Данная статья содержит информацию, раскрывающую пульсограмму практического занятия по физическому воспитанию студентов на основе системы кроссфит.
Ключевые слова: студенты, физическое воспитание, кроссфит
Известно, что кроссфит является системой физического совершенствования, где упражнения выполняются с высокой интенсивностью для различных групп мышц, что способствует не только развитию мускулатуры студента, но и улучшению функционированию сердца, дыхательной системы и обеспечивающие развитие выносливости [4].
В теоретическом аспекте авторов [1,2] отличают, что кроссфит как вид спорта имеет свои особенности:
‒ разносторонний характер воздействия на организм и на развитие специальных профессионально-волевых качеств. Чередование движений и действий, часто изменяющиеся по интенсивности, разносторонности и продолжительности:
‒ двигательная деятельность оказывает благоприятное общее комплексное воздействие, на организм занимающихся, способствует развитию и совершенствованию у студентов основных физических качеств.
Объект исследования. Образовательный процесс по физическому совершенствованию студентов на базе использования средств системы кроссфит.
Цель исследования. Определить ответную реакцию сердечно-сосудистой системы студентов на основе кроссфита в процессе практического занятия по физическому воспитанию.
Задачи исследования.
- Проанализировать динамику ЧСС при проведении практического занятия средствами кроссфита.
- Определить процентное соотношение энергообеспечения занятия системы кроссфит.
- Определить наиболее высокий, низкий, средний и общую сумму частоты сердечных сокращений занятия по физическому совершенствованию.
Метод исследования. Инструментальный (монитор сердечного ритма фирмы Polar).
Организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе Ташкентского университета информационных технологий, в котором участвовали студенты 1 курса специального факультета.
Занятие состояло из подготовительной части (разминка 5 минут), основной части: кроссовый бег — 11 минут, 3 подхода сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подтягивание каждый подход по 1 минуте, игра в мини-футбол в универсальном спортивном зале 40м × 20м, 29 минут, в заключительной части стречинг — 2минуты.
Рис. 1. Динамика ЧСС при проведении практического занятия по системе кроссфит.
На рис.1 приводится динамика ЧСС в процессе занятия по системе фитнеса. Исходный пульс 87 уд/мин (это начало записи), а в покое пульс 78 уд/мин.
Рис. 2. Соотношение времени и ЧСС практического занятия по системе кроссфит
Рис. 3. Процентное соотношение энергообеспечения практического занятия по системе кроссфит
Рисунки 2,3 отражают информацию соотношении энергообеспечения занятия: в анаэробной зоне — 6,5 %, аэробной — 53,3 %, аэробно-анаэробной — 34,2 %. Минимальный пульс 87 уд/мин в начале записи, наиболее высокий показатель — 223 уд/мин процессе игры в мини-футбол. В среднем ЧСС практического занятия составило — 164 уд/мин, что по данным автора [3] оно относится к зоне большой интенсивности (60–65 % от V2).
Рис. 4. Скатерограмма ЧСС практического занятия по системе кроссфит.
На рисунке 4 отражается скатерограмма ЧСС занятия по физическому воспитанию, а на 5 рисунке показатели ЧСС через каждые 3 минуты.
00:00:00 0 87 87 170 161 165 168 171 174 174 179 180
00:03:00 179 183 181 183 183 184 184 186 186 187 186 187
00:06:00 187 186 188 185 190 189 190 191 189 191 192 192
00:09:00 192 191 192 192 193 193 193 192 192 193 194 193
00:12:00 192 189 178 170 158 154 170 177 174 174 179 175
00:15:00 170 168 166 164 173 178 175 177 188 180 169 166
00:18:00 165 166 171 174 167 166 166 166 166 163 165 166
00:21:00 163 160 163 162 164 153 159 171 173 184 183 186
00:24:00 186 187 184 184 223 195 194 194 194 194
00:30:00 161 155 159 162 216 161 160 162 154 149 149 150
00:33:00 141 149 163 183 185 177 162 152 145 143 140 145
00:36:00 145 138 136 139 138 137 134 133 140 136 134 139
00:39:00 140 147 150 141 137 141 139 145 158 178 179 181
00:42:00 176 170 182 188 190 190 192 191 189 198 192 182
00:45:00 179 174 157 149 145 146 144 143 160 155 146 143
00:48:00 134 132 130 126 132 130 130 123 126 129 124 124
00:51:00 122 130 128 126 118 117 121 128 122 124 125
Рис.5. Показатели ЧСС через каждые 3 минуты.
Выводы. Упражнения системы кроссфит проходят на высоком эмоциональном фоне, что способствует выполнению их в определенном напряжении. Соревновательный характер, стремление превзойти соперника в выполнении упражнений мобилизует возможности для действий с максимальным напряжением сил.
Литература:
- Замчий Т. П., Мусин С. А., Скатеева М. Х. Кроссфит в системе физической подготовки силовых структур. // Мат. XVII межд. научно — практич. конфер. 10–11 июня 2015 г. Иркутск. С. 83–85.
- Профессиональная подготовка специалистов по физической культуре и спорту: Монография [А. З. Зиннатуров и др.] М: Из-во «ТИПФК», 2011–79с.
- Платонов В. Н. Система подготовки в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение. К. / Олимпийская литература. 2008–803с.
- Хоули Э. Т., Френкс Б. Д. Оздоровительный фитнес: пер. с англ. — К. Олимпийская литература. 2000–480с.