Анализ коммуникативной компетентности студентов — будущих социальных работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 20.10.2016

Статья просмотрена: 1466 раз

Библиографическое описание:

Назарова, Т. А. Анализ коммуникативной компетентности студентов — будущих социальных работников / Т. А. Назарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 829-832. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34396/ (дата обращения: 15.11.2024).



This article isdevoted to the studyandreview of the varioustheories andconcepts ofcommunication competence.

Keywords:communicative competence, professional activity, ability, behavior, the identity ofthe student, social worker.

Профессия «социальный работник» подразумевает взаимоотношения с людьми, понимание поступков, способность оказывать поддержку, располагать к себе, быть приятным человеком, координировать и контролировать своё собственное поведение в процессе общения с другими людьми.

Изучая труды авторов в теме коммуникативной компетентности, рождается следующая парадигма: в профессиях «человек-человек» наличие коммуникативных навыков и способностей предполагает создание у личности совершенно нового поведения, создание определенных коммуникативных способностей, образования объективной обратной связи о результатах своего поведения. Способность прикладывать дополнительные усилия в своей учебно-профессиональной деятельности для создания прочных и долгосрочных отношений, как с преподавателями и работодателем, так и со своими подопечными, это и подразумевается под коммуникативной компетентностью.

Обладая коммуникативными способностями, новоиспеченные специалисты становятся более компетентными в своей учебно-профессиональной деятельности. Они всегда найдут общий язык с людьми, будут востребованы на рынке труда и обеспечены работой в пространстве нашей страны. В соответствие с вышесказанным и страна получит высококомпетентных специалистов еще и с точки зрения коммуникативной компетентности, как одной из ключевых компетенций в профессии “социальный работник”.

Коммуникативная компетентность является компонентом психологической культуры человека, которую Е. А. Климов определяет как «часть общей культуры человека, как члена семьи, гражданина, специалиста, предполагающая освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных способностей в деле, понимания особенностей психики (своей и окружающих людей), и использования этих знаний в обыденной жизни, самообразовании и профессиональной деятельности» [1; 278 с].

Коммуникативная компетентность–это важнейшая характеристика современного специалиста (И. Ф. Исаев, В. Л. Кан Калик, A. M. Логвинов, К. А. Маркова, Д. Равен, Л. А. Эррера и др.). Коммуникативная компетентность является одной из приоритетных составляющих профессиональной пригодности специалистов, чья профессия относится к типу «человек-человек».

Подтверждая теоретические положения авторов внедрение нового поведения и способностей в своей учебно-профессиональной деятельности студентов крайне важны.

Следует отметить, что исследований, посвященных изучению коммуникативной компетентности специалистов непедагогической сферы деятельности крайне мало. При этом проблема подготовки квалифицированных специалистов, обладающих достаточно высокой культурой профессиональной деятельности, требует более глубокого изучения данного вопроса.

Выявленное противоречие актуализировало в исследовании проблему: каковы психологические факторы, способствующие развитию коммуникативной компетентности студентов–будущих социальных работников в их учебно-профессиональной деятельности.

С учетом сформулированного противоречия цель данной статьи: исследовать уровень сформированности коммуникативной компетентности студентов.

Студенты нуждаются в совершенствовании навыков коммуникативной компетентности ввиду особенностей их будущей профессии. Развитие их коммуникативной компетентности определяется целостным подходом к подготовке специалистов и является обязательной ее составляющей.

В качестве базы исследования был выбран Красноярский Государственный техникум сферы услуг и предпринимательства. Обследовано 52 студента 1 и 2 курсов на базе 9 и 11 классов из трех групп специальности социальный работник. Возраст респондентов колеблется от 16 до 26 лет. Средний возраст испытуемых: 18 лет. Что касается половой принадлежности испытуемых, то 4 % составили мужчины, соответственно 96 %–женщины.

Для проведения первого подготовительно-диагностического этапа исследования, нами были отобраны следующие методики, направленные на измерение коммуникативной компетентности студентов:

– Тест «Коммуникативные умения» Л. Михельсона. Определение уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений;

– Тест «Техника общения» Н. Д. Творогова. Измерение уровня развития операционального и эмоционально–волевого компонентов коммуникативной компетентности;

