Исследование посвящено изучению характеристик потребителей биологически активных добавок (БАД) при совершении покупке этих товаров в аптечных организациях. Выявление факторов, которые в дальнейшем определяют успех в предпринимательской деятельности, получение и исследование информации, которая касается целевых потребителей и их предпочтений, является обязательным условием для дальнейшего планирования маркетинговых мероприятий любой коммерческой организации. Исследование посвящено определению социального статуса посетителя аптеки и изучению влияния на него различных внешних факторов. Разработана анкета, содержащая 25 вопросов. Проведено анкетирование 145 посетителей в 5 аптеках с мая 2016 по сентябрь 2016 года. Установлено влияние финансового кризиса на демографические характеристики посетителей аптек, самооценку их состояния здоровья, поведенческие характеристики и характеристики покупки.
Ключевые слова: маркетинговые мероприятия, биологически активные добавки, изучение потребителей, характеристики посетителей, социологическое исследование
Актуальность темы. Финансовый кризис отразился на различных сторонах жизни общества, в том числе на деятельности аптек. Одним из условий финансовой стабилизации аптеки в условиях современной экономики является усиление маркетинговой деятельности в аптеке [2,6,8].
Стремление к здоровому образу жизни набирает силу. Население высокоразвитых индустриальных стран особенно открыто ко всему, что делает людей здоровыми. На этой волне пищевая индустрия начинает переориентироваться на производство продуктов питания с новыми качествами, улучшающими здоровье [1,5].
Современная медицина уделяет большое внимание взаимосвязи между здоровьем человека и особенностями его питания, которое является не только средством насыщения и источником энергии, но и фактором нормального функционирования всех систем организма, повышения сопротивляемости его к различным неблагоприятным воздействиям внешней среды [3,7].
Оптимизация рациона современного человека с учетом рекомендуемых норм потребления не может быть достигнута простым увеличением потребления натуральных продуктов питания без причинения вреда здоровья, а требует новых подходов и решений. В этой ситуации большинство ученых — нутрициологов приходит к выводу о необходимости широкого применения БАД, представляющих натуральные комплексы эссенциальных веществ, таких как минералы, витамины, пищевые волокна, экстракты лекарственных растений, ненасыщенные жирные кислоты, аминокислоты и т. д. [6,7].
В России о биологически активных добавках широкому кругу людей стало известно в конце девяностых годов двадцатого века. Именно в это время биологически активные добавки в нашей стране стали рассматриваться, как источник оптимизации и получения с пищей достаточного количества необходимых организму питательных веществ естественного происхождения. [1,2,3,4].
Цель исследования: изучение социального статуса потребителей биологически активных добавок в аптеках аптечной сети «Аптечный дом».
Объекты исследования: 145 анкет посетителей аптек, приобретающих БАД или интересующихся данными товарами.
Методы исследования: контент-анализ, структурный, графический, логический, социологический.
Результаты иих обсуждения: При анкетировании определилась медико-социальная характеристика принявших участие в опросе респондентов. 66,5 % из них принадлежит к женскому полу, 33,5 % — к мужскому, 64,8 % опрошенных женаты или замужем 10,7 % — не состоят и не состояли в брачных отношениях, 24,5 % -состояли в браке
Анализ ответов показал, что 59,7 % опрошенных имели высшее образование, 25,2 % — среднее специальное образование, 15,1 % — среднее. Большая часть ответивших на вопрос является служащими (58,2 %). Доля предпринимателей и рабочих — (18 % и 11,4 % соответственно), 7,8 %- студенты, 4,6 % -безработные.
Была изучена структура семей анкетируемых (количество родственников, с которыми принявший в опросе человек проживает на одной площади. Как правило это семья из 3-х человек 43,4 %; из 4-х (19,8 %); из 2-х (28,3 %).
Среднемесячные доходы и расходы респондентов легли в основу анализа социально-экономического круга посетителей аптечной организации. До пятнадцати тыс. руб. в месяц имеют доход (47 %), до тридцати тыс. руб. (29 %) и до пятидесяти тыс. рублей (24 %).
Рис. 1. Результаты оценки платежеспособности потребителей биологически активных добавок, %
Определено сколько же денег в процентном отношении семья имеет возможность тратить на медикаменты и собственно саму медицину. Стало известно, что почти 60 % способны потратить на поддержание здоровья не более 5 %, 34 %- до 10 % дохода и только 8 % респондентов могут потратить на медицину более 10 % своего дохода.
Большинство респондентов (95,1 %) субъективно поставили оценку своему состоянию здоровья «хорошо» или «удовлетворительно». Тем не менее хронические заболевания имеются у 52,5 % опрошенных. Посещают аптеку с целью получения фармацевтической помощи 2 раз в месяц 61,4 % респондентов, чаще 2 раз-23,2 %, реже 1 раза в месяц 15,4 % посетителей.
Фармацевтическая отрасль интенсивно развивается, на рынке появляются все новые лекарственные средства, таким образом, возрастает риск полипрагмазии. В связи с этим в анкете присутствует вопрос о количестве принимаемых лекарств. Установлено, регулярно принимают лекарственные средства только 45,1 %, остальные не выполняют предписания врача, до двух лекарственных препаратов принимают 6,9 % опрошенных, более трех- 10 %.
