На сегодняшний день валютные риски остаются актуальной темой для ее изучения. Множество компаний выделяют данный вид риска как один из основополагающих для прогнозирования и формирования прибыли предприятия.
Одной из таких компаний является ОАО «АВТОВАЗ», которая осуществляет торговые операции и закупки, как на внутреннем, так и на внешнем рынке и соответственно подвергается влиянию курсов таких валют как доллар и евро. В 2014 году предприятие решило частично перейти на закупку автокомпонетов за рубежом в целях повышения качества выпускаемых автомобилей, а также оптимизации стоимости комплектующих изделий. Но случилось то, чего никто не ожидал, курсы валют резко возросли, данное изменение можно наблюдать из рисунка 1.
Рис. 1. Курсы валют 2014 год
Еще в сентябре 2104 года 1$ = 39,38 руб., тем временем как к концу года он составил 56,25 руб., что составило увеличение на 16,87 пункта. Такое же увеличение показала и другая иностранная валюта — евро +18,39 пункта. Данные скачки валют мы наблюдаем и по сегодняшний день.
Таким образом, крупнейший производитель легковых автомобилей, который на фоне ослабления рубля и снижения спроса на автомобильном рынке в 2015 году получил рекордный убыток 74 миллиарда рублей. Одним из основных критериев ухудшения финансового состояния стала закупка импортных комплектующих в иностранной валюте. Повысив качество производства, предприятию соответственно пришлось повысить и себестоимость выпускаемой продукции за счет возросшего курса валюты, что негативно отразилось на прибыли компании.
Из сложившейся ситуации следует вывод о том, что скачки валютных курсов приводят к увеличению обязательств, номинированных в иностранной валюте, а также к возрастанию соответствующих затрат, что в конечном итоге приводит к уменьшению чистой прибыли.
Данная компания считает влияние валютного риска значимым критерием развития и благосостояния общества. Для управления данным риском использует нефинансовый метод, хеджирование рисков изменения курсов иностранных валют на предприятии не применяется.
Для ограничения влияния валютных рисков ОАО «АВТОВАЗ» планирует следующие методы управления:
Рис. 2. Методы управления валютным риском
Увеличение цен на комплектующие изделия приводит к удорожанию конечного продукта — автомобиля, что снижает спрос среди покупателей, а также показатели рентабельности ОАО «АВТОВАЗ». В данном случае компания осуществляет мониторинг последствий роста инфляции и возможности сокращения издержек для минимизации влияния данного фактора риска. Уровень инфляции в 25–30 % в год предприятие считает критическим, но однозначного воздействия на деятельность компании он не осуществляет. С одной стороны он может привести к увеличению затрат предприятия, и как следствие, падению прибылей ОАО «АВТОВАЗ», с другой увеличение темпов роста приведут к обесценению реальной стоимости существующих рублевых обязательств, а также к росту потребительских цен на продукцию Общества, что позволит переложить часть бремени на потребителя продукции.
В целях снижения отрицательного влияния инфляции, компания проводит мероприятия по оптимизации издержек, контролирует рост себестоимости автомобилей, путем регулирования цен на закупаемые автокомпоненты, сокращает оборачиваемость дебиторской задолженности.
Литература:
- Балабанов И. Т. «Риск менеджмент» — Москва.: Финстатпром, 2012 г.
- Каяшева Е. В. Валютный риск: возможность его оценки и хеджирования в современных условиях // Финансы и кредит. 2011. № 27. С.74–76.
- Красавина Л. Н. «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» — Москва.: Финансы и статистика, 2011 г.
- Непп А. Н., Пономарева Е. С. Валютные риски: выявление влияние, прогнозирование и минимизация убытков // Проблемы анализа рисков. 2012. Т.7. № 1. С.6–18.