Результаты теста на определение коммуникативных умений по методике Михельсона показывают, что у 45 % испытуемых преобладает компетентный способ коммуникации, у 12 % студентов зависимый способ, 31 % студентов имеют зависимо-компетентный способ коммуникации, 3 % студентов обладают агрессивным способом коммуникации. Обладателей зависимо-агрессивного способа коммуникации не нашлось вообще. И 6 % испытуемых имеют компетентно-агрессивный способ общения. В блоке “Умение оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстника” 77 % студентов имеют компетентный способ коммуникации, у 6 % студентов зависимый способ,17 % испытуемых имеют зависимо-компетентный способ коммуникации со своими сверстниками. Студентов с агрессивным, зависимо-агрессивным и компетентно-агрессивным способами коммуникации в этом блоке умений не нашлось. В блоке “Реагирование на справедливую критику” 44 % студентов имеют компетентный способ коммуникации, у 10 % студентов зависимый способ, 35 % испытуемых имеют зависимо-компетентный способ коммуникации со своими сверстниками. 12 % испытуемых имеют компетентно-агрессивный способ коммуникации. Студентов с агрессивным и зависимо-агрессивным способами коммуникации в этом блоке умений нет. В блоке “Реагирование на несправедливую критику” 20 % студентов имеют компетентный способ коммуникации, у 4 % студентов зависимый способ, 51 % испытуемых имеют зависимо-компетентный способ коммуникации со своими сверстниками. 4 % испытуемых имеют агрессивный способ коммуникации. 20 % испытуемых имеют компетентно-агрессивный способ общения. Студентов с зависимо-агрессивным способом коммуникации в этом блоке умений не выявлено. В блоке “Реагирование на задевающее, провоцирующее поведение со стороны собеседника” 56 % студентов имеют компетентный способ коммуникации, у 18 % студентов зависимый способ, 6 % испытуемых имеют зависимо-компетентный способ коммуникации со своими сверстниками. 10 % испытуемых имеют агрессивный способ коммуникации. 10 % испытуемых имеют компетентно-агрессивный способ общения. Студентов с зависимо-агрессивным способом коммуникации в этом блоке умений нет. В блоке “Умение обратиться к сверстнику с просьбой” 37 % студентов имеют компетентный способ коммуникации, у 15 % студентов преобладает зависимый способ коммуникации, 44 % испытуемых имеют зависимо-компетентный способ коммуникации со своими сверстниками. 10 % испытуемых имеют компетентно-агрессивный способ общения. Студентов с агрессивным и зависимо-агрессивным способами коммуникации в этом блоке умений не нашлось. В блоке “Умение ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет»” 88 % студентов имеют компетентный способ коммуникации, у 6 % студентов преобладает зависимый способ. 6 % испытуемых имеют агрессивный способ коммуникации. 10 % испытуемых имеют компетентно-агрессивный способ общения. Студентов с зависимо-агрессивным, зависимо-компетентным и компетентно-агрессивным способами коммуникации в этом блоке умений не выявлено. В блоке “Умение самому оказать сочувствие, поддержку” 73 % студентов имеют компетентный способ коммуникации, у 2 % студентов зависимый способ, 24 % испытуемых имеют зависимо-компетентный способ коммуникации со своими сверстниками. 2 % испытуемых имеют компетентно-агрессивный способ общения. Студентов с агрессивным и зависимо-агрессивным способами коммуникации в этом блоке умений нет. В блоке “Умение самому принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников” 28 % студентов имеют компетентный способ коммуникации, у 2 % студентов преобладает зависимый способ, 60 % испытуемых имеют зависимо-компетентный способ коммуникации со своими сверстниками. 4 % испытуемых имеют агрессивный способ коммуникации. 6 % испытуемых имеют компетентно-агрессивный способ общения. Студентов с зависимо-агрессивным способом коммуникации в этом блоке умений не нашлось. В блоке “Умение вступить в контакт с другим человеком, контактность” 24 % студентов имеют компетентный способ коммуникации, у 37 % студентов зависимый способ, 37 % испытуемых имеют зависимо-компетентный способ коммуникации со своими сверстниками. 2 % испытуемых имеют агрессивный способ коммуникации. Студентов с зависимо-агрессивным и компетентно-агрессивным способами коммуникации в этом блоке умений не нашлось. В блоке “Реагирование на попытку вступить с тобой в контакт” 25 % студентов имеют компетентный способ коммуникации, у 20 % студентов зависимый способ, 49 % испытуемых имеют зависимо-компетентный способ коммуникации со своими сверстниками. Выявлено 6 % студентов с компетентно-агрессивным способом в общении. Студентов с агрессивным и зависимо-агрессивным способами коммуникации в этом блоке умений вообще не нашлось.

Уровень развития операционального и эмоционально-волевого компонентов коммуникативной компетентности был измерен с помощью теста «Техника общения» Н. Д. Творогова. Респонденты оценили себя и друг друга по следующим коммуникативным умениям: 1. Умение начать разговор, найти общую тему; 2. Способность длительное время поддерживать разговор; 3. Понимание чувств и намерений другого человека; 4. Умение воздерживаться от категорических суждений при оценке других; 5. Умение выслушать собеседника; 6. Умение выйти из общения, не обижая других; 7. Приветливость; 8. Хорошие манеры в общении; 9. Тактичность; 10. Умение точно и ясно высказывать свои мысли; 11. Мимическая подвижность лица; 12. Соответствие жестов ситуации; 13. Соответствие мимики ситуации; 14. Умение одеваться в соответствии с ситуацией; 15. Соответствие интонации речи ее смыслу; 16. Умение при желании включиться в начатую другими работу.