Заданы вопросы об образе жизни опрошенных и о наличии вредных привычек. Мнения опрошенных об образе жизни показали, что значительная аудитория считает, что они физически активны (44,3 %) и слабо активны (27,9 %). Выяснилось, что только 24,6 % респондентов не курит, а 15,8 % — бросили курить, 25,7 %-никогда не курили. Среди курящих у 22 % стаж 5–8 лет, у 43 % — стаж 8–15 лет, по 16 % отметили свой стаж курени как 16–25 лет и более 25 лет.
Большинство опрошенных (83,5 %) уверены, что за собственное здоровье отвечают лично они, 8,2 % анкетируемых считает, что система здравоохранения, ответственность на государство возложили 8,3 %.
Нас интересовало, какое место отводят собственному здоровью в собственной иерархии жизненных ценностей респонденты. Выяснилось, что 62,5 % опрошенных ставят собственное здоровье на 1 первое место, 24,5 % — отводят ему второе место, 11,7 % — третье, 1,3 % — четвертое.
Выводы.
Портрет посетителя аптеки — потребителя БАД: женщина, состоит в браке (64,8 %), имеет высшее образование (59,7 %), служащая (58,2 %), семья состоит из трех человек (43,4 %), с доходом в месяц до 15 тыс. рублей (47 %), из которых 9 % она может потратить и тратит на лекарственные товары и фармацевтические услуги для себя и членов семьи. Покупатель оценивает свое здоровье как удовлетворительное, он обращается за фармацевтической помощью в аптеку не чаще 2 раза в месяц.
Потребители биологически активных добавок уверены, что сохранять и укреплять свое здоровье, выбирая в шкале приоритетов здоровый образ жизни, должны они сами. Абсолютное большинство активных потребителей биологически активных добавок считают, что поддержанием хорошей физической формы, ведение рационально-активного образа жизни
Результаты исследования положены в основу формирования ассортимента аптечного предприятия, который будет способствовать удовлетворению платежеспособного спроса населения, привлечения новых и развитию старых клиентов.
Литература:
- Белоусова О. В., Белоусов Е. А., Белоусов П. Е., Белоусова Е. В./ Медико-социальное досье пациентов отделения сосудистой хирургии, страдающих варикозной болезнью вен нижних конечностей.// «Молодой учёный», серия медицина, часть 4-я,№ 2(106), январь 2016г.С.326–330.
- Белоусова О. В., Белоусов Е. А., Петренко С. Ю. / Маркетинговое исследование ассортимента лекарственных средств, применяемых для лечения грибковых заболеваний «Молодой учёный», серия «Медицина», часть 3, № 16 (120), август 2016г.С.424–426.
- Белоусов Е. А., Белоусова О. В., Карасёв М. М./ Фармакоэкономические подходы к формированию ассортимента препаратов для лечения никотиновой зависимости в аптечных организациях.//«Молодой учёный», часть 3-я, № 24(104), декабрь 2015г. С.255–258.
- Григорьев Д. Анализ рынка биологически активных добавок // Бизнес медицина. — 2005. — № 8. — С.78–82.
- Курбанова, М. Г. Исследование и разработка полифункциональных добавок на основе гидролизатов казеина и практическая реализация технологий пищевых продуктов с их использованием: дис. … д-ра техн. наук: 05.18.04 /Курбанова Марина Геннадьевна. — Кемерово, 2012. С. 369.
- Романова Е. Ю. Кризис — процесс, которым нужно управлять. Новая Аптека. 2009. (Эффективное управление). № 2. С. 23–24.
- Симакова С. А. Применение композиции гумата калия и спирулины в качестве биологически активной добавки к пище / С. А. Симакова, Г. М. Исхакова, П. П. Пурыгин // Известия самарского научного центра РАН. Т. 11 (27), № 1 (5). — Самара: (СНЦ) РАН, 2009. — С. 1097–1099.
- Фомина Л. Б. Политика финансовой стабилизации аптеки в условиях современной экономики. НоваяАптека. 2009. (Нормативныедокументы). № 10. С. 51–54.
Сведения об авторах:
Белоусов Евгений Александрович-кандидат фармацевтических наук,
старший преподаватель кафедры управления и экономики фармации НИУ БелГУ
г. Белгород, ул. Победы, 85;
E-mail: belousov_e@bsu.edu.ru
Белоусова Ольга Викторовна-кандидат фармацевтических наук,
доцент кафедры управления и экономики фармации НИУ БелГУ
E-mail: belousova_e@bsu.edu.ru
Иващенкова Алина Олеговна— студентка 3 курса Медицинского института
Карасёв Михаил Михайлович — кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры фармакологии, клинической фармакологии и фармации ОГУ им. И. С. Тургенева
г. Орел, ул. Комсомольская, 85;
E-mail: mikhailkarasev@yandex.ru
Белоусова Евгения Викторовна — врач акушер-гинеколог
Брянская областная больница № 1
г. Брянск, пр. Станке Димитрова,86, ГАУЗ «БОБ № 1»
E-mail: kolobok-nav@mail.ru