Программа поддержки осознанного профессионального самоопределения школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 19.10.2016

Статья просмотрена: 293 раза

Библиографическое описание:

Самохина, В. М. Программа поддержки осознанного профессионального самоопределения школьников / В. М. Самохина, М. Ю. Похорукова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 20 (124). — С. 728-730. — URL: https://moluch.ru/archive/124/34407/ (дата обращения: 17.10.2024).



Программа поддержки осознанного профессионального самоопределения школьников

Самохина Виктория Михайловна, доцент,

Похорукова Мария Юрьевна, доцент,

ТИ (ф) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова»

В настоящее время практически все вузы РФ испытывают трудности с набором студентов, особенно в сложном положении оказываются филиалы высших учебных заведений. В большом многообразии профессий, которое сейчас существует, школьникам очень сложно сделать правильный выбор, что впоследствии зачастую влечет к трудностям в процессе обучения. В связи с этим особую актуальность приобретает эффективная профориентационная работа в рамках приемной кампании учебных заведений, направленная на поддержку осознанного процесса профессионального самоопределения школьников.

В основном студентами первого курса становятся выпускники школ (80%), выпускники СПО (20%). Практика работы в области профориентации показывает, что профориентационную деятельность необходимо начинать со школьниками 9 класса, со студентами СПО 1 курса.

Профориентационная деятельность в рамках высших учебных заведений – это система подготовки потенциальных абитуриентов к самостоятельному, свободному и сознательному выбору профессии с учетом индивидуальных способностей личности, ее потребностей, а также полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества [1].

Для того чтобы помочь старшеклассникам сделать правильный выбор профессии сотрудниками ТИ (ф) СВФУ была разработана автоматизированная диагностическая программа, включающая в себя пассивные и активные методы профориентации, направленные на вовлечение старшеклассников в мир науки и студенчества и поддержку их профессионального самоопределения. На рисунке 1 представлена структурная схема, содержащая три основных блока информационной системы:

Рис. 1. Схема поддержки профориентации в информационной системе

Рассмотрим более подробно каждый из указанных блоков.

Блок 1 – «Информационный». Рассчитан на учащихся 9 классов СОШ, 1 курс СПО и предполагает проведение следующих мероприятий:

‒ подготовка и распространение полиграфической продукции: размещение информационных стендов о направлениях подготовки и специальностях ТИ (ф) СВФУ в школах г. Нерюнгри и ближайших улусах;

‒ организация экскурсий старшеклассников в ТИ (ф) СВФУ в рамках «Дня открытых дверей»;

‒ ежемесячная публикация отчетов о достижениях ученых и студентах института, не только в области научной деятельности, но и во внеучебной (спортивной, культурной, творческой и др.);

‒ организация встреч с успешными выпускниками ТИ (ф) СВФУ разных лет, для этого создана «Ассоциация выпускников», встречи проводятся 2 раза в год.

‒ проведение первичной диагностики школьников с помощью разработанной «Информационной системы поддержки принятия решений в процессе профессионального самоопределения» [2].

В данной системе используются следующие профориентационные методики: «Диагностика структуры сигнальных систем» (Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова); «Дифференциально-диагностичекий опросник» (ДДО, автор Е.А. Климов), «Карта интересов» (А.Е. Голомшток); «Карта интересов» (модификация О.Г. Филимоновой); «Матрица выбора профессии» (Московский областной центр профориентации молодежи); Опросник для определения профессиональной готовности» (Л. Н. Кабардовой), анкета «Ориентация» (И.Л. Соломин); «Якоря карьеры» (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова) и др. [3]. Такое многообразие методик предоставляет возможность для получения достоверных и объективных сведений о профессиональных интересах и предпочтениях пользователей, что, безусловно, является важным условием для организации успешного процесса профессионального самоопределения.