Респонденты оценивали себя и своих одногруппников по шкале от 0 до 5 баллов. Данные исследования были сведены и получены средние значения. По результатам полученных данных средний уровень самооценки в коммуникативных умениях составляет 4,23 балла. Средний уровень оценки друг друга равен 3,74 баллам. Среднее отклонение: 0,49 балла.

Подводя итоги результатов первичного среза исследования, тестирование на коммуникативные умения Михельсона выявило следующие закономерности: у большинства респондентов преобладает компетентный способ коммуникации, на втором группа студентов с зависимым способом коммуникации. Бесспорно, компетентный способ общения является наиболее предпочтительным в профессии “социальный работник». Мы наблюдаем большой размах в результатах по каждой из шкал (от 1 до 25 баллов): зависимый, компетентный, агрессивный. Это свидетельствует о неоднородности уровня развития коммуникативных способностей студентов в группах.

Исследование показывает, что лишь треть студентов умеют принимать сочувствие и поддержку со стороны сверстников. В то же время они умеют сами оказать сочувствие, поддержку другим людям. Большинство студентов не умеют вступать в контакт с другими. Они не умеют грамотно и корректно реагировать на несправедливую критику людей, в то время как способны компетентно реагировать на справедливую критику. Практически все студенты умеют ответить отказом на чужую просьбу, сказать «нет». Студенты умеют оказывать и принимать знаки внимания (комплименты) от сверстников.

Было выявлено, что студенты осознают и допускают, что могут быть неприятными в общении, и признают этот факт своей зоной роста. Данное обстоятельство говорит о готовности студентов приобретать новые способности в общении и совершенствовать свою коммуникативную компетентность.

Существенное расхождение между самооценкой и оценкой студентов одногруппниками в тесте Творогова, подтверждает тезис о том, что большинство респондентов свою коммуникативную компетентность оценивают неадекватно, завышая самооценку (отклонение–0,49 баллов).

Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной подготовленности студентов в части развития коммуникативной компетентности, что является пробелом в их учебно-профессиональной деятельности. В связи с тем, что коммуникативная компетентность является одной из приоритетных составляющих профессиональной пригодности специалистов, чья профессия относится к типу «человек-человек», и профессия «социальный работник» подразумевает взаимоотношения с людьми, мы предлагаем программу, целью которой является развитие коммуникативных способностей у студентов. Ставится следующая задача: обучение компетентному способу общения нуждающихся в этом студентов. Планируются еженедельные мероприятия, результативность которых мы осветим в нашей следующей статье.

Литература:

  1. Климов Е. А. Основы психологии: учебник для вузов. Е. А. Климов.–М.: 1997.–295с.
  2. Коблянская Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности.–Автореф. дис. канд.психол. наук.–СПб,1995. — 22с.
  3. Куницына В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // В кн. Теоретические и прикладные вопросы психологии. Ч. 1. Теоретические проблемы психологии / Под ред. А. А. Крылова. — СПб., 1995. — 158с.
  4. Равен Д. Компетентность в современном обществе. Д. Равен. — Москва: 2002. — 224c.
  5. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. — Минск: 1999.–384 с.
  6. Социально-психологическая компетентность // Психология. Словарь. / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Москва: 1990.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, студент, компетентный способ коммуникации, блок умений, зависимо-компетентный способ коммуникации, зависимый способ, испытуемый, компетентно-агрессивный способ общения, агрессивный способ коммуникации, умение.


Похожие статьи

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогический подход к личности и деятельности преподавателя ву...

К вопросу о содержательном компоненте правовых компетенций обучающихся при формировании у них правовой культуры

Настоящая работа посвящена анализу содержательного компонента правовых компетенций обучающихся, их влиянию на формирование правовой культуры обучающихся.

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Педагогическая рефлексия как элемент профессиональной компетентности учителя

Цель статьи — исследование рефлексии как педагогического феномена, неотъемлемого компонента профессиональной субъектности учителя.

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Похожие статьи

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы

Статья является результатом теоретического изучения содержания понятий «профессиональная компетентность личности» и «коммуникативная компетентность личности». В ней рассмотрен психолого-педагогический подход к личности и деятельности преподавателя ву...

К вопросу о содержательном компоненте правовых компетенций обучающихся при формировании у них правовой культуры

Настоящая работа посвящена анализу содержательного компонента правовых компетенций обучающихся, их влиянию на формирование правовой культуры обучающихся.

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Влияние мотивации и воли на процесс успешного обучения студентов

В статье рассматриваются психолого-педагогические условия, влияющие на процесс успешного обучения студентов, к которым относятся воля и мотивация к обучению. Недостаток комплексного подхода психолого-педагогической работы направленной на формирования...

Практическая значимость готовности будущих и молодых педагогов к организации и сопровождению исследовательской деятельности учащихся

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки педагогов к реализации исследовательского подхода, предусмотренного ФГОС, условия формирования исследовательской компетентности будущих/молодых педагогов, а также представлено исследование...

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Педагогическая рефлексия как элемент профессиональной компетентности учителя

Цель статьи — исследование рефлексии как педагогического феномена, неотъемлемого компонента профессиональной субъектности учителя.

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Задать вопрос