Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (125) ноябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 20.10.2016

Статья просмотрена: 670 раз

Библиографическое описание:

Осашина, О. Ю. Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации / О. Ю. Осашина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 21 (125). — С. 905-906. — URL: https://moluch.ru/archive/125/34399/ (дата обращения: 19.12.2024).



Основополагающей задачей руководителя образовательной организации является адаптация молодого специалиста. Эффективное решение данной задачи предполагает формирование профессионального наставничества. Сегодня государство, рынок труда и общество нуждаются в высокопрофессиональных педагогах, креативно и новаторски мыслящих, созидающих творческие проекты, готовых в психологическом отношении к своей деятельности, и постоянному развитию и саморазвитию.

В формировании данного образа, важным этапом является адаптация, поскольку специфика педагогической деятельности связана с эмоциональным напряжением. Разрешение данной проблематики заключается в формировании концепции наставничества, роль которой сводится к оптимизации этапов становления педагога в профессиональном, творческом и личностном отношениях.

Суть самой концепции это помощь и взаимодействие молодого педагога с опытным, способным стать достойным наставником и ориентиром в педагогический мир. В качестве альтернативны понятию наставничество, используют часто современные «тьюторство», «коучинг», «менторинг». Поскольку коучинг предполагает найм специалиста со стороны, что не применяется в образовательной системе, данной понятие неприменимо к теме статьи. Термин тьюторство отражает процесс воспитания, и заимствован из английского языка, что в переводе означает воспитатель, учитель.

Итак, наставничество является грамотным инструментом адаптации молодых педагогов. Следует отметить, что руководитель образовательной организации не имеет юридических прав принуждать кого — либо в коллективе становиться наставником для нового специалиста. Должен соблюдаться принцип добровольности, а также такие личностные характеристики наставника, как коммуникабельность, авторитетность.

Наставник должен, в свою очередь, быть ориентированным на серьезную работу и взаимодействие со своим протеже. Процесс наставничества включает трансляцию знаний, опыта, навыков наставника молодому педагогу.

В обязанности наставника также входит раскрытие потенциала молодого педагога, приобщение к коллективу, содействование развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства, воспитание в потребности к самообразованию и повышению квалификации, стремлению к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

Также наставник должен ознакомить молодого специалиста с формальной стороной вопроса, то есть документацией, ее оформлением и ведением, с техникой безопасности, методическими материалами, структурой ведения занятий, этикой общения с учениками, алгоритмом обучения и т. п.

Руководитель образовательной организации в сотрудничестве с наставником молодого педагога должен написать подробный план адаптации и профессионального развития начинающего специалиста. Далее, с молодым педагогом в обязательном порядке проводится анкетирование либо собеседование.

Анкетирование и собеседование, а также тестирование являются традиционными формами взаимодействия с молодым специалистом, первым этапом адаптации, когда руководитель организации выясняет, с какими проблемами и страхами сталкивается специалист.

Помимо того, руководитель в своей работе с молодых педагогом, может применять совершенно новаторские способы взаимодействия, например тренинги, творческие лаборатории, психологопедагогические деловые игры, диспуты, конкурсы, круглые столы совместно с родителями и учениками, «мозговые штурмы», разработка и презентация моделей уроков, презентация себя как учителя, классного руководителя, защита творческих работ.

Данные методы позволят значительно сократить период адаптации специалиста в образовательной системе и укажут на профессионализм и инновационное мышление руководителя. Так, руководитель организации, создаст все необходимые условия для удовлетворения молодого педагога своим трудом и позволит пройти в дальнейшем аттестацию.

Также руководитель образовательной организации вместе с наставником должен поспособствовать формированию профессионального портфолио молодого педагога. Данное портфолио содержит, как правило, педагогические находки, свежие мысли, новые идеи педагога, анкеты с отзывами на проведенные уроки, что позволит отследить динамику профессионального и личностного становления молодого педагога и его адаптацию в образовательном учреждении.

Таким образом, система наставничества позволит руководителю образовательного учреждения сформировать эффективные условия для адаптации молодого педагога, его профессионального и личностного развития.

Литература:

  1. Адамов Н. Н. Применение инновационных методов преподавания / Н. Н. Адамов // Вестник воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. — 2016. — № 4. — С. 45–60.
  2. Алексеева В. В. Формирование профессиональных компетенций студентов посредством деловых игр / В. В. Алексеева // здоровье и образование в XXI веке. 2015. — № 8. — С.150–167.
  3. Баранов А. С. Новые образовательные технологии — Чебоксары: «INet», 2016. — 422 с.
  4. Бариленко В. И., Роль руководителя в системе наставничества молодого педагога / В. И. Бариленко // Педагогическое образование и наука. 2015. — № 4. — С. 56–70.
  5. Башкирева Т. Ф. Адаптация молодого специалиста в образовательном учреждении / Т. Ф. Башкирева// Педагогика. — 2015. — № 10. — С. 120–124.
  6. Щетников В. О. Проблемное обучение как вид развивающего обучения / В. О. Щетников // Интеграция образования. 2015. — № 9. — С. 45–60.
Основные термины (генерируются автоматически): молодой педагог, образовательная организация, молодой специалист, наставник, образовательная система, образовательное учреждение, руководитель, руководитель организации.


Похожие статьи

Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации

Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе в процессе профессиональной подготовки

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Реализация проектно-исследовательской деятельности как инновационной педагогической технологии в воспитательном процессе

Похожие статьи

Адаптация молодых специалистов как составляющая деятельности руководителя образовательной организации

Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в вузе в процессе профессиональной подготовки

Модель организации деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Система электронного обучения как фактор развития правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации

Изучение возможностей информационной среды образовательной организации в профессиональном развитии педагога

Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Формирование коммуникативной компетентности как условие профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе

Реализация проектно-исследовательской деятельности как инновационной педагогической технологии в воспитательном процессе

Задать вопрос