирования познавательного интересе и мотивационной сферы у младших школьников,
Организационный этап урока — важная составляющая урока, от качества проведения которой во многом зависит настрой учащихся на урок, ход и результат урока, а также уровень заинтересованности и усвоенного материала учениками.
Урок начинается с организации условий, с помощью которых он протекает наиболее благоприятно. Основная задача организационного этапа носит психологический характер: обеспечить благоприятную внешнюю обстановку класса, а также психологически настроить учеников к предстоящей учебной деятельности и взаимодействию.
Содержание организационного этапа заключается в следующем: приветствие учащихся; выявление отсутствующих; проверка готовности учеников и помещения к уроку; организация внимания и сосредоточенности детей.
И. В. Страхов отмечает, что важно воспитать у младших школьников привычку к мгновенному переходу от психологического состояния перемены к рабочему состоянию учебной деятельности [6].
На практике организационный этап можно осуществлять различными способами, но не все они оказываются эффективными. Так, резкое повышение голоса и изменение тона речи могут разрушить положительный психологический контакт. Эффективными являются следующие приемы психологического настроя:
– приветливая улыбка педагога;
– обозначение своего настроения при помощи смайликов, фигурок;
– составление девиза на урок;
– обмен мнениями, предложениями, идеями по поводу предстоящего урока;
– прочтение стихотворных эпитетов, отрывков рассказов, касающихся темы урока.
Учебно-воспитательная задача данного этапа, по мнению
Ю. А. Корнажевского, заключается в организации и направлении познавательного интереса учащихся, подготовка к усвоению нового материала; формировании осознанного характера учебной деятельности [3].
Сообщение темы урока, формулировка целей и постановка задач урока, выявление практической значимости изучаемый темы, мотивация учащихся к ее усвоению, а также постановка учебной проблемы перед учениками — важные компоненты на данном этапе. Необходимо заинтересовать младших школьников в выполнении учебных задач и целей, в противном случае цель урока не имеет никакого смысла, до тех пор, пока она не стала личной целью каждого из учащихся. Понимание учебной цели учащимися дает возможность стать им активными участниками учебной деятельности.
Организационный этап, сообщение темы и целей урока можно осуществить различными способами:
– вступительное слово учителя (может включать в себя элементы беседы, дидактические игры, сюрпризные моменты, обращение к сказочным героям и др.);
– вводная беседа (может включать в себя повторение пройденного материала, плавный переход к новой теме);
– создание проблемной ситуации, решение которой может учащимся перейти к новой теме урока;
– использование дидактических игр (головоломки, загадки, ребусы, кроссворды, пазлы, зашифрованные слова и т. д.);
– применение социоигровых приемов;
– включение учащихся в созданную игровую ситуацию (оказание помощи сказочному герою, волшебный конверт с заданиями, отправление в вымышленное путешествие и т. д.);
– психологический и эмоциональный настрой на урок посредством творчества:
- чтение художественных произведений;
- рассматривание иллюстраций, репродукций картин и т. д.;
- прослушивание музыкальных произведений;
- созерцание природных явлений;
- просмотр фрагмента фильма, видеозаписи;
- описание ситуации, в которую нужно мысленно перенестись;
- обращение к историческому и личному опыту;
– постановка эвристического вопроса или познавательной задачи;
– использование цепочек из заданий (квесты);
– использование наглядного материала (таблицы, незаконченный рисунок или схема, принесенные предметы и т. д.);
– задания для развития логического мышления, воображения, наблюдательности;
– приглашение «гостя» для подготовки к изучению новой темы и мн. др. [1; 2; 6].
Выделяют показатели эффективности выполнения учебно-воспитательных задач организационного этапа:
– высокая активность познавательного интереса учащихся в процессе урока;
– высокий уровень восприятия и осмысления полученного материала;
– положительный настрой учеников на усвоение нового учебного материала;
– понимание необходимости и значимости изученного материала.
Современный педагог должен уметь пользоваться нестандартными методами и способами построения урока, в особенности организационного этапа, так как данный этап является важным фактором развития познавательного интереса младших школьников, способствует успешному освоению учебного материала.
Литература:
- Зотов, Ю. Б. Организация современного урока: Книга для учителя [Текст] / Ю. Б. Зотов. — М.: Просвещение, 1984.- 144 с.
- Кириллова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. [Текст] / Г. Д. Кириллова. — М.: Просвещение, 1980. — 174 с.
- Конаржевский, Ю. А. Анализ урока [Текст] / Ю. А. Конаржевский. — М.: Педагогический поиск, 2000. — 126 с.
- Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ. пед. колледжей [Текст] / И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 400 с.
- Сластёнин, В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст] / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2004. — 576 с.
- Чуракова, Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе [Текст] / Р. Г. Чуракова. — М.: Академкнига, 2009. — 112 с.