Блок 2 – «Промежуточно-диагностический». Рассчитан на учащихся 10 классов СОШ, 2-3 курс СПО, предусматривает следующие мероприятия:

‒ проведение бесед преподавателей ТИ (ф) СВФУ с будущими абитуриентами о спецдисциплинах, изучаемых в рамках образовательных программ, возможностях трудоустройства и т.д.;

‒ проведение школьных конференций с участием специалистов института;

‒ консультирование старшеклассников преподавателями ТИ (ф) СВФУ при написании исследовательских работ;

‒ проведение интерактивных игр по профориентации. Создаются три группы участников: «Хочу», «Могу» и «Надо». Один из участников группы «Хочу» называет любую профессию, например: «Я хочу быть программистом». Участники группы «Надо» называют любое необходимое для профессии условие, например, «Тогда ты должен отлично знать информатику». Если выдвинутое условие соответствует возможностям и способностям участника группы «Хочу», он переходит в группу «Могу». В качестве жюри выступает группа «Надо», которые выбирают специалистов востребованных на рынке труда профессий.

‒ промежуточная диагностика интересов и предпочтений школьников с целью проверки изменений или подтверждений намерений выбора будущей профессиональной деятельности.

Блок 3 – «Итогово-диагностический». Рассчитан на учащихся 11 классов СОШ, 4 курс СПО содержит следующие мероприятия:

‒ организация предметных олимпиад (участие школьников свидетельствует об их интересах к определенному предмету и, как следствие, к определенному направлению подготовки или специальности);

‒ привлечение школьников к участию в конференциях различного уровня: Всероссийская и региональная конференции, которые ежегодно проводятся в ТИ (ф) СВФУ;

‒ организация встреч с работодателями позволит будущим студентам увидеть реальную заинтересованность руководителей предприятий в специалистах данной квалификации, а также узнать требования, предъявляемые к выпускникам;

‒ проведение итоговой диагностики с целью окончательного определения профессиональных намерений абитуриентов.

Каждый из блоков информационной системы предполагает активное вовлечение как преподавателей высших учебных заведений и работодателей, так и школьников и способствует осознанному профессиональному самоопределению, что, в свою очередь, предполагает успешное обучение, затем трудоустройство и, соответственно, профессиональную самореализацию (рисунок 2):

Рис. 2. Схема реализации профессионального самоопределения школьников в рамках разработанной программы

Разработанная программа по профориентации рассчитана на 3 года, она поможет школьникам сделать осознанный выбор профессии с учетом индивидуальных способностей, потребностей и реальных требований работодателей.

Литература:

  1. Титова С. В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза // Мир современной науки. – 2011. – Вып. № 6.
  2. Макарова М. Ю., Самохина В. М. Информационная система поддержки принятия решений в процессе профессионального самоопределения // Молодой ученый. — 2015. — №21. — С. 801-805.
  3. Каталог психологических тестов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psytests.org/test.html, свободный. – Загл. с экрана (дата обращения: 05.10.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): информационная система, профессиональное самоопределение, блок, направление подготовки, организация встреч, осознанное профессиональное самоопределение, проведение, профессиональное самоопределение школьников, профориентационная деятельность, разработанная программа, участник группы, школьник.


Похожие статьи

Организация обучения школьников в условиях инклюзивного образования

Организация коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста в дополнительном инклюзивном образовании

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческих способностей на основе деятельностного подхода в обучении младших школьников

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Программа корпоративного обучения «Психолого-педагогическое просвещение педагогов по проблеме одаренности»

Система работы с одаренными школьниками в рамках общественных дисциплин

Система поиска и поддержки одаренных школьников в рамках реализации ФГОС начального общего образования

Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной организации

Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся гуманитарного направления

Похожие статьи

Организация обучения школьников в условиях инклюзивного образования

Организация коммуникативного взаимодействия детей младшего школьного возраста в дополнительном инклюзивном образовании

Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие творческих способностей на основе деятельностного подхода в обучении младших школьников

Развитие навыков устной речи младших школьников на основе групповой работы на уроках иностранного языка

Программа корпоративного обучения «Психолого-педагогическое просвещение педагогов по проблеме одаренности»

Система работы с одаренными школьниками в рамках общественных дисциплин

Система поиска и поддержки одаренных школьников в рамках реализации ФГОС начального общего образования

Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной организации

Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся гуманитарного направления

Задать вопрос